Методическая разработка " Что за чудо расписное"
план-конспект занятия (старшая группа)
Аннотация к комплексному занятию по рисованию " Что за чудо расписное" Горлова Надежда Александровна . Приобщить детей к истокам русской народной культуры; развивать память , воображение, устную речь, словарный запс, воспитывать эстетическое отношение к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon.komp_.zan_.chudo_raspisnoe.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад
комбинированного вида№8 села Успенского муниципального образования Успенский район
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Что за чудо расписное!»
Подготовила воспитатель:
Горлова Н.А.
2023год
Цели: приобщать детей к истокам русской народной культуры; развивать память, воображение, устную речь, словарный запас ; упражнять детей в адекватном применении произведений устного народного творчества на практике; воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.
Оборудование: слайды с изображением дымковских игрушек, дымковские игрушки из соленого теста.
Предварительная работа: лепка из соленого теста дымковских барышень; рассматривание дымковских игрушек.
Воспитатель: Ребята сегодня мы поговорим о Дымковской игрушке.
Посмотрите внимательно на эти картинки, здесь изображены дымковские игрушки. Как вы думаете, почему их называют дымковскими? Хотите я вам расскажу.
Дымковский промысел родился в древнем русском городе Вятке. Затем мастера игрушечники переселились в отдельную слободу возле реки Дымково. Отсюда и название дымковская игрушка. Послушайте стихотворение.
Пестрый хоровод.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
Я слеплю лошадку, я её поглажу
И седельце с бахромой на спине приглажу.
Слепим, высушим и в печь! А потом распишем.
Будем мы игрушки печь, печка жаром пышет.
А в печи - не калачи, а в печи - не куличи,
Не пышки, не ватрушки, а в печи – игрушки!
Не кастрюли, чугуны, а лошадок табуны.
За лошадками, козёл, из печи и прыг на стол.
Вылезай скорей медведь! В печке можно угореть.
Друг за дружкой выплывают, уточек-свистулек стаи,
А за ними в свой черёд кукол пестрый хоровод.
Распишу я уточку разными цветами,
Свищет моя уточка разными ладами.
Из какого материала делают дымковскую игрушку?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Правильно дети.
А какие игрушки делали дымковские мастера?
Дети: Индюки, барышню, козлика, коней.
Воспитатель: А знаете ли вы, почему дымковские мастера лепили фигурки животных, людей? Я вам расскажу.
В древние времена люди верили во множество богов.
В бога солнца, которого называли – Ярило, в богиню домашнего очага – Роженицу.
Их образы люди лепили из глины, а рядом ставили фигурки того, что хотели попросить у них, у богов.
Они ставили перед своими богами фигурки домашнего скота, младенцев.
Образы богов нашли отражение и в росписи игрушек.
Скажите ребята, какое настроение передают эти игрушки?
Дети: Хорошее, весёлое, радостное.
Воспитатель: Подумайте, почему дымковские игрушки передают нам радостное настроение?
Дети: Потому, что они яркие, красивые, пёстрые.
Воспитатель: И правда, здесь можно увидеть, и коня с эмблемой солнца на груди, и яркий без хитростный узор юбки у барышни, и неимоверно пестрый хвост индюка, расписанный разноцветными кружочками и точками. А теперь ребята отгадайте загадки.
Кофточки цветные юбки расписные,
Шляпы трёхэтажные статные и важные.
Дымковские барышни.
Хвост узорами сапоги со шпорами,
Очень рано встаю детям спать не даю.
Петушок.
Вот и он нарядный, весь такой он складный.
У большого, вот так диво, все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок и высокий гребешок,
Красной горкою горя как корона у царя.
Индюк.
После загадок, народная игра “ жмурки с колокольчиком”.
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать понравившуюся игрушку. Это для закрепления пройденного материала.
Итог выставка лучших рисунков. “ Что за чудо расписное!
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пёстрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье!
Всем на удивление!
Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.
Дети: Это дымковская кукла!
Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?
Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.
Вос-ль. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле?
Ребенок: Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у них радостное, веселое.
Воспитатель: Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.
А вот кого еще делали дымковские мастера, мы с вами сейчас скажем, если заглянем вот в этот конверт (3 конверта: открываю конверт, показываю разрезные картинки).
Ой, ребята, что здесь?
Дети: Разрезные картинки.
Воспитатель: А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.
Дети собирают пазлы и называют, что у них получилось, рассказывают стихотворения.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?
Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
(проходят на стульчики)
Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет....)
Воспитатель: Почему?
Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по математике "Чудо-дерево"
Программное содержание: 1. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.2. Продолжать учить ра...
Методическая разработка детского проекта "Чудо семечко"
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребёнка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности. На...
методическая разработка дидактическая игра "чудо яички"
Дидактическая игра «Чудесные яички»Подготовила: воспитатель ГБДОУ №17 Василеостровского районаЛяцкая Наталья Николаевна Игра может быть использована в работе с...
Методическая разработка «По страницам "Чудо-книжки» (Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»
Цель: уточнить правильное произнесение звука С в словах.Задачи:- автоматизировать звук С;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...
Методическая разработка на тему "Чудо - дерево "для раннего возраста детей ( 2 - 3 лет )
Образовательная область:социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,речевое развитие,художественно-эстетическое развитии.Задачи:Формирование элементарных математических представлений...
Методическая разработка по математике "Чудо-дерево"
Формировать представление детей о свойствах предметов: цвет, форма, величина...