Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников
консультация (старшая группа)
Планирование, организация сюжетных игр в группах старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-roleve_igry_dlya_starshego_vozrasta.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Тематика сюжетно-ролевых игр | Задачи, приемы руководства | Предварительная работа | Примерные игровые действия | Предметы и оборудование | |||||||||||||||||||||||
Сентябрь | 1. Дом, семья | Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощи коллективный характер труда. | Чтение В. Осеевой "Волшебное слово" и беседа по ней. Беседа о труде родителей с использованием иллюстрированного материала. создание альбома "Наши мамы и папы трудятся. Рассматривание фотографий, Инсценировка стихотворения С, Михалкова "А что у вас? составление рассказов на тему "Как я живу дома". Беседа на тему "Как я помогаю взрослым. изготовление с детьми атрибутов к игре. | "Мамы и папы нет дома" забота о младших, выполнение домашней работы. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного материала, использовать предметы заместители. | Маркеры игрового пространства "Дом", атрибуты к игре "Семья", куклы, коляски | ||||||||||||||||||||||
2.Строители | Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре | Чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Ознакомление со зданиями жилого дома, магазином, поликлиникой больницей и др. Д/игра "Строительные профессии", "Кому что нужно для работы". Обучение детей приемам конструирования через сюжетно-дидактические игры. Беседы о строительстве (вычленение ролей). Беседы после игр (уточнение и закрепление знаний, анализ). Изготовление атрибутов для игр. Рисование на тему «Строительство дома». | Выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство-во, дизайн постройки, сдача объекта. | Планы строительства; различные строительные материалы; инструменты; униформа; строительная техника; каски; образцы материалов; журналы по дизайну. | |||||||||||||||||||||||
3.Паликлиника | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. | Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Чтение произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?», А.Барто «Мы с Тамарой санитарки», А.Кардашова «Наш доктор», С.Маршак «Ледяной остров». Диафильм «Боевая сестра». Беседы с детьми о роли материалов (шприц, пинцет, шпатель, фонендоскоп, карточки для больных). Внесение халата, весов медицинских, часов песочных. Игровые ситуации «В больнице», «В поликлинике». Беседа «Я с мамой на приеме у врача». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д. | Приход в поликлинику, регистратура. «Поликлиника» – глазное отделение. Врач проверяет зрение с помощью таблицы и выписывает рецепт на очки. В Оптике покупают очки ( оправа без стекол). Терапевт лечит людей, прослушивает, проверяет температуру, измеряет давление. Медсестра делает укол, перевязывает, прогревает. Врач – рентгенолог просматривает больного, делает снимок, заполняет карточку, назначает лечение. В «Аптеке» готовят лекарство, отпускают по рецепту больным. Заботятся о здоровье людей. По телефону сообщают о здоровье больных. «Скорая Помощь» врач приезжает на дом, прослушивает, лечит, смотрит горло. Медсестра делает уколы, кладет грелку. Отвозят в больницу. В «Больницу» привозят больных, кладут в палаты. Врачи осматривают, назначают лечение. Медсестра проводят процедуры. По телефону сообщают о здоровье больных. | Маркер игрового пространства . Игровой набор «Маленький доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др. Касса, деньги, рецепты. Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря. Маркер "Скорая помощь", носилки, фуражка для водителя | |||||||||||||||||||||||
4.Супермаркет | Учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре | Экскурсия в магазин. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах. Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в супермаркет». Чтение: «Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров. Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (ценники, чеки, деньги и конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.). | Приход в супермаркет; покупка необходимых товаров; консультации менеджеров; объявления о распродажах; оплата покупок; упаковка товара; решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета. | Касса; наборы продуктов (овощи, фруктов, бросовый материал); спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры; чеки, сумки, кошельки, деньги; наборы мелких игрушек; журналы, газеты; одежда, обувь, головные уборы и др.; учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов. Предметы-заместители | |||||||||||||||||||||||
Октябрь | 1.Путешествие (на север на самолете ) | Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. | Беседа о Северном крае, о народах Севера, о суровом климате и условиях жизни. Предметный мир «Виды транспорта», «Знакомство с животными Севера». Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта. Чтение: «Про пингвинов» Г. Снегирёв Аппликация: самолёта и вертолёт. Конструирование самолётов и вертолётов. Изготовление атрибутов для игры. | Воспитатель интересуется не хотят ли дети отправиться в путешествие на Север. Обсуждение с детьми на чём можно отправиться в путешествие, рассматривают карту, определяют где находится Антарктида. Дети строят самолет. Распределяются роли: лётчика, экскурсовод (воспитатель), остальные – пассажиры. Пассажиры приобретают билеты в кассе, одевают тёплые вещи, пока лётчик готовит вертолёт. Путешествие начинается: вертолёт с пассажирами поднимается в воздух. По прибытию экскурсовод знакомит детей с местностью, природой, населением и животными Севера. Дети по ходу экскурсии фотографируют, задают вопросы экскурсоводу. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие. «Отправляются на север за животными для зоопарка» | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, Чум, поднос, журналы, фотоаппараты, иллюстрации животных севера, игрушки, билеты, карта путешествия, предметы – заместители. | ||||||||||||||||||||||
2.Водитель | Формировать умение распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам. Продолжать знакомить с ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно ответственно, заботиться о сохранности техники. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. | Наблюдение за различными видами транспорта (автобус, такси). Наблюдение за движением транспорта на перекрестке. Встреча с шофером (родителем). Беседы с детьми о транспорте по картине «Улицы города», «Дорожные знаки». (вычленение ролей). Чтение И. Калинина «Машины», О.Высотская «Мамин троллейбус», М. Ильин и Сегал «Машины на нашей улице». Д/игры: «Кто что ведет?», «Кто какую машину встретил». Беседы после игры с целью уточнения содержания. Поделка с детьми материалов и атрибутов (светофор, дорожные знаки, вывески. Внесение транспортных игрушек. | Диспетчер выдает путевые листы водителям; водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину; при необходимости механиком производятся ремонтные работы; доставляет груз назначению; приводит машину в порядок; возвращается в гараж. Путешествуют на автобусе по праздничному городу. Соблюдают правила уличного движения: грузовые, легковые, пожарные машины едут по дороге, пешеходы идут по тротуару. На красный свет светофора все люди стоят. Движение разрешается на зеленый свет. | Маркер игрового пространства «Машина"(кабина, остальное дети достраивают сами). Рули, дорожные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта) автомобилей). | |||||||||||||||||||||||
3.Ателье Мод | Формировать представления детей о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями (заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями. Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом. Подвести к пониманию что труд работников ателье коллективный, от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу. | Экскурсия в швейное ателье с родителями. Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду). Чтение С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Д/ игра «Что из чего? Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?», «Иголка ходит только на работу». Изготовление коллекции «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Ручной труд «Пришей пуговицу», "Прямой и крестовый шов». Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.) | В ателье приходят люди заказать одежду. Выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала закройщики снимают мерки, делают выкройку; приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия; заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ; может действовать служба доставки. | Маркер "Ателье «Разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции. | |||||||||||||||||||||||
4.Кафе «Сластёна» «Семья» «Такси» . | Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей. Развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. | Беседа "Если вы ходили в "Кафе" Д/игра «Посуда», "Что из чего?", Игровое упражнение "Завари ароматный чай", "Приготовь фруктовый коктейле". Чтение: «Обедать!» Несаксонская. Аппликация «Чайный сервиз» Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре: вывеска кафе, создание меню, блокнотов для официантов, рисование и лепка (из теста) продуктов. | Открытие кафе «Сластёна»; семья пришла или приехала на маршрутке или такси в кафе; выбор столика, знакомство с меню, приём заказа. Повара готовят вкусную пищу, в столовой есть меню. Посетители по меню заказывают еду. Официанты обслуживают посетителей, вежливо разговаривают. Работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. | Маркер "Кафе". Фартуки, колпаки, пилотки,бейджики для поваров и официантов. раскладные столы, яркие скатерти, предметы" помощники", наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители. | |||||||||||||||||||||||
Ноябрь | 1.Цирк | Учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. | Беседа с детьми на тему: «Цирк». ОБЖ «Правила поведения с животными», Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Экскурсия в цирк Рассматривание иллюстраций о цирке. Чтение «Дрессировщик» С. Махотин., Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С. Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки и др. | Приход в цирк. Покупка билетов, билеты продаются в кассе. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы. В цирке дрессируют животных, показывают представление. Контролер проверяет билеты, следит за порядком во время представления. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование. Воспитатель берёт на себя роль директора цирка и конферансье. | Афиши; билеты; программки; элементы костюмов; атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»; гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.; атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары; грим, косметические наборы; спецодежда для билетеров, работников буфета и др. Предметы- заместители. | ||||||||||||||||||||||
2.Детский сад | Формировать умения детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги | Экскурсия по детскому саду. Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада. Рассказы детей "как я провел день в д/саду". Беседа: «Кто и как работает в нашем саду?» Игра «Режим дня». Чтение рассказов и стихов о детском саде: «Про себя и про ребят», «Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков; «Как Антон полюбил ходить в детский сад» В. Зернова. «За обедом» С.Баруздин. Рисование на тему: «Детский сад» Внесение атрибутов для организации игры. Беседа с детьми после игр с целью уточнения содержания. | В детском саду дети играют, занимаются, гуляют, спят, едят. Воспитатели проводят праздники, дни рождения, готовят подарки именинникам. Хорошо живут дети в детском саду, заботятся друг о друге, взрослые заботятся о детях. Распределяются роли: воспитатель, няня, медсестра, повара, муз. Работник, физрук, заведующая и др. По ходу игры воспитатель следит за взаимоотношениями с детьми, создаёт проблемные ситуации, помогает найти выход из сложных ситуаций. | Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, муз. инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители. | |||||||||||||||||||||||
3.Салон красоты | Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты». Учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, рассказывать о выполняемых действиях. Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей Вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах | Экскурсия в парикмахерскую с родителями Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Д/ игра «Золушка собирается на бал», "Кому, что?" Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Рассматривание альбома с образцами причесок. Рассматривание буклетов с образцами косметических средств. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, пелеринки, полотенца, чеки, деньги и др.) Беседы с детьми после игр с целью уточнения содержания | Дамский и мужской зал. Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодаря за услуги | Маркер "Салон красоты" Атрибуты: зеркало, набор расчесок, бритва, ножницы, машинка для стрижки волос, фен для сушки, лак для волос, одеколон, лак для ногтей, детская косметика, альбом с образцами причесок, краска для волос, халаты, пелеринки, полотенца, касса, чеки, деньги, швабра, ведро. . | |||||||||||||||||||||||
4.Почта | Расширять и закреплять знания детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Учить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию. Учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, рассказывать о выполняемых действиях. Учить бесконфликтно распределять роли, подчиняться правилам. | Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом. Рассказ воспитателя о труде почтальона, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек. Игровые ситуации «Потерялось письмо», «Разговор по телефону», «Открытие нового почтового отделения». Чтение С. Маршака «Почта». Д/игра «Почтовые принадлежности». Рассматривание и чтение книги: С. Я.Маршака «Почта». Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, журналов, почтовый ящик, деньги и др. Беседы с детьми «Как мы играли» (уточнение содержания игры). | Оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела связи; работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей; телеграф Люди пишут друг другу письма, посылают телеграммы и посылки. Письма, открытки и телеграммы разносят почтальоны. В письмах, открытках и телеграммах люди сообщают о здоровье, поздравляют с праздником. У почтальона большая сумка с письмами, газетами. Письма разносят по адресу. Конверт, марку покупают на почте, или в киоске. На конверте пишут адрес: город, улицу, номер дома. | Сумки почтальонов; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки; подписные листы; бланки; справочные журналы; печати, штампы. Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
Декабрь | 1. «Семья» (праздник Новый год) «Почта» | Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт детей; совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку; формировать ценные нравственные чувства. | Беседы: «Как мы встречали Новый год». Рисование на тему: «Новый год». Изготовление новогодних открыток и приглашений на ёлку, ёлочных украшений, подарков. | Роли распределяются по желанию. Все хлопочут, готовятся к празднику: одни закупают продукты, другие готовят праздничный ужин, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу, отправляют открытки родственникам. Почтальон приносит открытки, посылку от родственников с другого города. Празднование самого праздника. Приход Деда Мороза и Снегурочки, раздача подарков… | Маркеры «Дом", "Почта "Куклы, посуда, ёлка, ёлочные украшения, сумка почтальона, новогодние открытки, посылки, телефон. Предметы- заместители. | ||||||||||||||||||||||
2.Театр | Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, развивать выразительность речи. Учиться считаться с мнением товарищей, учитывать возможности и желание друг друга. | Посещение кукольного театра. Встреча с актерами кукольного театра. Внесение персонажей и декорации кукольного театра по знакомым детям произведениям. Беседа с детьми о работе артистов кукольного театра. Беседа с детьми после игры (Любимый кукольный персонаж). | Выбор театра; изготовление афиши, билетов; приход в театр зрителей; подготовка к спектаклю актеров; подготовка сцены к представлению работниками театра; | Ширма;
| |||||||||||||||||||||||
3.Зоопарк | Учить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, распределять роли, действовать согласно принятой роли. Использовать предметы - заместители. Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных. | Экскурсия в зоопарк с родителями Встреча с работниками зоопарка. Беседа о зоопарке (вычленение ролей). Строительство детьми зоопарка. Внесение наборов игрушек-животных. Беседы с детьми после игры с целью уточнения содержания. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Наш зоопарк». Чтение С. Маршака «Детки в клетке», Б. Житков «Про слона», С.Баруздина «Рави и Шави». | Строительство зоопарка. Приобретение билетов в зоопарк, изучение плана зоопарка, выбор маршрута. Наблюдение кормления животных, уборки вольеров; площадка отдыха. Дрессировка. Экскурсовод рассказывает о животных. | Макет "Зоопарк». Билеты; схема зоопарка; указатели; строительный материал; элементы костюмов работников зоопарка, набор игрушек-животных. Набор для уборки вольеров Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
4.Кафе. «Макдоналдс». Пиццерия | Учить самостоятельно развивать и обогащать сюжет игры в «Кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом. Учить подбирать атрибуты для игры. Самостоятельно дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. предметами заместителями. Развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. | Экскурсия в кафе с родителями. Рассказ воспитателя о труде работников кафе, рассматривание иллюстраций, совместное выполнение детьми построек. Рассказы детей из личного опыта | Выбор столика; знакомство с меню; прием заказа; приготовление заказа; прием пищи; работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. | Фартуки; наборы посуды; подносы; меню, скатерти; полотенца; салфетки; наборы продуктов; пиццерия. Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
Январь | 1.Библиотека | Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Развивать память, речь детей. | Экскурсия в библиотеку. Встреча с библиотекарем. Беседы с детьми о работе Библиотекаря. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.Поделки с детьми материалов для игр (собрание иллюстраций, книг, изготовление мелких книжек, журналов, карманчиков в книгах и формуляров.). Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений . Беседы после игр с целью уточнения содержания | Оформление формуляров читателей; прием заявок библиотекарем; работа с картотекой (использование компьютера); выдача книг; поиск необходимых книг в архиве;читальный зал | Компьютер; учетные карточки; книги; картотека. | ||||||||||||||||||||||
2. Больница | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. Вызвать у детей интерес к профессии врача. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. | Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Чтение Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов: фонендоскоп, шпатель, термометр, пинцет и др. Д/ игра «Маша простудилась». Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д. | Больной поступает в приемный покой. Медсестра регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру, в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья | Халаты, шапочки врачей; карточки больных; рецепты; направления; наборы «Маленький доктор»; «лекарства»; телефон компьютер; носилки, предметы – заместители. | |||||||||||||||||||||||
3.Банк | Выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества. Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета. Поощрять разные играющие группы, добиваться самостоятельного разрешения конфликтов в игре между собой. | Экскурсии в банк с родителями. Беседа о назначении банка, о работниках банка. Рассматривание пластиковых карт, банкоматов, иллюстраций. Показ презентации "Я работаю в банке". Игровые ситуации "Папа пришел в банк заплатить за Д/сад.". "Консультант и клиент" | Посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка. | Бланки; касса; сберегательные книжки, компьютер, пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками. Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
Февраль | 1.Салон сотовой связи Корпорация «Мегафон» | Учить детей отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику формирование навыков речевого этикета, учить создавать игровую обстановку и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре. | Посещение салона сотовой связи с родителями. Наблюдение за работой менеджеров. Рассматривание иллюстраций " Мир телефонов". Игровая ситуация "Мне купили телефон", "В магазине "Связной», «У меня сломался телефон" | Работа операторов связи; работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи; ремонтная мастерская; оплата услуг; справочная служба. | Сотовые телефоны; компьютеры; бланки счетов; чеки; предметы и пакеты с символикой «Мегафон»; бейджики для сотрудников; журналы. Предметы- заместители. | ||||||||||||||||||||||
2.Станция технического обслуживания автомобилей | Расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. | На дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Знакомить с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.). | Строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей. Предметы- заместители. | ||||||||||||||||||||||||
3.Ателье. Дом Мод | Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями (заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь. Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом. Подвести к пониманию что труд работников ателье коллективный, от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу. | Экскурсия в швейное ателье с родителями. Беседа с детьми о том, что видели на экскурсии. Наблюдение за работой кастелянши в детском саду (ремонтирует одежду). Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Д/ игра «Что из чего? Рассматривание образцов тканей. Беседа «Что из какой ткани можно сшить?»,"Иголка ходит только на работу" Изготовление коллекции «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Ручной труд «Пришей пуговицу», "Прямой и крестовый шов".. Изготовление атрибутов для игры с привлечением родителей (витрина, гладильные доски, наборы тканей, пуговиц, ниток, лекала выкроек и др.) | В ателье приходят люди заказать одежду. Выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала закройщики снимают мерки, делают выкройку; приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия; заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ; может действовать служба доставки. | Маркер "Ателье"Разнообразные ткани на витрине, наборы, содержащие нитки, иголки, пуговицы, наперстки, 2-3 швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, стол раскроя, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, трюмо, квитанции. | |||||||||||||||||||||||
4.Мы – военные разведчики | Развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты». | Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение: Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?» Б. Никольский «Препятствие». Л.Кассиль «Главное войско». Беседы на тему: «День Защитника Отечества» «Что должны уметь солдаты». Разучивание песен: «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова), «Будем в Армии служить» (В.Малкова, Ю.Чичкова) Развлечение(муз-физкультурное) Тема: «Слава Армии родной» Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки) | Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением. | Элементы военной одежды для детей, оружие. | |||||||||||||||||||||||
Март | 1 Дом моды | Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, познакомить с новой ролью – модель. | Беседа Предметный мир: «Одежда» Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Рисование образцов одежды. | Модельеры создают коллекцию весенней одежды; подбирают моделей для показа; обучают моделей; устраивается показ одежды; зрители покупают билеты на показ мод; во время показа отмечают понравившиеся модели одежды для покупки… | Модели, выкройки, швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов, билеты, строительный материал, предметы – заместители. | ||||||||||||||||||||||
2. Моряки. Рыбаки. Подводная лодка | Продолжать учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе. | Встреча с моряками. Беседа с детьми о жизни на пассажирском судне (вычленение ролей). Беседа после игр (для уточнения содержания). Чтение Б.Житков «На пароходе», И.Соколовская «Радист», М.Большинцев «У самого синего моря». Изготовление с детьми атрибутов (бинокль, бескозырки, рупор спасательные круги). Беседа после игр (для уточнения содержания). | Постройка корабля, подводной лодки; подготовка к плаванию. Выбор маршрута, плавание, выполнение ролевых действий. Ремонт судна; работа водолазов; подъем флага на корабле. Моряки на подводной лодке опускаются в морские глубины, наблюдают за растениями, животными на морском дне. Есть капитан, моряки, кок, ученые. Рыбаки ловят рыбу, привозят в город отдают в столовую для приготовления пищи. После этого идут в парикмахерскую, больницу, театр. «БАРЖА» перевозит грузы: строительные материалы, продукты. Матросы быстро выполняют команды капитана. Рулевой ведет баржу по курсу. Кок готовит еду, кормит команду. | Маркеры-"Корабль, "Военный корабль», штурвал, якорь флаги; спасательные круги, спасательные жилеты. матросские воротники, бескозырки | |||||||||||||||||||||||
3. Лётчики | Формирование умения творчески развивать сюжет игры; расширить знания о работе лётчиков; знакомство с работой аэропорта. | Чтение произведения «На аэродроме», «Кто водит самолёты», И.Винокурова. Рассматривание иллюстраций самолётов. Рисование самолёта. Лепка самолёта. Конструирование самолётов. Изготовление атрибутов для игры. Подвижная игра «Самолёты» | Лётчик готовит самолёт к полёту (осматривает самолёт, мотор, заправляет бензином); пассажиры собираются в дорогу, приобретают билеты. Контролёр проверяет билеты. Командир экипажа, пилоты заводит мотор и взлетает. Стюардесса во время полёта помогает пассажирам, отвечает на вопросы, предлагает напитки, журналы, книги. После посадки лётчик осматривает самолёт, мотор, заправляет и ведёт свой самолёт дальше. Перевозят людей из одного города в другой. Можно летать в другую страну | Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, посуда, поднос, журналы, предметы – заместители. | |||||||||||||||||||||||
4.Транспорт - ГИБДД | Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам. Закреплять представление о значении работников инспекции для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход». | Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения» «Зачем нужны дорожные знаки» Чтение:«Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая. | Определение места работы инспекторов, работа с планами. Инспектор — водитель, инспектор — пешеход. Оформление документов на машину. Отчет инспекторов начальнику ГИБДД. Выбирают сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки и автомастерской. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения. | Маркер "Машина" Фуражка и костюм ГИБДД. Рули, дорожные знаки, светофоры, жезл, дорожные знаки свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей). права. | |||||||||||||||||||||||
Апрель | 1.Скорая помощь. Больница. Аптека | Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. | Беседы по ОБЖ «Личная гигиена», «Микробы и вирусы. Здоровье болезнь. Отношение к больному человеку». Чтение произведения «Человек заболел И.Турчинина «Наш доктор» А.Кардашова «Едет, спешит мальчик» М.Коршунов Беседа о деятельности медицинского персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий. Подготовка атрибутов для игры: чемоданчик с необходимыми инструментами, специальная машина «Скорая помощь», карточки больных. | Больной вызывает скорую помощь, вызов «Скорой помощи» по телефону03; дежурный принимает вызов и сообщает врачу; врач садится в машину, водитель везёт врача по адресу; папа встречает врача; Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы. Медсестра выполняет указания врача: ставит укол, наблюдает за больным. Врач после осмотра предлагает отвезти больного в больницу. Врач в приемном покое встречает приехавших, укладывает его в палату. Больного навещают родные. После выздоровления больного выписывают из больницы домой. | Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон. Предметы- заместители.
| ||||||||||||||||||||||
2.Пограничники | Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др. | Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?» Чтение стихов и рассказов о пограничниках: «На заставе» А.Барто, «Пограничник» С.Маршак. Разучивание песен о пограничнике. Ручной труд «Пилотка» (оригами) Изготовление атрибутов для игры. | Дети изображают жизнь на пограничной заставе – дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски. Соревнования между двумя погранзаставами: «Кто быстрее обнаружит и задержит нарушителя границы», «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (ребус) и т.д. | Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др. Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
3. Космические полеты | Познакомить детей с первопроходцами, покорившими Вселенную.Закрепить знания детей по теме «Космос». Учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Учить строить план игры, определять способы осуществления плана. Способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за страну, первой проложившей путь в космос. Обогатить словарный запас детей новыми понятиями. | Рассказ воспитателя о космонавтах. Чтение отрывков из книги Ю.Гагарина «Дорога в космос», И.Туркина «Звездный городок». Беседы о космонавтах. Рассматривание иллюстраций космических ракет. Подготовка материалов к игре (строительство ракет, космодрома, изготовления шлемов). Беседы после игр с целью уточнения содержания. | Тренировка космонавтов, полет в космос для изучения звезд. Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе. Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет. Выходим в открытый космос. Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты. Здоровье космонавтов проверяют врачи до и после полета. Пока они в полете – едят специализированную пищу, которую приготовили повара. На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. | Маркер "Ракета" космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты. Карта космического неба; карта созвездий; элементы космических кораблей; бинокли, рации; журнал наблюдений, инструменты для работы в космосе, фотоаппараты. Скафандры. Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
4.Редакция | Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни. Развивать речь детей. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения. | Беседа "Что такое редакция и ее назначение" Просмотр презентации- работники редакции. Игровая ситуация"Принесли статью в редакцию". Изготовление журналов с родителями (по определенной схеме) | Редакционная коллегия; изготовление макета газеты, журнала; распределение заданий и их выполнение; фотографирование, написание статей; использование рисунков, придумывание заголовков; составление газеты (журнала). | Фотоаппараты; макеты журналов; блокноты; фотографии; фотопленка; пишущая машинка; компьютер; рисунки. Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
Май | 1.Пираты | Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами - заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей. | Постройка пиратского корабля; поиск сокровища; встреча двух судов; разрешение конфликта. | Маркеры-"Корабль, "Военный корабль», штурвал, якорь спасательные круги, спасательные жилеты. матросские воротники, бескозырки Флаг; сундуки, шкатулки; «сокровища». Предметы- заместители. | |||||||||||||||||||||||
2.Автомастерская | Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; учить проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре | Рассматривание иллюстраций автомобилей. Конструирование: гаражи, бензоколонка. Чтение произведений: «Моя улица» С.Михалков | Открыть автомастерскую. построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников (слесаря по ремонту машин – мотора, рулевого управления, тормозов и т.д.), | Строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраски автомобилей, предметы – заместители | |||||||||||||||||||||||
3.Зоопарк. Детский сад. Пиццерия. | Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов. Самостоятельно распределять роли, вносить в содержание игры сюжеты из личных впечатлений. Воспитывать доброе отношение к животным, закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. | Занятие по развитию речи: составление рассказа на тему: «Случай в зоопарке». Чтение: «Тигр вышел погулять» Э.Успенский, «Слонёнок» Киплинг. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре: внести в план зоопарка пиццерию, изготовить меню. | Сюжет тот же, что и прежде + на территории зоопарка директор открыл пиццерию. | Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные, фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители. | |||||||||||||||||||||||
4.Армия + Почта . | Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов. Уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; Познакомить с ролевыми действиями командира, солдат. Учить отображать в игре события общественной жизни. Воспитывать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре | Беседы «Предметы связи, средства связи», «День Защитника Отечества» «Что должны уметь солдаты». Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?» Б. Никольский «Препятствие», Л.Кассиль «Главное войско». Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки). Разучивание песен: «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова), «Будем в Армии служить» В.Малкова. | Почтальон принёс повестки в армию. Воспитатель обсуждает с детьми как можно организовать эту игру: назначают командира, выбирают солдат. Командир отправляет солдат в медпункт для мед.осмотра. Начинаются тренировки, физические упражнения, прохождение полосы препятствий и др. Задания, отдаёт командир, солдаты выполняют. Солдаты обедают, отдыхают. Если пораниться при выполнении задания. обращаются к врачу. Солдаты пишут письма, получают письма от родных, которые приносит почтальон. | Пилотки для солдат, военная палатка Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны, Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является не только самостоятельным видом деятельности ребенка, но и средством воспитания, формой организации воспитания и обучения, м...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН...
Сюжетно-ролевая игра для старших дошкольников: съемка фильма "Курочка Ряба"
Учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе; побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания и личный опыт; закреплять умения обозначать свои действия словами....
Сюжетно - ролевая игра для старших дошкольников "Путешествие по Волге"
Игра способствует формированию игровах навыков детей, навыков связной речи, помогает отработать ролевое поведение в игре, познакомить детей с народными промыслами России (городецкой росписью)....
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников (картотека игр).
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников(картотека игр)....
Методическая разработка по развитию сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников
3 блока образовательных ситуаций для развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников (картотека игр).
Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников...