Создание родительских сообществ, как важная составляющая организации процесса обучения и воспитания.
статья
В статье описывается опыт взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью посредством создания родительских сообществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korotkih.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание родительских сообществ, как важная
составляющая организации процесса обучения и
воспитания.
Коротких Александра Владимировна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №43 «Журавушка»
Аннотация: в статье описывается опыт взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью посредством создания родительских сообществ
Ключевые слова: родительское сообщество, родительская гостиная, детско-родительский клуб
Все мы прекрасно понимаем, что в любой образовательной организации, будь то школа либо детский сад главными заказчиками являются родители, при организации своей деятельности мы опираемся на их предпочтения, запросы.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности образовательного учреждения. На сегодняшний день мы не можем рассматривать родительскую общественность отдельно от остальных участников воспитательного процесса. Поэтому, важным является вопрос о сотрудничестве родительской общественности и образовательного учреждения в лице воспитателей и руководителя. В этом сотрудничестве очень важно правильно определить роль каждого участника: родителя, воспитателя, самого воспитанника.
Определяя роль родительской общественности, мы предполагаем, что родитель не только, наблюдатель, но и партнер в воспитательном процессе. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Наше дошкольное учреждение осуществляет привлечение родительской общественности в управлении качеством воспитания в условиях реализации стандарта (ФГОС ДОО) по разным направлениям, используя как традиционные формы так и нетрадиционные такие как организация родительских сообществ:
Родительское сообщество – своеобразная интегративная форма взаимодействия, в своём формате органично объединяющая многие ресурсные возможности семьи (педагогические, мотивационные, информационные, технологические, материальные и другие).
В нашем случае мы организуем сообщества по трем формам:
- Родительские клубы (сообщества)
- Родительские гостиные
- Проектная деятельность
Детско – родительский клуб, как нельзя лучше соответствует основным задачам, выдвигаемым ФГОС ДО: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, семейных ценностей, творческого потенциала, формирование социокультурной среды, развитие инициативы и самостоятельности. На базе нашего учреждения существуют два клуба:
- Клуб речевой направленности литературный клуб «Солнышко», который активно работает уже много лет, но по сей день пользуется спросом и родители в нем активно проявляют себя, свои таланты и таланты своих ребят.
- С этого учебного года появился родительский клуб «Вместе с мамой», многофункциональный клуб, созданный с целью привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс учреждения и мотивировании активного участия в жизни детского сада. Деятельность клуба базируется на личном примере взрослого. Здесь важна и личность воспитателя, личности родителей.
Основными принципами работы детско-родительского сообщества являются добровольность, компетентность, доступность соблюдение педагогической этики (то есть доступен всем желающим, вступают в клуб на добровольной основе и приобретают новые компетентности в тех или иных вопросах).
Задачи:
1.Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.
2.Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его
3. Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
Клуб проводится 1 раз в месяц, работает по плану, разработанному совместно с родителями.
Родительская гостиная – это модель взаимодействия, где родителям отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.
Отличительная особенность родительских гостиных.
- Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
- Подготовка каждой семьи к встрече.
- Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания и обучения.
- Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.
В этом учебном году мы открывали такие гостиные к праздничным мероприятиям таким как День Матери и День отца. Гостиные открывались во всех возрастных группах и проходили в рамках недели открытых дверей. Родители сами проводили мастер-классы, участвовали в НОД с детьми, в конкурсах и выставках.
Такие гостиные позволили интересно осветить событийные мероприятия и разнообразить их различными подходами.
Так ко дню Матери у нас работали три гостиных.
Кулинарный блок «Пальчики оближешь» родители совместно с детьми готовили печенье, а затем в теплой уютной атмосфере пили чай с результатом своего труда.
«Перезвон талантов» здесь родители подготовили мастер классы, открыли творческую студию, научились изготавливать красивые резинки для волос, в другой студии родительница проводила мастер класс по обработке фотографий.
«Тепло сердец» где мамы смогли представить свои художественные таланты, вышивку, вязание, поделки ДПИ, а презентовали выставку дети.
Ко дню отца работала гостиная по ранней профориентации «Школа будущих космонавтов».
Проектная деятельность также дает большие возможности взаимодействия с родителями. Мы реализуем как долгосрочные, так и краткосрочные проекты различного уровня. Роль родителей в этом очень весома. Они помогают обновлять предметно-пространственную среду, помогают в организации экскурсий, осуществляют волонтерскую деятельность, участвуют в акциях, охотно выполняют домашние задания.
Самых активных родителей администрация детского сада поощряет подарками, грамотами, запускаем розыгрыши, конкурсы на главный приз. У наших родителей мы также после каждого совместного мероприятия интересуемся их впечатлениями, родители и дети довольны, значит вся осуществляемая деятельность целесообразна.
В заключении хотела бы отметить, что совместная деятельность изменяет отношение родителей не только к достижениям своих детей, но и к образовательному учреждению в целом. Это проявляется в реализации семейных проектов. Мы даем возможность родителям окунутся в процесс обучения и воспитания, прочувствовать его. Родители становятся партнёрами. Мы вместе – воспитатели, родители и общественность – делаем достойное дело - воспитываем, растим достойных людей, наше будущее.
Список литературы:
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...
консультация для воспитателей "Создание педагогом ситуации успеха – важное условие организации образовательной и игровой деятельности для гармоничного развития личности дошкольника."
Условия реализации ситуации успеха в игровой и образовательной деятельности....
«Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».
Подготовила: воспитатель ...
«Экскурсия, как важная составляющая образовательного процесса в дошкольном образовании»
Работая в дошкольном образовании более 10 лет, я заметила одну интересную особенность - детям очень нравятся экскурсии.Мы часто забываем, что экскурсия-это один из методов приобретения знаний, являетс...
Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений
В статье раскрывается формирование родительской компетентности, как важного фактора в построении общения с ребенком....
Особенности организации процесса обучения и воспитания в разновозрастной группе
Уважаемые коллеги, в этом материале вы сможете найти необходимую информацию по прганизации работы в разновозрастной группе. Здесь есть режим, санитарные нормы, особенности организации образовательного...