Использование нейроигр, как двигателя психических функций у детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
Что такое нейроигра? Какова ее основная цель в развитии детей? Какие она решает задачи? Всё это вы можете узнать, ознакомившись с моей статьей - "Использование нейроигр, как двигателя психических функций у детей с ОВЗ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_neyroigr.docx | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейроигр, как двигателя психических функций у детей с ОВЗ.
Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, психологии, в том числе и дефектологии. У детей с ЗПР, с которыми мы работаем, отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, также страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для большинства детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Анализируя используемые современные методы коррекционно-развивающего воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья, следует сказать, что применение педагогами системы игр и упражнений с нейрокоррекционным воздействием позволяет значительно повысить эффективность коррекционно – образовательного процесса.
Особенность нейрокоррекционной работы состоит в том, что она должна предшествовать обучению «особого» ребенка и создавать те базисные системы, те психические структуры, на которых впоследствии и будет строиться обучение. Иначе говоря, нейрокоррекционная работа предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. К базисным системам относятся:
- произвольная регуляция и контроль поведения;
- системы пространственных и квазипространственных представлений;
- фонетического и кинестетического анализа и синтеза;
- тонкая моторика;
- объем и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов;
- навыки логического мышления и коммуникативные умения.
Преимущество нейрокоррекционного воздействия, обеспечивающее его эффективность, заключено в принципах системности и комплексности. Принцип системности означает направленность программы коррекции не на преодоление отдельного дефекта, а в целом на гармонизацию психического функционирования и личности ребенка. Принцип комплексности воздействия предполагает сочетание в каждом цикле занятий методов двигательной, когнитивной и эмоционально – личностной коррекции. Все виды методов воздействуют на одни и те же функции (произвольная регуляция, пространственные представления, кинетическая организация действия, внимание и память и т.д.). Одна и та же психическая функция одновременно формируется и с помощью когнитивной, и с помощью двигательной коррекции.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Основная цель нейроигр: создание условий для образования новых нейронных связей.
Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:
- развить межполушарное взаимодействие, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторики;
- обучать последовательному выполнению действий;
- развить пространственные и квазипространственные представления;
- развить слуховое и зрительное внимание, воображение, память, речь, восприятие, мышление;
- способствовать развитию навыков письма, чтения и счета.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- интеграция образовательных областей;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов, партнерского взаимодействия между сверстниками, а также между ребенком и взрослым.
Ежедневное применение нейроигр значительно улучшит интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста. Нейроигры и упражнения помогают снять психоэмоциональное напряжение, повышают стрессоустойчивость. Использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения, а также повышению социального статуса и дальнейшей успешности в обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа на тему: "«Использование методов нейропсихологии и кинезиологии в процессе формирования высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка к данной экспериментальной работе...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...
Мастер класс по теме: «Использование логоритмики, как метода преодоления и развития речевых и неречевых психических функций у детей с нарушениями речи»
Логоритмика способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от нарушения произношения звуков родного языка до тяжелых речевых дефектов, таких, как заикание, общее недоразвитие речи, ...
Проект:"Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста".
Цель проекта: Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических процессов у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Задачи:1. Формировать начальные ...
Семинар-практикум для педагогов по теме: "Использование нейропсихологических игр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР".
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования нейропсихологических игровых приемов, упражнений, способ...
Использование нейроигр и упражнений для развития высших психических функций у детей дошкольного возраста с ТНР
В дошкольном возрасте целесообразно использовать нейроигры, которые служат дополнением к общепринятым популярным технологиям и методикам, так как они способствуют созданию базы для успешного пре...