"В мире сказок"
учебно-методический материал (средняя группа)

Ксения Викторовна Кудашкина

Дополнительная образовательная программа «В мире сказок» направлена на расширение читательского пространства, реализацию дифференцированного обучения и развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа «В мире сказок» направлена на расширение читательского пространства, реализацию дифференцированного обучения и развитие индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Новизна программы

В дополнительной образовательной программе поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Актуальность данной программы заключена в комплексном подходе в формировании нравственных качеств у детей через ознакомление с художественной литературой, через многообразие видов сказок. Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни общества. Программа «По страницам сказок» пытается решить целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «В мире сказок» создаёт условия для углубления знаний, полученных на занятиях по чтению художественной литературы. Программа предполагает расширение читательского интереса от жанров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.

В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Цель программы

Воспитывать у детей любовь к сказкам, как к произведению искусства, способствовать раскрытию познавательных, речевых и творческих умений на материале любимых сказок.

Задачи:

- Приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.

- Воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

- Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.

Отличительные особенности данной программы в том, что она направленна на развитие художественно-образного, эстетического типа мышления, формирование целостного восприятия мира, развитие фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти, получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы рассчитан на 4 – 5 лет. Занятие проводятся во второй половине дня, один раз в неделю. На время проведения отведено 20 минут.

Ожидаемые результаты

В результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.

• На данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.

• Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь.

• Путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству.

• Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Реализовывая программу, рекомендуется активно привлекать ближайшее социальное окружение. Окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

Ожидаемые результаты освоения программы «В мире сказок» представлены в виде критериев коммуникативного, познавательного, творческого развития детей.

Коммуникативная способность ребенка:

• желание общаться со взрослыми и детьми, выстраивать взаимоотношения в разных видах деятельности (учебной, игровой);

• понимать состояния и поступки других людей;

• проявлять инициативу в установлении контактов;

• высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям.

Познавательная способность ребенка:

• желание узнать содержание литературного произведения

• задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта

• формулировать самостоятельно выводы при высказывании своего мнения

Творческая способность ребенка:

• формулировать свой интерес, предпочтение, намерение

• оценивать результат собственной продуктивной деятельности

• выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения

• реализовывать творческий замысел в различных видах деятельности.

Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для нравственного воспитания.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Дети должны научиться оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков. Они должны уметь определять характер, поведение, действия основных героев (о ком говорится в произведении?), высказать свое отношение к ним (кто нравится и почему?).

У ребёнка должны быть выработаны способности пересказывать близко к тексту, рассказывать и придумывать собственные сказки.

У него должно возникнуть желание исполнять роли в инсценировках, в играх - драматизации по литературным сюжетам. Он должен уметь проявлять самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "В мире сказок"

КВН "В мире сказок" Сценарий мероприятия по гендерному воспитанию...

Сценарий праздника 8 марта "В мире сказок"

сценарий разработан для поздравления мам и бабушек с международным женским днем....

Презинтация по окружающему миру " В мире сказок"

Театрализованная деятельность в детском саду вносит разнообразие в жизнь ребенка. Она дарит ему радость. Создает условиядля развития творческой активности детей, развивает воображение, память, внимани...