Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении
материал на тему

Солдатова Мария Олеговна

Материал раскрывает суть образовательной технологии  "Ситуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_situatsiya.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

 (СЛАЙД 2) Технология «Ситуация» – это адаптированный вариант технологии деятельностного метода, разработанного Людмилой Георгиевной Петерсон  для дошкольного образования, описана в Программа дошкольного образования «Мир открытий».

 (СЛАЙД 3) Технология  ситуация – это инструмент, который  позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.

Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

Следует отметить, что такие ситуации могут  использоваться  в различных формах организации образовательного процесса:  НОД, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.  А  также по  использованию во времени:  занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.).

(СЛАЙД 4) Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам метода рефлексивной самоорганизации.

Остановимся на каждом из этих этапов более подробно.

(СЛАЙД 5) 1.Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно помнить о том, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и  не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

(СЛАЙД 6) На слайде Вы видите  тему образовательной ситуации, образовательные цели педагога и «детские» цели.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.

(СЛАЙД 7) 2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе, который тесно связан с этапом «введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.

При этом у детей формируются такие предпосылки универсальных учебных действий, как умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки.

(СЛАЙД 8)  3.Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

(СЛАЙД 9)  Затруднение  ребенка в собственной деятельности дает
ему возможность:

  • понять, чего он пока не знает, не умеет;

• научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;

• приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;

• научиться правильно формулировать причины различных затруднений;

• сформировать чувство ответственности за свои поступки.

(СЛАЙД 10)  В результате у детей формируются
следующие установки:

           «Ошибаться – не страшно»

• «Каждый имеет право на ошибку»

• «Я имею право чего-то не знать, не уметь»

• «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

• «В затруднении содержится возможность»

• «Я могу!» «Я умею!»

• «Я хороший, умный, сильный!!!»

• «Я заслуживаю уважения!»

• «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

(СЛАЙД 11)  4. «Открытие» нового знания

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

(СЛАЙД 12)  5. Включение нового знания в систему знаний

Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа:

-Что вы сейчас будете делать?

-Как будете выполнять задание?

-С чего начнете?

-Как узнаете, что выполнили задание правильно?

Дети приобретают опыт выполнения контроля за способом выполнения своих действий и действий сверстников. Использование на данном этапе различных форм организации той или иной деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

Данный этап так же может быть реализован  в рамках одного развивающего занятия, так и распределен во времени.

(СЛАЙД 13)  6. Осмысление

Завершающий этап, который позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий как происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов:

 -Где были?

-Чем занимались?

-Кому помогли?  воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

А далее, с помощью вопросов:

-Как вам это удалось?

-Что вы делали, чтобы достичь цели?

-Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились? — подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит  воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)

В младшем возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а уже в старших группах дети способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели.

На этом этапе особо следует уделить внимание эмоциональной составляющей взаимодействия взрослого и детей: радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела (от совершенного открытия, от совместной работы и т.д.).

 Таким образом, реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении ребенка взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства,

(СЛАЙД 14)  Хочется  обратить Ваше внимание на то, что в технологии «Ситуация»  меняются роли педагога и ребёнка в образовательном процессе.  Такой подход ставит ребенка в активную позицию деятеля: ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с детьми и взрослыми, с предметами, окружающими его при решении личностно-значимых для него задач и проблем. А также «Открывателя»  окружающего мира, самого себя, как личности и людей в целом.

(СЛАЙД 15)  Функция педагога в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который создает максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей. Но у педагога есть и другая функция – функция помощника. У ребенка может что-то не получаться, у него может возникнуть вопрос, он может обидеться, огорчиться, наблюдая, что у других детей какие-то виды деятельности получаются лучше. Задача воспитателя – обеспечить психологическую защищенность ребенка, поддержать его, вдохновить, ответить на вопросы, помочь справиться со своим затруднением.

(СЛАЙД 16)  Закончить своё выступление хочется  следующими словами:

Я просил сил…

А жизнь дала мне трудности…

Я просил мудрости…

А жизнь дала мне проблемы для разрешения…

Я просил богатства…

А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать…

Я просил любви…

А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать…

Я ничего не получил из того, о чем просил.

        Но я получил все,

     что мне было нужно!

(СЛАЙД 17)  Спасибо за внимание! Удачи в профессиональной деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение информационно-коммуникативных технологий в непосредственно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении"

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационны...

Игровые технологии в работе с детьми как условие повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении

В материале указаны виды игровых технологий и их примение в практической деятельности педагога....

Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Модели применения технологий конструирования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации....

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...

Статья Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.

СтатьяПрименение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении....

Вклад цифровых технологий в повышение качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях

В статье рассматривается вопрос интеграции цифровых технологий в образовательный процесс дошкольного образования. Авторы подчёркивают актуальность этой темы в современной педагогике и отмечают, что вн...