Консультация для педагогов ""Развитие познавательной активности детей через игру"
консультация
Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Цветик-семицветик» п.Беркакит Нерюнгринского района
Консультация для педагогов
Тема: "Развитие познавательной активности детей через игру"
Подготовила: Миронова С.Е.
воспитатель
"Развитие познавательной активности детей через игру"
К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей, воспитателей и педагогов. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?
Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Но в последнее время происходит несправедливая замена игровой деятельности учебной. Эту тенденцию с педагогической, и с психологической точки зрения можно назвать неоправданной, и даже опасной, несущей непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что из-за своих психологических особенностей дети не готовы к учебной деятельности.
Наблюдения показывают, что дошкольникам практически неизвестны традиционные детские игры. Главной причиной обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, режим дня в детских садах перегружен различными занятиями и на игру не остается свободного времени. Дети, по наблюдениям педагогов, не могут спокойно и содержательно играть - они начинают возиться, драться, толкаться. При этом они отмечают, что дети не умеют и не любят играть. Игра не появляется сама по себе, она передается из одного поколения в другое - от старших к младшим. На сегодняшний день эта связь детских поколений разорвана (разновозрастные детские коллективы можно встретить лишь как исключение). Дети растут рядом с взрослыми, а взрослые не умеют играть, у них нет на это времени и они не считают игру важной. Если взрослые проводят время с детьми, они начинают проводить с ними обучающие занятия, а не игру. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.
Главным показателем благополучия ребёнка на сегодняшний считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дети, пресытившись принудительными учебными занятиями, часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких "готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут указаний взрослого.
Значение игры для ребенка дошкольного возраста
В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.
С эмоциональной точки зрения технология игры не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели поведения.
Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.
Игра стимулирует развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.
Виды игр для ребенка:
· подвижные игры,
· сюжетно-ролевые игры,
· дидактические игры,
· разгадывание кроссвордов, загадок,
· игры-соревнования,
· конструкторская игра.
Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка
развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Они укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность.
Подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений - развивая в них рефлексию и волю.
Дидактические игры и их значение для ребенка предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе они используются педагогами как средство обучения и воспитания. учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.
Сюжетно-ролевые игры
К ним относятся игры «во врача», «дочки-матери» и тому подобные.
Такие игры отражают действительность и позволяют детям копировать взаимоотношения между людьми во взрослом мире.
Такие игры развивают самостоятельность, являются первым опытом «взрослой жизни» ребенка, они помогают познавать окружающий мир
Разгадывание кроссвордов, загадок и ребусов помогают развивать у ребенка логические мышления, познавательные способности и, опять же, учат применять полученные знания на практике помогут ребенку улучшить свой словарный запас, развить память и образное мышление. Разгадывание загадок позволяет развить смекалку, наблюдательность, воображение и нестандартное мышление ребенка
Игры-соревнования развивают у детей стремление к успеху и возможности стать первым. Развивают коммуникативные навыки
Конструкторская игра С помощью различных конструкторов и сборных моделей у детей формируются элементарные трудовые умения и навыки, они познают физические свойства предметов.
В результате конструирования у ребенка развивается воображение и образное мышление, он учится планировать свои действия в определенной последовательности
Из всего выше сказанного, становится понятным, что развитие познавательной активности происходит в игре. Также, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотеть действовать правильно. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.
Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.
Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через поисково-иследовательную деятельность"
Дети любят эксперементировать и иследовать. Для них это самый интересный момент когда они познают мир....
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование ".
Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование "....
Консультация для педагогов "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте"
Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте...
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребёнка через игру"
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребёнка через игру"Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие...
Консультация для родителей детского сада" Развитие познавательной активности детей через игру"
quot;Развитие познавательной активности детей через игру"...