Самообразование «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Мазитова Светлана Айратовна

устное народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobroz_3-4_let_na_22-23_god_1.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя

второй младшей группы на тему

«Влияние устного народного творчества

на развитие речи детей 3-4 лет»

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  2. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. 3.Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

Актуальность выбранной темы:

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только

овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Месяц

Самореализация

Работа с детьми

Работа с

родителями

сентябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми.

- Показ

кукольного театра по сказке

«Колобок».

-Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в

режимных моментах.

Родительское

собрание на тему

«Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

Беседа

«Справиться с детским

непослушанием помогут потешки» -

октябрь

-Создание картотеки загадок.

-Консультация для воспитателей

«Использование элементов устного народного

творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Игры-имитации отдельных

действий человека,

животных, птиц.

-Досуг «Вечер загадок».

-Семейный конкурс

«Отгадай загадку

– нарисуй отгадку»

-Анкетирование

«Приобщение детей к истокам русской

культуры»

ноябрь

-Изучение темы: «Настольно

– печатные игры по русским народным сказкам»

-Обустройство уголка ряженья с русскими

национальными костюмами.

-Создание библиотеки

красочных книг с русскими народными сказками.

Театрализованная постановка

русских народных сказок «Теремок»,

«Репка»,

«Курочка Ряба»

-Дидактические игры «Узнай

сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,

-Настольно-

печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные

картинки, лото,

- «Роль родителей в возрождении русских традиций»-

консультация

пазлы)

декабрь

Изучение темы:

«Использование фольклора в работе с детьми».

-Хороводы, народные подвижные

игры. - Просмотр кукольного театра по русской

народной сказке

«Заюшкина избушка».

Конкурс на

лучшую книжку- малышку

«Потешки, песенки».

январь

Консультация для педагогов

«Не забывайте народные игры».

-Игровая

деятельность

«Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе

русских народных потешек)

«Пришла Коляда»

- разучивание колядок.

Колядование.

-

«Рождественские посиделки» - (творческий вечер с участием родителей)

февраль

-Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного

развития личности ребенка».

- Разучивание песен и стихов про Масленицу.

-Знакомство с пословицами и поговорками.

Мастер – класс

«Роль

пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

март

-Изучение темы:

«Театрализованные игры как средство развития речи

детей»

-Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

-Знакомство с закличками, потешками о солнце.

-Досуг

«Солнышко, нарядись,

красное,

покажись!»

Театрализованные игры по мотивам русских народных

сказок.

- Конкурс

совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Моя любимая сказка»

Развлечение

«Широкая Масленица»

апрель

-Приобретение в группу

раскрасок по русским

-Разучивание

потешек, песенок,

-Консультация:

«Почитай мне

народным сказкам и потешкам.

скороговорок, выступление для родителей.

-Дидактические игры «Угадай

сказку», «Из какой сказки герой»

сказку, мама»

-Консультация

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

май

-Выступление на педсовете:

«Отчёт о проделанной работе по теме

самообразования. Самоанализ плана самообразования»

-Открытый показ НОД во второй младшей группе .

-Игры-

драматизации по знакомым

сказкам.

-Открытое занятие по

развитию речи

«Устное народное

творчество» .

-Презентация

«Устное народное

творчество в воспитании детей

дошкольного возраста»

Список литературы

  1. Бабурина        Г.И.,        Кузина        Т.Ф.        Народная        педагогика        в        воспитании дошкольника. М., 1995.
  2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
  3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
  4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
  5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребе...