Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе
консультация

Железнякова Ирина Викторовна

Коррекционно-развивающая среда является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с  проблемами в развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ

СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

Р.П. СРЕДНЯЯ АХТУБА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

404143, Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул.Октябрьская, 89А

тел.8(844-79) 5-25-20 E-mail: zolotoy.pet@yandex.ru

____________________________________________________________

Сообщение- презентация на тему:

«Организация коррекционно-развивающей среды в логопедической группе»

Подготовила Железнякова Ирина Викторовна, воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МДОУ ДС Золотой петушок р.п. Средняя Ахтуба

Коррекционно-развивающая среда является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с  проблемами в развитии. Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом развивающей предметно-пространственной среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

По утверждению Нишевой Н. В. правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности».

Пространственно-развивающая среда создается в соответствии со следующими принципами:

  1. информативности
  2. вариативности
  3. полифункциональности
  4. педагогической целесообразности
  5. трансформируемости

Предметно-развивающая среда в группе дошкольного образовательного учреждения должна учитывать все направления развития ребенка, должна быть направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей в условиях созданной педагогами групп, соответствовать ФГОС, отвечать всем нормам СанПИН и нормам безопасности.

Таким образом, организация коррекционно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Я организую предметно-развивающее пространство таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением и воспитателя и учителя-логопеда. Предметную среду в группе я проектирую в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Создание предметно – пространственной среды является одной из основных задач общеобразовательной программы. Я разделила все помещения группового блока на центры развития (зоны). В центрах подбирается и размещается материал в соответствии с лексической темой, что позволяет мне закреплять лексико-грамматические понятия, развивать связную речь и следить за звукопроизношением.

 В центре развития речи представлены пособия на развитие фонематического слуха и восприятия; развитие дыхания; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; обогащение словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов.

 Наборы и комплекты предметных картинок на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.  Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам. Настольно-печатные дидактически игры, лото, домино по лексическим темам. Картотека артикуляционных упражнений в картинках и сказках. Картотека словесных игр

Учеными доказан тот факт, что развитие мелкой моторики пальцев рук теснейшим образом стимулирует речевое развитие. Поэтому в группе организован уголок для развития пальчиковой моторики: игрушки со шнуровками, шарики Су-Джок.  Для того, чтобы пальчиковый тренинг с детьми проходил разнообразно, эмоционально-приятно, не утомительно и динамично, активно можно использовать: шестигранные карандаши, пальчиковые лабиринты, крышки, прищепки, пальчиковый театр.

Центр книги. В центре размещена детская литература: русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей, по лексической теме, о природе, детские энциклопедии разного формата и оформления. Материалы регулярно меняются, стимулируют развитие социальных интересов и познавательной активности детей.

Центр патриотического воспитания. В центре содержится материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой. Визуальные дидактические материалы: плакаты, флаги, буклеты, образцы народного творчества, фотографии значимых и памятных мест родного города, края; настольно-печатные игры, пазлы; папки с творческими заданиями, макеты достопримечательностей города.

Физическое развитие. В центре двигательной активности находится оборудование и атрибуты для проведения динамических пауз, утренней гимнастики, подвижных игр. Игры и упражнения способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы, развивают равновесие и координацию движений.

В центре социально-коммуникативного развития созданы условия для развития творческой деятельности детей, фантазии, формирования игровых навыков и умений, дружеского взаимоотношения между детьми. Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр.

В центре познавательного развития подобраны разнообразные материалы и пособия для формирования элементарных математических представлений: о форме, цвете, размере, количестве, части и целом, пространстве и времени; настольно - печатные; логико-математические; развивающие игры на развитие мелкой моторики.

Центр природы подобраны виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать разнообразие форм и окраски их частей, инструменты по уходу за растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Дидактические игры экологической направленности. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и наблюдений за погодой.

 Дети с нарушениями речи, имеющие специфические особенности – высокую чувствительность, проявляющуюся в преобладании слабости нервной системы и высокой эмоциональной лабильности, способах освоения мира через чувства и кинестетику, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти требуют особого подхода. Поэтому коррекционная работа с ними должна строиться с учетом этих особенностей и включать организацию развивающего пространства с многообразием материалов, активизирующих ощущения и восприятия разных модальностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия участников коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе.

Представленная система направленна на комлексное взаимодействие специалистов ДОУ при всестороннем развитии детей с общим недоразвитием речи....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе МДОУ "Детский сад комбинированого вида №131"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"...

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе. Определены цели, задачи и содержание работы воспитателя в логопедической группе....

Рабочая образовательная программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности учителя-логопеда по направлениям: диагностическое, коррекционное, профилактическое, научно-методическое в работе с детьми от 5 до 6 лет...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. В программу входит перспективный план и подробное календарно - тематическое планирование коррекционно - развивающ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР

Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями, с учетом ФГТ. Содержит перспективное планирование и подробный календарно - тематический план коррекционно - развивающей деятел...