Статья Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.
статья
Статья
Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.
Воспитатель
МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», город Клин
Голикова Наталья Владимировна
Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_situatsiya.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.
Воспитатель
МОУ ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», город Клин
Голикова Наталья Владимировна
Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».
Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторы, учитывающиеся при этом. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология (в отличие, например, от технологии изготовления автомобиля) должна использоваться педагогом не как самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.
С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.
Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.
Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».
Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.
Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?
Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.
Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.
Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.
Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.
Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.
В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!
Этап 1. «Введение в ситуацию»
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы».
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.
Этап 2. «Актуализация».
На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.
Этап 3. «Затруднение в ситуации».
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка».
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.
Этап 6. «Осмысление (итог)».
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избекгать.Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели .
Проводя наблюдение образовательного процесса, мы увидели, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель. Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.
Педагогический коллектив пришёл к выводу, что необходимо найти такую технологию, которая будет работать на решение данных проблем.
Далее представлены шаги по методическому сопровождению педагогов учреждения при внедрении технологии «Ситуация» в образовательный процесс.
Ситуация 1. «Одежда животных»
Цель: обратить внимание детей на значение шерсти, перьев и другого покрова животных. Показать различие в покровах животных.
ХОД.
1 этап: введение в ситуацию.(В данной ситуации создаются условия для мотивации, дети фиксируют «Детскую цель»)
Ребята, посмотрите, кукла Катя и котёнок Мурзик собрались гулять. Как вы думаете, по погоде ли оделась кукла Катя? Не холодно ли ей будет?
- Да, по погоде.
Ребята, а вот Катя еще хочет одеть котёнка, она переживает, что на улице холодно и он замёрзнет и заболеет, а Мурзик с себя все снимает и одевать не хочет.
2 этап: Актуализация (Организуется предметная деятельность детей, в которой актуализируются знания и опыт детей для построения нового знания, на основе знаний самостоятельно проделывают действия)
Ребята, куда же Катя собралась идти?
- Гулять
Давайте вспомним, какая же сегодня погода?
- Холодная
А что надела кукла?
- Шубку, сапожки, варежки, шапку.
А почему она надела именно такую одежду?
- Чтобы не замёрзнуть.
Молодцы ребята, правильно, кукла надела тёплую одежду, чтобы ей было тепло.
3 этап. Затруднение в ситуации (Моделируется ситуация по сюжету, где дети сталкиваются с затруднением)
Ребята, вот Кукла Катя жалуется, что Мурзик не хочет надевать на себя шубу, даже шапочку снимает.
Почему же он не хочет надевать одежду?
4 этап. Открытие детьми нового знания (Способа действия) ( На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, в данном занятии даётся новый материал о мехе.)
Давайте подумаем, почему же котёнок не хочет надевать шубу и шапку?
Посмотрите на котёнка, какой он.
- Мягкий, пушистый.
Посмотрите, что у Кати на голове?
-Шапка
А у котёнка что на голове?
- Мех
У котёнка мех, очень похож на шапку.
Посмотрите на Катину шубку, какая она?
- Мягкая, тёплая
А у котёнка есть шубка?
-Да
У многих животных есть шубка. Посмотрите: (картинки белого медведя, лисы)
Физминутка
Хитрый кот
Хитрый кот по дому рыщет, кот ходит по коврику
Мышку маленькую ищет дети стоят на коврике
Мышка в подполе живёт, дети присаживаются на корточки и
Тихо досочки скребёт. «скребут» по коврику
Не поймает котик дети встают на ноги
Мышеньку за хвостик! грозят пальчиком коту
5 этап. Включение нового знания (Способа действия) в систему знаний ребёнка. На данном этапе дети действуют самостоятельно на примере других.
Ребята, как называется вот эта одежда?
- Варежки.
У человека варежки, а у животных на лапках?
- Мех
(Вызываются 2-3 ребёнка). Наденьте варежку на одну руку. Когда мы надеваем варежки? Какой руке теплее, той, что в варежке или той, которая без варежки?
- Ответ детей
А что мы надеваем на ноги, чтобы было тепло?
- Носки.
Да, человек надевает шерстяные носки, а у животных тоже есть носки, но немного другие. Например у белого медведя на лапах зимой вырастает очень теплая шерсть и ему зимой совсем не холодно.
Ребята, как вы думаете, а у птиц есть меховая шубка?
- Ответ детей.
Конечно же, у птиц нет меховой шубки, у них своя тёплая одежда-это перья. Такая одежда бывает только у птиц. Перья бывают разные – длинные и короткие, большие и маленькие (картинки перьев). Благодаря такой одежде – перьям, птицы не мёрзнут. Одежда птиц – перья, очень лёгкие, поэтому птицы могут летать. Посмотрите, как летают пёрышки.
6 этап: осмысление
Ребята, мне кажется мы про кого то уже забыли. Кто же собирался сегодня гулять,
- Кукла и котёнок.
А что Катя хотела сделать с котёнком?
- Одеть его
У нее получилось?
- Нет
А нужна ли одежда животным?
- Нет
А почему она им не нужна?
- У них есть своя одежда, свои шубки.
А у птиц какая одежда?
- Перья
Правильно ребята, вы молодцы. Вы помогли Кате разобраться, почему котёнок снимал одежду, которую на него надевала кукла?
- Да.
Вам понравилось помогать?
- Да
Теперь кукла тоже знает, что не надо надевать человеческую одежду животным. Ну а сейчас давайте попращаемся с Куклой и котёнком.
- До свидания!!!
Ситуация 2. «Зимняя сказка»
П.С. Обогащать опыт диалогического общения и игрового взаимодействия детей. Активизировать словарь прилагательных, различать звук «Ж» в словах.
ХОД.
1 этап: введение в ситуацию.(В данной ситуации создаются условия для мотивации, дети фиксируют «Детскую цель»)
Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
-Зима
Чем зима отличается от других времён года?
- Зимой есть снег.
Какой бывает снег?
- Белый, пушистый, холодный, мокрый.
Какие бывают снежинки?
- Легкие, пушистые, узорные, маленькие.
Дети, а Вам нравится зима?
- Да, нравится.
Вы знаете, что о зиме есть много сказок. Вы любите сказки?
- Да
Хотите попасть в сказку?
- Да.
Тогда давайте повернёмся и в сказку окунёмся.
(Садятся на стульчики).
Ребята, посмотрите, мы с вами попали в «Зимнюю сказку», которую написал Сергей Григорьевич Козлов и герои этой сказки нас уже ждут, чтобы рассказать вам свою сказочную историю.
Посмотрите, кто лежит на кровати?
- Медведь.
А рядом кто сидит?
- Ёжик.
А что ёжик даёт медведю?
- Лекарства
Что же произошло с медведем?
- Он заболел
А вы хотите выяснить, почему заболел медведь?(Детская цель)
2 этап: Актуализация (Организуется предметная деятельность детей, в которой актуализируются знания и опыт детей для построения нового знания, на основе знаний самостоятельно проделывают действия)
Ребята, давайте ещё раз вспомним, какой снег?
- Холодный, мокрый, липкий.
Можно снег долго держать в руках без варежек?
- Нет, замёрзнут руки.
А можно снежинки брать в рот?
- Нет, можно заболеть.
3 этап. Затруднение в ситуации (Моделируется ситуация по сюжету, где дети сталкиваются с затруднением)
Ребята, мы видим, что ёжик лечит мишку. Так что же случилось с мишкой, почему ему ёжик даёт лекарства?
4 этап. Открытие детьми нового знания (Способа действия) ( На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.)
А это всё мы узнаем из сказочной истории про медведя и ёжика.
Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Чтение сказки С. Козлова «Зимняя сказка»
С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.
Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах как это было весело!
«Седьмая»,— прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизал нос.
Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми у Медвежонка в животе.
«Ах, здравствуйте, голубушка! — сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними.— В лесу так же безветренно?
Медвежонок по—прежнему сидит на пеньке? Ах какой смешной Медвежонок!»
Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания.
А снег все падал и падал. Снежинки все чаще опускались Медвежонку на нос, приседали и, улыбаясь, говорили: «Здравствуй, Медвежонок!»
«Очень приятно,— говорил Медвежонок.— Вы – шестьдесят восьмая». И облизывался.
К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. И ему приснилось, что он — пушистая, мягкая снежинка… И что он опустился на нос какому-то Медвежонку и сказал: «Здравствуй, Медвежонок?» — а в ответ услышал: «Очень приятно, вы — триста двадцатая…» «Лам-па-ра-пам?» — заиграла музыка.
И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился…
Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ёжика. Ёжик улыбался и шевелил иголками.
— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь,— ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом
— сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку…
— Не помню,— сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик.— Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…
Ребята, вам понравилась сказка?
О ком, ребята эта сказка? (О медвежонке и ёжике)
- Что случилось с медвежонком? (Он заболел).
А почему он заболел?
(Да, ребята, медвежонок съел много снежинок и простудился. Поэтому он всю зиму болел).
- А кто его лечил всю зиму? (Ёжик)
- Что снилось медвежонку? (Что он стал снежинкой)
- А чего же боялся ёжик? (Что медвежонок растает к весне)
Физминутка
Ребята, давайте тоже побудем медвежатами:
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
(поднять руки вверх и делать вот так, вот так, наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они плясали
(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали
(прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
5 этап. Включение нового знания (Способа действия) в систему знаний ребёнка. На данном этапе дети действуют самостоятельно на примере других.
А сейчас с вами поиграем в сказку, побудем её героями! Но сначала предлагаю послушать ещё раз разговор медвежонка и ёжика.
— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.
— Жду, когда ты выздоровеешь,— ответил Ёжик.
— Долго?
— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом, сразу перетащил все свои припасы к тебе…
— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?
— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку…
— Не помню,— сказал Медвежонок.
— Еще бы! — вздохнул Ёжик.— Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне…
Молодцы, ребята. Вы настоящие артисты.
А как можно назвать медвежонка и ёжика? Кто они?
- Друзья
А друзья какие бывают?
(Верные, надёжные, преданные, настоящие, заботливые)
Молодцы.
А вы знаете, что друзья любят очень играть и медвежонок с ёжиком то же любят играть. Давайте поиграем в игру, которая называется слова. Я вам буду говорить слова со звуком «Ж» и без него. Если вы услышите этот звук в слове, то хлопайте в ладоши, если нет этого звука, то тогда ничего не делайте, просто тихонечко сидите.
Медвежжжжжёнок, ёжжжжж, зима, снег, снежжжжжинки, берлога, жжжжживот, кружжжжжился.
6 этап: осмысление
Ребята, куда же мы сегодня попали?
- В сказку
Про кого эта сказка?
- Про медведя и ёжика.
А что случилось с медведем?
- Он заболел
А вы смогли понять, почему он заболел?
- Да. Ел снежинки и заболел.
Можно ли снег брать в рот?
- Нет. Можно заболеть.
Ребята, наше путешествие в сказку заканчивается и пора возвращаться в группу. Давайте встанем, повернёмся и в группу снова окунёмся.
Вот мы и в группе. Ребята, вам понравилось путешествовать в сказку? Тогда в следующий раз пойдем в другую сказку.
Используемая литература:
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. — 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Памятка для воспитателей......
"Применение информационно-коммуникативных технологий в непосредственно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении"
В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационны...
Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении
В материале указаны виды игровых технологий и их примение в практической деятельности педагога....
Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации....
Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении
Материал раскрывает суть образовательной технологии "Ситуация"...
Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.
Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...
Вклад цифровых технологий в повышение качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях
В статье рассматривается вопрос интеграции цифровых технологий в образовательный процесс дошкольного образования. Авторы подчёркивают актуальность этой темы в современной педагогике и отмечают, что вн...
- Мне нравится (1)