Комплекс дыхательных, артикуляционных, пальчиковых гимнастик и самомассажа
материал

Киселева Кристина Владимировна

Комплекс дыхательных, артикуляционных, пальчиковых гимнастик и самомассажа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс дыхательной гимнастики для детей 5 – 7 лет по методике А.Н. Стрельниковой

1 год

Месяц

Дыхательное упражнение

                            Содержание

Сентябрь

№1

«Разминка»

И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и. п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1-2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10 раз.

Октябрь

№2

«Насос»

И.п. - встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох  при выпрямлении  и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С - с - с».  руки скользят вдоль туловища. Повторить 6-8 раз на выдохе.

Ноябрь

№3

Упражнения на удлинение выдоха.

«У кого дольше колышется ленточка»

Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон. Повторить 8– 10 раз

Декабрь

№4

«Задуй свечку»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. Повторить 8 -10 раз.

Январь

№5

«Полное дыхание»

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться. Повторить 5-7 раз.

Февраль

№6

Упражнение на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

«Ёжик»

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым вздохом носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 5 -7 раз.

Март

№7

«Маятник»

И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1-2 вдоха в секунду. Повторить 10 раз.

Апрель

№8

Упражнение на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

«Ушки»

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 5-7 раз

Май

№9

Упражнения на удлинение выдоха.

«Наклоны в сторону»

(«Наклоны с зонтиком»). И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и. п. 1-2-3 - тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой - «накрылись зонтиком» - выдох. 4 - вернуться в и. п. Повторить 8 -10 раз.

Комплекс дыхательной гимнастики для детей 5 – 7 лет    по методике Б.С. Толкачёва

2 год

Месяц

Дыхательное упражнение

                            Содержание

IX

№1

 «Качалка»

И. п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

X

№2

«Зайчик»

И. п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр! ». Повторить медленно 5-7 раз.

XI

№3

«Как гуси шипят»

И. п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш...». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

XII

№4

 «Прыжки»

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой. Повторить 2 -3 раза.

I

№5

«Снеговик веселится»

И. п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

II

№6

«Конькобежец» 

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

III

№7

 «Погрейся»

И. п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

IV

№8

 «Заблудился»

И. п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

V

№9

«Вырасти большим»

И. п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.



Предварительный просмотр:

Комплекс пальчиковой гимнастики для детей 5- 7 лет

Месяц

       пальчиковая гимнастика

                       Содержание

           Сентябрь

               

№1

                 «В лесу»

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап!

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

Кто нашёл его, друзья?

Это я, я, я!

Сжимают и разжимают пальцы.

Стучат указательным пальцем по ладони.

Трут кулачок о кулачок.

Хватательные движения справа и слева.

Трут ладонь о ладонь.

Постепенно поднимают руки.

Протягивают руки вперёд.

Три раза ударяют себя в грудь.

        Октябрь

             

№2

«Пальчики здороваются»

«Крепкое рукопожатие»

соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с
указательным и т.д.),
а затем «Крепкое рукопожатие»-
надавливание подушечек
пальчиков.

                                           Ноябрь

                                           

№3

«Здравствуйте, пальчики»

Здравствуйте, братишки,

Здравствуйте, братишки

Как поживаете?

Хорошо поживаем!

Давайте поздороваемся,

Давайте поздороваемся.

Здравствуйте (3р)

Давайте поцелуемся,

Давайте поцелуемся.

Чмок (5р)

Давайте обнимемся,

Давайте обнимемся.

Крепко братья обнялись,

А потом поссорились!

А давайте их помирим!

Сжать и разжать пальцы правой руки

Сжать и разжать пальцы левой  руки

Движения повторяются

Здороваться

Сжать и разжать пальцы правой руки

Сжать и разжать пальцы левой  руки

Поочерёдно соприкасаться кончиками пальцев

Сжать и разжать пальцы правой, левой руки. Затем крепко «сцепить» пальцы

Хлопок в ладоши, спрятать руки за спину

Гимнастика повторяется, в конце пальчики «целуются» соприкасаются поочерёдно кончиками пальцев.

           Декабрь

               №4

№4

         

         «Кулак – кольцо»

            «Кулак – ладонь»

Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

Руки вытянуты вперед на уровне груди.

Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

      Январь

          №5

№5

               «Зима»  

Снег ложится на дома,    

Улицы и крыши.

Тихо к нам идёт зима,  

Мы её не слышим…                    

Руки разводим в стороны, ладонями вниз.

 Руки «домиком».

Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.

Рука за ухом.

              Февраль

                    №6

№6

                 «Напёрсток»

Вышивает, шьёт иголка,

Пальцу больно, пальцу колко.

А напёрсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: «Шей,          

А колоться ты не смей!»

 Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

Делают движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток.

«шьют»

Грозят указательным пальцем левой руки.

                                        Март

                                           №7

№7

             «Перчатка»

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала.

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила (отшлёпала) всех

И отправила спать.

 Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

 

Складываем ладоши "ковшом".

 Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные скользящим движением от мизинца к указательному.

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

    Апрель

 

№8

   

      «Кулак – ладонь – ребро»

Поочередная смена положения рук.  Выполняется сначала правой,  затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.

                     Май

 

№9

             « У жирафов»

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде.

На лбу, на ушах,

На шее, на локтях,

На носах, на животах,

На коленях и носках.

Хлопаем по всему телу ладонями.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений  артикуляционной  гимнастики   для детей 5 -7 лет

Месяц

Артикуляционное упражнение

Содержание

Сентябрь

№1

Упражнение для развития

подвижности губ

«Улыбка – трубочка»

Втянуть вперёд губы трубочкой затем растянуть губы в улыбке. Повторить 5 – 7 раз.

Октябрь

№2

Упражнение для губ и щёк   «Сытый хомячок»

Надуть обе щёки, потом надувать щёки поочерёдно. Повторить 5 – 7 раз.

Ноябрь

№3

Упражнения для языка

«Часики (маятник)»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Повторить 5 – 7 раз.

Декабрь

№4

Упражнение для развития

подвижности нижней челюсти

«Трусливый птенчик»

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок – «птенчик» сидит в гнёздышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

Повторить 5 – 7 раз.

Январь

№5

Тренировка мышц глотки и  мягкого  нёба

«Позеваем»

Позёвывать с открытым и закрытым ртом. Позёвывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха. Повторить 5 – 7 раз.

Февраль

№6

Упражнение для губ

«Заборчик – бублик. Улыбка хоботок»

«Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

«Бублик» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Повторить 5 – 7 раз.

Март

№7

Упражнение для развития

подвижности  губ

«Рыбки разговаривают»





1.Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

2. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх – вниз.

3. Щёки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнении, раздавался характерный звук «поцелуя». Повторить 5 – 7 раз.

Апрель

№8

Упражнение для губ и щёк

«Иголочка (Стрелочка, Жало)»

Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Повторить 5 – 7 раз.

Май

№9

Тренировка мышц глотки и

мягкого  нёба

1.Произвольно покашливать .  Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

2. Надувать щёки с зажатым носом.

3. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и – а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой. Повторить 5 – 7 раз.



Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений самомассажа  для детей 5 – 7 лет

Месяц

            Упражнение

Содержание

Сентябрь

№1

«Мытье головы»

А)Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) ото лба к макушке; 2) ото лба до затылка; 3) от ушей к шее.

Б) Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

Октябрь

№2

«Глазки отдыхают»

Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3–5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз. Повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

Ноябрь

№3

«Ушки»

Растирать уши ладонями, как будто они замерзли; разминать три раза сверху вниз (по вертикали); растирать возвратно-поступательным движением в другом направлении (по горизонтали). Пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз.

Декабрь

№4

«Весёлые носики»

Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3–5 раз. После этого проделать 3–5 поглаживающих вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз, с обеих сторон.

Январь

№5

«Расслабленное лицо»

Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3–5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.

Февраль

№6

«Гибкая шея, свободные плечи»

Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.

А)Правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой – правое плечо.

Б) Правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее; то же – левой рукой, затем обеими руками одновременно.

Март

№7

«Тёплые ручки»

Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление движению и одновременно массируя. Затем руки меняются.

Растирать и разминать пальцы рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Особое внимание следует уделить большим пальцам.

Апрель

№8

«Сова»

Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох. Левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно дальше за спину. То же – с левым плечом правой рукой.

Май

№9

«Рыбки»

Рот немного приоткрыть. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения".

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мя...

В.В. Коноваленко "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения"

Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у детей 4-5 лет...

Комплексы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик

Перспективное планирование гимнастик на год...

Комплексы дыхательной, зрительной, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, физкультминутки и релаксации для детей дошкольного возраста (4-7 лет)

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...

Комплекс дыхательной и пальчиковой гимнастики

Комплексы упражнений для занятий дома с детьми....

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Занятия для развития речи дошкольников: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики....