Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»
статья
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsk.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей дошкольного образования «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»
Развитие и совершенствование движений ребёнка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой стороны – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В тоже время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но и являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем занятия, формах обучения, в частности в играх. Но в то же время игра не может служить средством обучения дошкольников более сложным по координации движениям, требующим определённой чёткой техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким движениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений на занятиях. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям дошкольного возраста выполнение игровых упражнений доставляет большое удовольствие. Играя, ребёнок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. В младшем дошкольном возрасте ещё не выдвигаются требования обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр побуждают маленького ребёнка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнёздышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под верёвку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определённого места и т.д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
Таким образом, в дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры ,в основном – коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т.п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними.
Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям товарищей, он естественно и непринуждённо выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолёта. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение, приучаются действовать в соответствии с указаниями.
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых их волевых проявлений во многом зависит от того, сколько времени длиться эта игра. Чем дольше и активнее действует ребёнок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений и чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры. Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики её проведения, а также от подготовленности детей.
Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей.Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности и индивидуальных особенностей организма, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки
Выделяют игры большой подвижности, когда одновременно участвует вся группа детей. Построены такие игры в основном на таких движениях, как бег и прыжки («Ловишки», «Салки», «Бездомный заяц», «Охотник и зайцы», «Волк во рву и др.).
В играх средней активности активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движения выполняются подгруппами («Затейники», «Совушка», «Сделай фигуру», «Море волнуется» и др.).
Движения в играх малой подвижности выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна: игры с ходьбой, игры на внимание («Найди и промолчи», «Угадай кто позвал», «Пузырь» и др.). В таких играх активно действуют лишь несколько детей, остальные произносят текст или наблюдают за играющими.
По двигательному содержанию игры делятся на: игры с ходьбой («По ровненькой дорожке», «Иди ко мне», «Кто тише»); игры с бегом («Ловишки», «Мышеловка», «Мы весёлые ребята», «Караси и щука», «Перебежки»); игры с лазаньем («Пожарные на учении», «»Обезьянки», «Котята и щенята»); игры с прыжками («Не оставайся на полу», «Удочка», «С кочки на кочку»,«Классики», «Кто лучше прыгнет»); игры с метанием («Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Мяч водящему», «Брось за флажок», «Сбей кегли»).
По преимущественному формированию физических качеств выделяют:
игры на формирование ловкости («Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Мой весёлый звонкий мяч»); игры на формирование быстроты («Лохматый пёс», «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль»); игры на формирование выносливости; игры на формирование силы.
Все подвижные игры можно разделить на: игры без предметов («Мы весёлые ребята», «Мышеловка», «У медведя во бору»); игры с предметами («Позвони в колокольчик», «Подбрось – поймай», «Удочка»); игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки). («Пожарные на учении», «Перелёт птиц», «Котята и щенята»).
Подвижные игры можно распределить по величине психофизической нагрузки на 4 группы.
группа: игры с незначительной психофизической нагрузкой используются после болезни ребёнка через две-три недели после уменьшения активности заболевания. Исходное положение ребёнка – сидя на стуле, разрешается непродолжительная ходьба по комнате (два раза по 20 с). Игра повторяется до четырёх раз. Продолжительность – 5-10 мин.
группа: игры с умеренной психофизической нагрузкой используются через три-четыре недели после уменьшения активности заболевания. Исходное положение ребёнка в игре: сидя, стоя, в ходьбе. Игры призваны развивать моральные качества и моторные навыки: быстроту реакции, чёткость выполнения движений, их координацию, особенно в мелких и средних мышечных группах (пальцах, кистях рук).
группа: игры с тонизирующей психофизической нагрузкой используются спустя длительное время после выздоровления (при отсутствии обострения заболевания), для детей, находящихся на общем режиме. Исходное положение во время игр: стоя, ходьба, бег – в короткие интервалы времени. Продолжительность 30 мин. Игры можно повторять от двух до пяти раз. Используются элементы соревнования, требуются ловкость, точность и быстрота реакции, координация сложных движений.
группа: игры с тонизирующей психофизической нагрузкой предлагаются детям в состоянии стойкой ремиссии заболевания, практически здоровым. Игры предусматривают большую амплитуду движений с включением бега, прыжков, элементов соревнования. В них добиваются быстроты реакции, скорости, а в некоторых случаях выносливости. Нагрузка на организм ребёнка в этих повышается и благодаря сопутствующей им эмоциональности.
Величина нагрузки на организм ребёнка зависит от точности выполнения условий игры; от эмоциональной окраски, создаваемой взрослым, ведущим игру; от роли ребёнка в групповых играх; от характера самого ребёнка, степени его возбудимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию основных видов движений через организацию подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста".
В настоящее время в педагогической практике используется большое количество методик, однако не каждый специалист может разобраться в их технологии, да и не каждому ребенку под силу освоить ту или иную...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ У МАЛЫШЕЙ".
"Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознател...
Подвижные игры и игровые упражнения для развития основного вида движения: метание.
Автором составлена картотека игр и игровых упражнений....
План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области» Планпрофессионального самообразования воспита...
Консультация для воспитателей дошкольного образования групп интегрированного обучения и воспитания «Игры для развития тактильного восприятия»
Консультация для воспитателей дошкольного образования групп интегрированного обучения и воспитания «Игры для развития тактильного восприятия»...
«Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений»
Развитие и совершенствование движений ребёнка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений с...
ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений».
Развитие и совершенствование движений ребёнка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новы...