Доклад на итоговый педсовет в конце года "Диагностика педагогического процесса усвоения программы по ФЭМП в подготовительной к школе группе за 2022-2023 учебный год"
материал (подготовительная группа)

Иваницкая Кристина Алексеевна

Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Цель программы: формирование элементарных  математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени.

Задачи программы

Начало года

Конец года

Количество

-знаком с образованием чисел от 6 до 9, умеет сравнивать совокупности предметов, выраженные смежными числами,и устанавливать равенство между ними.

-умеет считать предметы на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному в пределах 9;

-знаком с образованием числа 10, счет и отсчет в пределах 10;

-имеет представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении;

- развиты умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения \всех игрушек по 6, по 7 и т.д.\

- знаком с количественным составом чисел первого пятка из единиц;

- развито умение сравнивать смежные числа в пределах 10, на наглядной основе

- умеет определять, какое число больше или меньше другого;

 

Количество

-Имеет знания об образовании чисел второго пятка. навыки счета в пределах 10, счет на слух, по осязанию, счет движений;

- определяет количественный состав числа из единиц в пределах 10;

- знаком с составом числа из двух меньших чисел;

- может составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;

-  сравнивает смежные числа и определяет разностные отношения между ними, называет предыдущие и последующие числа, понимает выражения до и после;

- умеет сравнивать предметы,

- знают счет предметов в разных направлениях \слева направо, справа налево и др.; в счете предметов в любом расположении \по кругу, в квадрате, в ряд и т. п.

 

Величина

- имеет представление о том,что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части и устанавливает отношения между целым и частью;

 

Величина

- умеет измерять длину, ширину, высоту предмета с помощью условной мерки;

- знает, как определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки;

- делит предметы и геометрические фигуры на 2 и 4 равные части;

- развит глазомер;

 

-  делит предметы на части с помощью условной мерки;

 

Форма

-различает круг и овал \фигуру, ограниченную овалом\;

-соотносит предметы по форме с геометрическими образцами;

 

Форма

- умеет анализировать форму предметов и дают ее словесное описание;

- умеет видоизменять геометрические фигуры, составлять из одних фигур другие, целые фигуры из частей;

- умеет зарисовывать квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник на бумаге клетку;

Ориентировка в пространстве

- определяет направления расположения предметов: впереди, сзади, вверху, внизу. слева, справа

-развиты навыки ориентировки на листе бумаги;

- развиты навыки ориентировки в пространстве;

 

Ориентировка в пространстве

-Ориентируется в пространстве и на плоскости, обозначает взаимное расположение предметов  (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

-Умеет располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

-Выполняет изображение узора по образцу

 

Ориентировка во времени

-сформированы представлений о неделе, днях

 

Ориентировка во времени

-Имеет представления о временных отношениях, узнает и понимает значение понятий «сначала-потом», «до-после», «раньше-позже», «в одно и то же время».

-Называет время по часам с точностью до часа.

-Имеет представления о временах и месяцах года, днях недели, частях суток, знает их название и последовательность.

 

 

 

 

 

 

Утренний приём детей: мы выясняем с детьми, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков, посчитали вместе т.д

Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в два или три ряда, или все встаем в круг, закрепляем понятие левая рука, правая рука, после зарядки работаем с календарем.

Дежурства по группе:ребенок считает полотенца –сравнивает с количеством присутствующих детей.

Перед приемом пищи:дежурные расставляют тарелки, обращаю внимание детей на форму предметов, например: тарелки круглые, что еще у нас имеет такую форму (часы круглые.);чашки, ложки, считаем -количество предметов, перед этим они должны определить количество детей, сидящих на своих местах за столом.

 Одевание (раздевание) на (с) прогулку:спрашиваю у детей, чего у вас по два: две руки, две ноги, значит нам надо две рукавицы, надо обуть два ботинка, 2 сапога. Можно сравнить обувь, прикладывая подошвы друг к другу; определяют –у кого нога выросла больше, у кого еще маленькая, сравнивают шарфы, у кого шарф длиннее, а кого короче, поговариваем обязательно. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Спрашиваю, чего по одному, одна голова значит- одну шапочку.

Сколько ребят пришло в куртках посчитали, а в комбинезонах- сравнили.

Прогулка: постоянно упражняемся в счете: летом посчитали сколько зацвело роз на нашей клумбе, а сколько гладиолусов, прошли вокруг сада пронаблюдали у кого есть такие же цветы, а сколько там зацвело таких же цветов, сравниваем,по дороге рассмотрели деревья определили (выше-ниже, толще-тоньше), в песке «налепили» куличики, сравнили их по форме и по размеру, осенью собрали листья, выбрали красные, желтые, зеленые так же посчитали и сравнили, Зимой-тоже считаем и сравниваем, налепили «мороженого», посчитали, а хватит ли на каждого, а также - сколько детей принесли лопатки, сколько без, сколько надо взять лопаток в группе, чтобы хватиловсем, сколько детей с ледянками, как поделиться, а может разделиться на равные команды, чтоб не было обидно.

После сна: убираем массажные коврики, определяем количество, цвет, форму.  Причесывая девочек, спрашиваю, у кого волосы длинные, у кого – короче (а у кого самые длинные)

Играем в игры, к примеру, в «Зоопарк» - многие дети посещали зоопарк, на практике используют пространственные ориентиры, порядковые и количественные числительные, считают, сколько всего зверей в зоопарке, кто и где находится., «слева, справа, впереди, сзади, рядом» и т.д.

Играют в сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»- в который дети играют с удовольствием. У нас имеется кассовый аппарат, весы, наборы овощей и фруктов. На занятие по Финансовой грамотности дети познакомились с деньгами, что они бывают наличные и безналичные и как обращаться с ними при игре.

Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.

На занятиях, в режимных моментах, играя с детьми в дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, так же использую математические задачки на смекалку.

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни.

Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности, если она организована в виде игры с вопросами и заданиями.

Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение.

  На занятиях дети учатся не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже», «выше — ниже»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий», «ниже», «самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг», «квадрат», «треугольник», а также пространственные отношения и временные обозначения («утро», «день», «вечер», «ночь», «сегодня», «завтра»; названия дней недели, месяцев).

Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания, а именно математики. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень сложно выразить правильный ответ.

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка (это можно не зачитывать, пусть будет просто на слайде):

- обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

- согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

- формулировка ответов полным предложением;

- логические рассуждения.

Развивая навыки использования обобщающих слов, закрепляем навыки группировки предметов, количественного и порядкового счета. Обучая детей делить предложение на слова и проводить звуковой анализ слова, обращаем внимание на количество слов в предложении, слогов в слове; определяем, какое слово (какой звук) стоит первым (вторым, третьим) по порядку, какое место занимает определенное слово.

Математика неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы.

Художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка, многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» или «2 жадных медвежонка» -легко усвоить понятие о размере.

Сенсорное развитие

В основе познания детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве.

Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их.

Лепка

На занятиях по лепке я обращаю внимание - на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина. В процессе работы дети могут практическим путем установить отличие плоских и объемных фигур, объемных фигур между собой. Особенно ценно то, что в ходе изготовления предметов дети могут самостоятельно сделать маленькие открытия, например, может ли катиться конус. Дети могут рассмотреть, какой формы основания у объемных фигур и сделать вывод о том, чем они похожи на плоские фигуры.

Аппликация

В ходе выполнения заданий ребята видоизменяют фигуры: из квадрата получают круг-срезая уголки, из прямоугольника - квадрат, тем самым воочию познавая свойства фигур. Часто встречаются на занятиях задания по определению формы предмета в целом и отдельных его частей, что способствует аналитическому мышлению.

В процессе аппликации возникает необходимость сосчитать или отсчитать нужное количество деталей. Часто нужно применить знание порядкового счета. Особенно успешно в процессе аппликации формируется умение делить предметы на части, т. к. задания такого рода встречаются очень часто. Дети убеждаются в том, что части могут быть равными и неравными, закрепляют названия равных частей: "половина", "четверть"

Рисование

На занятиях по изобразительной деятельности часто необходимо определить, каких деталей много, а какая деталь одна. Например, у дерева один ствол, а веточек много; для изображения цветка нужно много лепестков - овалов и одну серединку - круг.

На некоторых занятиях по изобразительной деятельности возможно решение программных задач из области временных представлений. Формировать представления о временах года можно в процессе рисования следующих тем: «Яблоня с золотыми яблоками", «Что нам осень принесла», «Осенний лес», «Зима», «Волшебные снежинки», «Наша нарядная елочка».

Так же на занятиях и изобразительной деятельностия использую загадки математического содержания (сами загадки не читать, а вставить их для примера на слайд):

Я беру карандаши.

Ты считай, но не спеши.

Вот смотри,

Не будь разиней:

Красный, черный, желтый, синий.

Отвечай –

В руке моей сколько всех

Карандашей? (4).

 

Хорошенько посмотри, 

принесли альбом Алисы

и один альбом для Даши

и для Софы принесли.

Ну, дружочек, не зевай,

ты альбомы посчитай. (3)

Ненавязчивое разгадывание загадок математического содержания, мимолетных игр – это увлекательная игра, которая вызывает у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера общих признаков анализируемых предметов, определение простейших математических связей и зависимостей.

Конструирование

В процессе строительства различных конструкций, конструирования из бумаги, картона, из природного материала, из готовых форм, при формулировании заданий и анализе детских работ обращаю внимание детей на математические отношения, а именно:

- предлагаюсгруппировать детали, обращаю внимание на то, каких деталей много, а какая деталь одна, давайтесравним;

- обращаю внимание на отличие деталей по форме, прошу правильно называть форму деталей, обращаю внимание на характерные признаки геометрических фигур;

- обращаю внимание на отличие поделок и деталей по величине, учусравнивать следующими методами: приложения, наложения, глазомера, условной мерки;

- обращаю внимание на пространственные отношения между деталями.

В прошлом учебном году я организовала в группе мини-музей «Календари».Знакомство ребенка с календарем - важный момент для формирования представления об окружающем мире.  Дети узнали о том, что месяц, неделя, год, времена года, календарные праздники, что это прописано именно в календарях, и мы живем по этому календарю, что каждый год имеет свое название животного, дети кто знал назвали в какой они год родились (15-коза, 16- обезьяна, 17- петух).

Реализовала проект «Математику, друзья, не любить ни как нельзя!», дети познакомились с математическими сказками, ребусами, замысловатыми раскрасками, разучили стихи, игровые считалочки, делали различные поделки и т.д.

У нас в группе имеются занимательные журналы для развития внимания, логики, мышления, дети очень любят их рассматривать.

Различные математические и геометрические игры, где дети, используя схемы выполняют задания.

В любую свободную минутку дети любят поиграть в конструктор Лего.

Познакомила детей с работой над ребусами. Ребусы, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности. 

Научила играть в игру «Крестики нолики», несмотря на её кажущуюся простоту, эта игра способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, памяти; учит ребёнка запоминать, предвидеть результат; вырабатывает умение вести расчёты, требующие дальновидности, а также формирует волю к победе.

Замечательное средство формированияпознавательного и коммуникативного развития дошкольников являются домино, шашки и шахматы, конечно, чуть позже дети научатся просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации, а пока мы совершенствуем логическое мышление, развиваем память и вырабатываем усидчивость.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка. Познакомить ребёнка с цифрами, научить его считать, складывать и вычитать – это не главное при подготовке к школе. Главное – научить ребёнка думать.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ОБЖ и ПДД (в подготовительной к школе группе) на 2022-2023 учебный год

Перспективный план работы по ОБЖ и ПДД(в подготовительной к школе группе)на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа для подготовительной к школе группы на 2022-2023 уч.год

Содержание рабочей программы: РазделыСодержание разделовСтраница1.Целевой1.1 Пояснительная записка 31.2 Планируемые результаты освоения рабочей программы 372.Содержательный2.1 Опи...

План работы с социальными представителями детей подготовительной к школе группы на 2022-2023 учебный год.+

календарное планирование работы с рлдителыми воспитанников подготовительной группы....

План работы с родителями воспитанников подготовительной к школе группы на 2022- 2023 г.

План работы с родителями воспитанников подготовительной к школе группы на 2022- 2023 г....

Комплексно тематическое планирование для подготовительной к школе группы на 2022-2023 учебный год

Комплексно тематическое планирование для подготовительной к школе группы  на 2022-2023  учебный год...

Проект по созданию здоровьесберегающих условий в ДОО «Здоровый ребенок - наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2022-2023 учебный год

Проект по созданию здоровьесберегающих условий в ДОО«Здоровый ребенок - наше будущее» (подготовительная к школе группа) на 2022-2023 учебный год...