Семинар-практикум для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему «Путешествие в экологию»
материал
Цель: показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей.
Задачи:
- выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей;
- повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом;
- повысить уровень родительской компетентности в вопросе проведения нравственно-экологических бесед с детьми;
- укреплять сотрудничество между родителями и педагогами;
- укреплять детско-родительские отношения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Семинар-практикум для родителей
по экологическому воспитанию дошкольников
на тему «Путешествие в экологию»
Составитель: Кузнецова И. Б.
Воспитатель I кв. категории
г.Аша, 2021 год
Цель: показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей.
Задачи:
- выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей;
- повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом;
- повысить уровень родительской компетентности в вопросе проведения нравственно-экологических бесед с детьми;
- укреплять сотрудничество между родителями и педагогами;
- укреплять детско-родительские отношения.
Ход семинара – практикума
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы проведем с вами семинар-практикум на тему «Путешествие в экологию».
- Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев.
- Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии. Я подготовила материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии.
- Для начала, предлагаю придумать название своей команде. (Команды придумывают название).
- Семинар предлагаю начать с дискуссии.
- Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии? (ответы родителей)
- Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии.
- Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
- Экология - наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
- В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания - важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.
Задание 1
Воспитатель: - Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры
1 команда. ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ.
- Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие-либо изменения, соответственно меняется экология. Простой пример: несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется, что - то другое, не свойственное данным местам, уходят какие - то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.
2 команда. ВСЕ КУДА-НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ.
- Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.
1 команда. ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ.
(ничто не дается даром)
- Чтобы чего-нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.
2 команда. ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.
- Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг».
- Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать: если пыль существует, значит это для чего-нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей: ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли: она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.
Задание 2
Воспитатель: - А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко».
1. Наука о животных. (Зоология)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
1. Пингвин птица или животное? (Птица)
2. Наука о растениях. (Ботаника)
1. Какую траву любят кошки? (Валериана)
2. Самая высока трава? (Бамбук)
1. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
2. Трава от 99 болезней. (Зверобой)
1. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
2. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
1. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
2. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Задание 3
Блиц-конкурс «Предсказание погоды»
1) Ласточки летают низко к земле - (к дождю);
2) Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде);
1) Когда цветет черемуха - (к заморозкам);
2) Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию);
1) Осенью птицы летят высоко - (к теплой зиме);
2) Комары роем летают - (к теплой погоде);
1) Воробьи купаются в пыли - (к дождю);
2) Цветки одуванчика днем закрываются - (к дождю);
1) Собаки кувыркаются - (к пурге);
2) Закат ярко – алого цвета - (к морозу).
Задание 4
Экологические задачи
Команда 1
Петя с мамой отправились в лес за грибами.
- Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.
- Нет, этого делать нельзя – сказала мама.
Вопрос: почему она так ответила?
(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет).
Команда 2
Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая, ярко - голубая бабочка.
- Давай поймаем ее, - попросил Витя.
- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.
- От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.
Вопрос: Кто из мальчиков был прав?
(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками, убивая не нужных, по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие).
Задание 5
1) Сок, какого дерева сладкий (береза, клен);
2) У каких деревьев осенью листья красные (рябина, клен);
1) Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы-белые и шампиньоны);
2) Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха);
1) Из какого дерева делают спички (осина);
2) Какое дерево считают самым долговечным в России? (дуб).
Задание 6.
Воспитатель: - Сейчас, уважаемые родители, мы с вами отдохнем и проведем несколько пальчиковых гимнастик.
1. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листья дуба мы соберем (загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет наберем (шагают по столу)
2. «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянутся)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)
Солнце утором лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется (покружится)
Задание 7
Игра «Правила поведения в природе «Да – нет!»
1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? – (Нет);
2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? – (Нет);
1. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – (Да);
2. Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – (Да);
1. Если разведу костёр, а тушить не буду? – (Нет);
2. Если сильно насорю и убрать забуду? – (Нет);
1. Если мусор уберу, банку закопаю? – (Да);
2. Я люблю свою природу, я ей помогаю! – (Да).
Задание 8
Воспитатель: - А теперь уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть в игру-пантомиму и продемонстрировать то, что указано в выбранной вами бумажечке.
- Родители по очереди демонстрируют животных, насекомых, птиц противоположной команде, а те должны угадать, что же они показывают.
Задание 9
Воспитатель: - Сейчас, уважаемые команды, я предлагаю собрать вам экологические пословицы. Чья команда будет быстрее, та и получает 1 балл.
Задание 10
Следующий конкурс называется «Угадай по звуку»
1) Звук шторма;
2) Звук дождя;
1) Стук дятла;
2) Пение соловья;
1) Кваканье лягушки на болоте;
2) Звук жужжания пчел;
1) Пение кукушки;
2) Вой волка;
1) Скрип снега;
2) Журчание ручейка;
1) Шум листвы;
2) Звук метели.
Задание 11 Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Релаксация «Порхание бабочки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, психического и физического утомления.
Воспитатель: (Звучит тихая спокойная музыка).
- Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.
- Теперь пусть каждый из Вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как Ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
- А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях. (Родители поочередно рассказывают о своих ощущениях).
Воспитатель: - Уважаемые родители, вот и подошел к завершению наш познавательный экологический семинар-практикум. Я надеюсь, что вам все понравилось, и вы узнали для себя что-то новое, чему можно научить вашего ребенка. И помните, что природа и ее развитие в наших с вами руках!
- Спасибо большое всем за внимание и до новых встреч!
- На выходе, лежат два мешочка и две разных по цвету фишки. Если вам понравилось мероприятие, то голосуйте зеленой фишкой, а если считаете, что зря потратили свое время, то проголосуйте красной фишкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...
семинар- практикум " Компетентность педагога в экологическом воспитании"
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и прир...
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Путешествие в подводное царство» в средней группе
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому. Задачи: Дать первоначальное представление о строении рыбы — вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, внизу бр...
Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка.
Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?»
Проблема экологического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, так как именно от нас с вами и подрастающего поколения зависит многое. Дать понятие о науке экология, а также о её значении для ...
Семинар- практикум «Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:устойчивых знаний о пр...
Семинар - практикум "Современные подходы по экологическому воспитанию"
Семинар - практикум "Современные подходы по экологическому воспитанию"...