Условия для организации детского экспериментирования в ДОУ
статья
Условия для организации детского экспериментирования в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_dlya_eksperimentirovaniya_v_dou.docx | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия для организации детского экспериментирования в ДОУ
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДО. В требованиях к предметно-окружающей среде напрямую прописано: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)» [3]
Организация экспериментирования в детском саду предполагает выполнение определённых психолого–педагогических условий. К таким условиям необходимо отнести три основные компонента:
- содержание организации экспериментальной деятельности детей
- предметно – развивающая среда
- психологический комфорт.
Рассмотрим подробнее каждое из названных условий. Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержании, оборудовании, которое необходимо для опыта и фиксирования ожидаемого результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания.
Ещё одним важным условием является разнообразная предметно – развивающая среда. Существуют определенные требования к оборудованию развивающей среды. Помимо того, что среда должна быть безопасной, здоровьесберегающей, эстетически привлекательной, она ещё должна являться открытой, незамкнутой системой, то есть периодически развиваться и пополняться. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, необходимо обдуманно и продуктивно прозонировать её.
В условиях ДОУ для детской исследовательской деятельности могут использоваться следующие виды работы [1]:
- познавательная НОД;
- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты);
- игры-эксперименты и дидактические игры;
- проблемно-игровые ситуации.
- исследование;
- коллекционирование;
- проектирование.
Опытно - экспериментальную работу желательно строить по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
Особенности детского экспериментирования:
- во время экспериментирования у детей должно сохраняться ощущение внутренней свободы;
- не следует слишком жёстко придерживаться намеченного плана;
- воспитатель должен радоваться открытиям детей, даже ошибочным, одобрять попытки делать выводы самостоятельно;
- дети не могут работать, не разговаривая;
- не стоит слишком увлекаться фиксированием результатов;
- не делать четких границ между обыденной жизнью и экспериментированием;
- нельзя порицать детей за нежелание экспериментировать, совершение ошибок, неумение самостоятельно сформулировать выводы;
- следует учитывать индивидуальные особенности ( кто работает медленнее – не подгонять их);
- следить за строгим соблюдением правил безопасности;
- детское экспериментирование должно быть схоже с игрой;
- нельзя подменять анализ результатов эксперимента анализом поведения детей и их отношения к работе.[2]
В условиях детского сада используются элементарные опыты и эксперименты.
Оборудование экспериментального уголка:
- Прозрачные и непрозрачные пластмассовые ёмкости.
- Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
- Пластиковые пипетки, шприцы без игл.
- Резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки
- Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
- Пластиковые контейнеры.
- Рулетка, линейка.
- Весы - разновесы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
- Фартуки клеёнчатые, щётки, совки.
- Цветные обработанные кристаллы, лупы, зеркала, магниты.
- Лопатки, грабли.
- Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской работы.
Список использованной литературы:
- Захарова, А. С. Роль детского экспериментирования как метод познавательного развития в ознакомлении старших дошкольников с миром неживой природы (из опыта работы) / А.С. Захарова // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 954-958. — [Электронный ресурс].URL https://moluch.ru/archive/103/23854/.
- Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста / Е.И. Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2014. – 104 с.
- ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 [Электронный ресурс].URL https://fgos.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....
Организация детского экспериментирования в домашних условиях
консультация для родителей: "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»...
Организация детского экспериментирования в домашних условиях
Данная статья поможет родителям организовать детское экспериментирование в домашних условиях....
Консультация для родителей по теме: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское экспериментирование –...
Организация детского экспериментирования в детских условиях
Организация детского экспериментирования в детских условиях...