«УМНИКИ и УМНИЦЫ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» является итоговым мероприятием и позволяет активизировать знания дошкольников в различных областях.

Задачи: активизировать знания детей в области математики, экологии, грамоты, речи. Развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание, комбинаторные способности; дать почувствовать радость от решения познавательных задач; способствовать развитию умения взаимодействовать в коллективе; воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УМНИКИ и УМНИЦЫ»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА для детей подготовительной группы.

Бойченко Л.Л

МБДОУ д/с 84, г. Белгород

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» является итоговым мероприятием и позволяет активизировать знания дошкольников в различных областях.

Задачи: активизировать знания детей в области математики, экологии, грамоты, речи. Развивать логическое мышление, творческое воображение, память, внимание, комбинаторные способности; дать почувствовать радость от решения познавательных задач; способствовать развитию умения взаимодействовать в коллективе; воспитывать целеустремленность и настойчивость в достижении цели.

Ход игры:

Педагог: Ребята, вы уже не раз участвовали в различных интеллектуальных играх. Вспомним, что же такое интеллектуальная игра? (ответы)

      Сегодня я предлагаю принять участие в игре «Умники и умницы». Скоро вы закончите подготовительную к школе группу детского сада и начнете новую, школьную жизнь. А сейчас вы находитесь на вершине дошкольного возраста. Вы – умные и талантливые. Поэтому наша игра и называется «Умники и умницы».

Игра состоит из четырех туров. В каждом туре по несколько заданий, которые будут оценивать наше строгое жюри. (представление членов жюри).

      Для проведения игры необходимо разделиться на четыре команды. За каждое правильно выполненное задание команды получат фишки-звездочки. Задача- правильными ответами набрать как можно больше звезд. Та команда, которая наберет больше звезд, будет награждена золотыми медалями. Перед вами цифры, каждая из которых разделена на две части. Соберите их и узнаете, с кем вы будете в одной команде.  (Дети собирают из частей цифры и объединяются в команды. Затем все занимают места за столами с соответствующим номером).

РАЗМИНОЧНЫЙ ТУР

Вопросы задаются каждой команде по очереди, очки не выставляются.

  • Кто пасет табун лошадей?
  • Кто переносит багаж?
  • Кто вставляет стекла?
  • Кто работает на кране?
  • Кто чинит часы?
  • Кто работает в парикмахерской?
  • Кто дрессирует животных?
  • Кто работает в магазине?
  • Кто играет на трубе?
  • Кто убирает двор?
  • Кто приносит почту?

Первый тур. ЭКОЛОГИЯ

Задание 1.

На столах перед детьми разложены картинки с изображением  различных животных. На каждой картинке указан номер-ответ. Задаются вопросы, ответами на которые являются данные картинки. Ответы даются путем поднятия вверх табличек с цифрами-номерами (от 1 до 4)

ВОПРОСЫ

  1. Кто из этих животных является рыбой? (дельфин, кит, акула, осьминог).
  2. Кто из этих животных не живет в море? (медуза, краб, морская звезда, щука).
  3. Какое из этих животных не несет яйца? (кенгуру, курица, змея, крокодил).
  4. Какая птица прилетает зимовать в наши края? ( скворец, ласточка, снегирь, соловей?).

Задание 2.

На столах перед детьми разложены красные кружки. Детям предлагается поднять красный кружок перед тем, как ответить на заданный вопрос. Кто первый его поднимет, тот и будет отвечать первым.

ВОПРОСЫ

  • У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
  • Кого называют листопадниками? (зайчат, родившихся осенью)
  • Назовите птиц, истребляющих грызунов (сова, филин, ястреб, коршун)
  • Какая птица не высиживает птенцов? (кукушка).

Задание 3. «Живая и неживая природа»

На столах перед детьми разложены картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Воспитатель поднимает зеленый кружок – дети должны показать картинку с изображением живой природы. Если воспитатель поднимает коричневый кружок, дети поднимают картинку с изображением неживой природы. Воспитатель называет объекты живой и неживой природы, а дети поднимают зеленый или коричневый кружок.

Подведение итогов

Жюри подводит итоги, подсчитывает баллы. По количеству баллов на стол каждой команды прикрепляются звездочки.

Второй тур. ГРАМОТА

Разминка. «Кто самый внимательный?» (очки не выставляются)

У детей на столах кружки разного цвета (зеленый, желтый, синий, красный, голубой). Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с цветом кружка, ребенок поднимает его вверх.

Вопросы

  • На старой кадушке плясали лягушки (зеленый)
  • Уронило солнце лучик золотой(желтый)
  • Ах, красивый цветок, мой любимый василек (синий)
  • На опушке лесной земляничка под листвой (красный)
  • Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (голубой).

Задание 1

Детям предлагается поднять красный кружок перед тем, как ответить на заданный вопрос. Кто первый поднимет красный кружок, тот и будет отвечать. Называть можно по одному слову.

- назовите животное, название которого состоит из одного слога. И в этом названии есть звук (Л) или (ЛЬ). (волк, слон, лев).

- назовите животное, в названии которого есть звук (Р) или (РЬ). (рысь, корова, тигр).

Задание 2

Детям предлагается набор букв. Надо из данных букв составить как можно больше слов. Одной снежинкой можно заменить любую недостающую букву. Выложить слова на наборном полотне (гус*, вор*на).

Подведение итогов

Динамическая пауза. Игра «Вокруг стола»

Берется высокий стул. Дети выстраиваются за ним лицом к воспитателю. Педагог дает указания, и дети встают согласно им. Например: Кира встанет справа от стула, Дима – за стулом, Денис – слева от стула, Юля – сядет на стул, Вика- встанет перед стулом, Артем встанет перед Викой и т.д.

Третий тур. МАТЕМАТИКА

Задание 1. «Уберем цифры по заданию»

На столах пред детьми набор чисел от 1 до 10. Детям необходимо убрать цифру или число, которые служат ответом на задание.

  • Убери цифру, показывающую, сколько раз в году у человека день рождения (1)
  • Убери цифру, обозначающую число, которое больше числа 2 на 1 (3)
  • Убери цифру, которая находится между цифрами 4 и 6 (5)
  • Убери цифру, показывающую, сколько сторон у квадрата (4)
  • Убери цифру, показывающую, сколько ушей у трех мышей (6)
  • Убери цифру, показывающую, сколько хвостов у двух слонов (2)
  • Убери цифру, показывающую, сколько дней в неделе (7)
  • Убери цифру, показывающую, сколько ножек у двух стульев (8)
  • Уберите цифру, о которой говорится в задаче: «Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока, сколько всего яблок? (0)
  • А теперь ответьте, какая цифра у вас осталась? (9).

Задание 2

На столах перед детьми чертежи с конструкциями. Изначально эти конструкции состояли из восьми маленьких кубиков. Детям представлены неполные изображения, некоторый кубики убраны.

- Определить, сколько кубиков в конструкции не хватает до полного большого куба?

- рядом с конструкцией положить цифру, обозначающую правильный ответ.

Задание 3. «Игра в стручки»

Воспитатель читает детям стихотворение и объясняет правила игры, задание.

Во время царя Гороха

Под смех и шутки скомороха

Царь, на нос нацепив очки,

Играл с царицею в стручки.

Ты знаешь, как они играли?

Я сообщаю все детали.

Довольно простые примеры, но, как видите, царь и царица не очень сильны в математике. Во всех примерах ошибки.

Переложите в каждом примере один стручок – и примеры будут правильные.

Стручки вам заменят счетные палочки.

Сначала выложите при помощи палочек такую же комбинацию. Затем подумайте и предложите правильное решение.

II + I = II   ( I + I = II)

III + I = I   (III – II = I)

Подведение итогов.

Четвертый тур. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Задание 1. Игра «Пять предложений»

На столах перед детьми лежат предметные картинки (по одной на каждую команду): крокодил, полотенце, сапоги, медуза. Надо подобрать к предложенному слову пять определений, т.е. пять слов, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопрос – какой? или какая? принимаются только наиболее интересные слова.

Возможные варианты

- полотенце (махровое, бумажное, кухонное, чистое, банное, белое).

- крокодил (зеленый, страшный, зубастый, хищный, проворный).

- сапоги (удобные, теплые, резиновые, большие, красивые, зимние).

- медуза (морская, скользкая, прозрачная, обжигающая, холодная).

Задание 2. Игра «Составь предложение»

Каждой команде предлагается набор из трех картинок, например: окно, чашка, море; бабушка, корзина с клубникой, котенок; самолет, часы, телеграмма; девочка, клубок, свитер. Надо составить предложение из данных слов.

Задание 3. «Черный ящик»

- В какой сказке овощи и фрукты действуют как живые существа («Приключения Чиполлино»).

- Назовите автора этой сказки и действующих в ней лиц. (Дж. Родари; Чиполлино, принц Лимон, синьор Помидор, дядюшка Тыква и др.)

Подведение итогов игры.

Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы: «Большие буквы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому и социально- личностному  развитию детей, в содержание которого входят задания и упражнения по формированию у дете...

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы: "Счастливый случай".

Цель занятия:Создать эмоционально -  положительный настрой.Развивать  внимание, речь,  логическое мышление, опираясь на полученные знания и умения.Развивать смекалку, быстроту реа...

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы "Хочу все знать!"

Итоговая интеллектуальная игра "Хочу все знать!" проводится с детьми подготовительной группы в конце учебного года. Цель - способствовать развитию познавательной активности....

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в совместной деятельности детей подготовительной группы.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в совместной деятельности детей подготовительной группы с использованием здоровьесберегающих технологий...

Интеллектуальные игры для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

В пособии представлены интеллектуальные игры, которые развивают пространственное воображение, логику, мышление детей; формируют навыки сотрудничества со сверстниками.Пособие адресовано педагогам дошко...

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы,посвящённая Дню космонавтики

Конспект иргы между двумя командами,которые отвечают на вопросы по теме: "Космос",отгадывают загадки,выполняют задания на внимание,дидактические игры и в конце игры выстраиваются в" Парад планет"....

"Большая игра". Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы.

Цель: Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.Программные задачи:1.Способствовать углублению и обобщению имеющихся знаний детей о живой и не живой природе. Показ...