Методы ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи
Перечень методов и приемов ТРИЗ, адаптированные для детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Название метода | Цель | Характеристика | Примеры адаптации для дошкольников |
Метод мозгового штурма | Учить давать большое количество идей, в том числе самых фантастических в рамках заданной темы и найти одну наиболее удачную. | Это построенный особым образом коллективный метод или поиск нетрадиционных путей решения проблемы. | Как уберечь продукты от мышей? Я- друг героя и ему помогу. |
Метод «Синектика» | Развивать у детей творческого мышления, памяти. | Этот метод предлагает поставить себя на | Эмпатия: Изобрази будильник Прямая аналогия: Вертолет-аналогия стрекозы. Фантастическая аналогия: Нарисуй радость. |
Метод фокальных объектов | Учить выявлять все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. | Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. | Игра «Изобретатели» предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное. |
Метод «Системный анализ» | Определять роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. | Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. | Почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д |
Метод морфологического анализа | Выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. | Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Для работы используется морфологическая таблица. | Фантастическое животное: животное с головой зайца, туловище крокодила, хвостом лисы и ногами жирафа. |
Метод «Золотая рыбка» | Разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей. | Метод снимает слои реальности и выявляет ту центральную идею, которая легла в основу необъяснимого фантастического процесса, явления, события. Не рекомендуется для детей младше 6 лет. | Сказка Пушкина А.С. «Золотая рыбка» Былины о Илье Муромце |
Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) | Помочь решить проблему знакомства детей с явлениями в неживой природе. | Все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному: МЧ твердого вещества крепко держатся за руки, МЧ жидкого вещества- стоят рядом, МЧ газообразного вещества- бегут. | Сосулька зимой не тает. Почему? МЧ льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. МЧ перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед превратился в воду. Солнце греет сильнее, МЧ разбежались. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась. |
Методы и приемы ТРИЗ, адаптированные для детей дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе с применением технологии ТРИЗ.
Пересказ «Зимовка зверей»
Составила: Рыжкова Н.А.
Цель: Продолжать осваивать правила пересказа, используя технологию ТРИЗ.
Задачи: Совершенствовать грамматический строй речи, развивать логическое мышление, развивать умение содержательно, связно и последовательно излагать свои мысли, обогащать словарь детей, формировать способности детей к театральному творчеству.
1 этап. Организационный.
Дети заходят в группу, приветствуют гостей. Встают паровозиком.
В: Ребята, сейчас я буду каждому из вас задавать загадку, кто её отгадает, тот проходит на стульчик.
2 этап. Мотивационный.
Воспитатель: задаёт детям загадки про животных (диких и домашних)
Д: Ответы детей.
Дети отгадав все загадки, сели на стулья.
В: Ребята, вы уже догадались о ком мы сегодня будем говорить?
Д: О диких и домашних животных.
В: Правильно
3 этап. Подготовительный.
Дыхательная гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, массаж лица, артикуляционная гимнастика.
4 этап. Основной.
В: Ребята, что мы ещё знаем о животных?
Д: Что все животные делятся на группы по признакам:
1). По месту обитания.
2). По способу питания.
3). По образу жизни.
В: Я предлагаю вам заполнить морфологическую таблицу на интерактивной доске. Выбирайте дорожку с понравившимся вам животным. (Даём полные ответы).
В: Сейчас мы переходим к пересказу текста «Зимовка зверей» с помощью алгоритма.
Работа по алгоритму.
Первое правило: выразительное чтение педагогом текста. Дети внимательно прослушав текст, самостоятельно вспоминают первое правило — внимательно слушать- выставляется первая карточка с анализатором УХО.
Второе правило: Схематизация.
Чтобы запомнить сказку надо её представить. Выставляется карточка с анализатором ГЛАЗА. Дети с помощью педагога восстанавливают последовательность действий героев. Читая текст педагог выставляет, заранее подготовленные карточки с изображением героев.
Третье правило: Разыгрывание сказки в диалоге точно по тексту. Выставляется карточка с изображением МАСКИ. В проигрывании сказки дети закрепляют последовательность событий близко к прочитанному. Каждому ребёнку раздаю шапочку на голову в соответствии с ролью.
Четвёртое правило: Самостоятельный пересказ сказки «Зимовка зверей» взрослым. (взрослые записывают текст за ребёнком). Выставляется карточка с анализатором РОТ.
Дети самостоятельно передают содержание сказки.
5 этап. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ
консультация для воспитателей...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...
Заседание творческой группы. "Применение ТРИЗ в коммуникативной развитии дошкольников". Выступление: "Методы ТРИЗ" (13.08.2021)
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он...