«Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи»
консультация (подготовительная группа)
«Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_syuzhetno_rolevoy_igry.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство»
«Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи»
Выполнила:
Бенедиктова Алена Александровна
Рубцовск 2022
В психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы. Именной такой деятельностью является сюжетно-ролевая игра.
Находясь в постоянном процессе игры дети общаются друг с другом, тем самым решают поставленные перед ними речевые задачи.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения жизненного опыта.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображает врача, лечащего больного пациента.
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Сюжетно-ролевая игра - это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними
Основные черты сюжетно - ролевой игры:
Эмоциональная насыщенность и увлечённость детей; Самостоятельность; Активность;
Творчество.
Сюжет игры - ряд событий, в сочетании жизненно важных мотивированных облигаций. В рассказе раскрывается содержание игры - характер действий и отношений, которые связаны с участниками событий.
Чаще всего ребенок берет на себя роль взрослого. Наличие роли игры означает, что у него в голове ребенка идентифицирует себя с тем или иным человеком и действует от имени партии: правильное использование тех или иных объектов (за рулем автомобиля в качестве водителя, ставит градусник, как медсестра), входит в различные отношения с другими играл (или наказания, осматривает пациента, и так далее). Роль выражается в действиях, речи, мимики, пантомимы.
В играх в отдельные действия ребёнок практически не разговаривает: он либо вообще играет молча, либо сопровождает игру звуками, подражающими реальным, например, шуму мотора машины, мяуканью кошки или маминой колыбельной. Иногда он воспроизводит в игре отдельные слова или фразы, но никогда не говорит за других персонажей. Иначе говоря, в играх этого уровня ещё нет взаимодействия персонажей.
Роли детей являются селективными: они берут на себя роль взрослых или детей (старше, а иногда и сверстниками), действия и поступки, которые сделали их самый большой эмоциональное воздействие вызвало наибольший интерес. Чаще всего это мать, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер, и так далее. Интерес ребенка одной роли или иначе связаны с этим местом, что берет эту роль в развернутом сюжете игры, в которой отношения - равенство, подчинение или управление. Поставляется с другом игры, взять на себя определенную роль. Дети используют два вида деятельности: операционные и визуальные - "как если бы" Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
Как товарищи по игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив - однако, стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.
Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры - действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив - воспроизведение отношений, в которые вступают - друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для дошкольника основное в сюжетно-ролевой игре - проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной чело» век (храбрость, честность и др.).
Игровая деятельность имеет большое значение и играет огромную роль не только в психическом развитии дошкольника, но и в овладении речевыми навыками общения
«Чему же в первую очередь надо учить дошкольников и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность коллектива?» - задается вопросом доктор педагогических наук А.В. Мудрик. Его точка зрения такова: «...необходимо прививать дошкольникам навыки речевого общения. Это предполагает наличие большого запаса слов, образность и правильность речи; точное восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела, корректную постановку вопросов, краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров; логичность построения и изложения высказываний».
Отсутствие подобных навыков, считает А.В. Мудрик, приводит к тому, что у детей не вырабатывается уверенность.
Важнейшей частью подготовки дошкольников к общению можно считать формирование у них социально ценных установок. Необходимо, чтобы они относились к партнерам по общению как к цели, а не как к средству достижения собственного благополучия».
Следовательно, у ребят нужно формировать интерес к самому процессу общения, а не только к его результату, понимание того, что общение - это диалог, требующий терпимости и к идеям, и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и умерять свой «монологический пыл. Наконец, ребят надо ориентировать на то, что в общении надо не только что-то получать самому, но и как можно больше давать другим.
Наряду со свободным владением речью и формированием определенных установок в сфере общения важно и развитие у дошкольников коммуникативных умений.
В первую очередь имеется в виду умение ориентироваться в партнерах. Ребят надо учить восприятию окружающих людей. Они должны присматриваться к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Умение читать экспрессию поведения человека, верно его истолковывать позволяет сопереживать людям, давать им более правильную оценку. Все это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации. Однако, способность интуитивно определять состояние другого человека, его отношение к делу, судить о нем как о личности развивается по мере накопления опыта общения и сотрудничества с разными людьми, в ходе анализа и обобщения этого опыта.
Немаловажно и умение ориентироваться в ситуации общения. Оно предполагает понимание того, что правила общения в деловой ситуации и на отдыхе, в коллективе и в дружеской компании несколько различны.
Умение ориентироваться в ситуации помогает завязывать контакты, входить в уже имеющуюся ситуацию, находить подходящие темы для общения.
Логично будет предположить, что развитие этих и других коммуникативных умений происходит успешнее тогда, когда педагоги, организуя те или иные коллективные дела в группе, стараются целенаправленно использовать их в этом направлении.
Суть ролевой игры как средства обучения общению, по мнению А.Б. Добрович, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) решается участниками путем импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
Изучение обычных умений дает время и силы для концентрации интереса на сугубо содержательных эпизодах делового общения. Это происходит равномерно после того, как у детей автоматизировались обычные умения. В этом случае, в достаточно твёрдых рамках эталона, организующих и обращающих ход массового либо корпоративного делового общения, детки имеют все шансы приступить сочинять. Как скоро умения автоматизируются, дошкольники показывают импровизационное правило.
Выделяя пространство сюжетно-ролевой игры в большом обилии детских игр, надлежит означить некоторое количество многофункциональных особенностей и рекомендаций сюжетно-ролевой игры.
Функции предоставленной игры содержатся в том, что однако, разрешают детям брать новые чувственно-привлекательные позиции и этим способствовать себе исполнение настоящей деятельности, в которую они вводятся.
Обращение детей в сюжетно-ролевой игре конкретно ограничено, естественно. Доминирование и повиновение друг другу проходит в отсутствии принуждения. Система различных сюжетно-ролевых игр однако, гарантирует детям обилие ролей, позиций в игровой деятельности. Игровые разновидности взаимоотношений дети переносят в жизнь. В игре они вольно и ясно тянут себя в беспристрастной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия сюжетно-ролевой игры.
Часто измененная атмосфера ролевой игры востребует между м, с её соучастников проявления способностей и внедрения до этого сложившихся возможностей в изменяющихся и случаем складывающихся критериях. Это дает возможность облагораживать личные характеристики и возможности и приближать их к возможным действиям в существования.
В ролевой игре необходимо показывать упорство в доведении личного поручения или значительности вплоть до завершения в согласовании с правилам, по другому может быть проиграть. Все в отсутствии исключения это содействует формированию преднамеренной выдержки, так как увлеченный игрой ребенок выражает себя в ней часто безгранично глубже, ежели в иной деятельности .
Обобщая все изложенное, можно выделить несколько отличительных особенностей сюжетно-ролевой игры: ролевая игра выступает формой неигровой деятельности детей. Сюжетно-ролевая игра может выступать как средство, метод учебной деятельности дошкольников; ролевая игра, как и другие виды игр, может входить составной частью в содержание и организацию неигровой деятельности детей.
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем выше уровень игрового творчества детей в игре, тем богаче и разнообразнее диалог. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи дошкольника
Дошкольный возраст – возрастной этап, ведущим видом деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Дошкольник не может реально участвовать в производственной деятельности взрослых: водить машину...
Статья на тему «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи дошкольников»
Дошкольное детство – это совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в возрасте от 3 до 7 лет возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жиз...
Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Система работы сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста (конструкты)...
Статья. "Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи"
С раннего возраста взрослый вовлекает ребенка в диалог. Далее опыт речевого общения с взрослыми ребенок переносит на взаимоотношения со сверстниками. Диалогическая форма общения становится наибол...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, пам...
буклет для родителей на тему: "Влияние театрализованной игры на развитие диалогической речи ребенка."
информация для родителей на тему : " Влияние театра на диологическю речь детей "...