Программы
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочие программы подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 1.08 МБ |
Программа по подготовке детей к школе | 309.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе программы
«Преемственность. Подготовка к школе»
Авторы Федосова Н. А., Комарова Т. С.
Пояснительная записка
Рабочая программа по подготовке к школе детей 5,5-7 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2016), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: развитие личностных качеств; сохранение и укрепление здоровья; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Программа состоит из следующих курсов:
Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Курс «От рисунка к букве» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук,формирование графических навыков,развитие координации движений, и таких процессов, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
Место занятий в учебном плане
Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве»», «Математические ступеньки», «От рисунка к букве». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 25 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 36 недель.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Планируемые результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы «Преемственность. Подготовка к школе»предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Предметные результаты.
Ребенок научится:
- распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
- называть персонажей, основные события;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
- составлять элементарный рассказ по серии картинок;
- обсуждать нравственные стороны поступков людей;
- участвовать в коллективных разговорах;
- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
- ориентироваться в пространстве;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.
Ребенок получит возможность научиться:
- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
- различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные песенки, потешки);
- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
- присчитывать и отсчитывать по одному, по два.
Пояснительная записка к курсу «От слова к букве»
Общая характеристика курса
Рабочая программа для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Обучение строится на игровой деятельностии носит практическийхарактер.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Содержание
Развитие и совершенствование устной речи.Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребёнка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевлённых предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевлённых — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе), слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов.
Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, упражнения для губ, упражнения для языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей чёткому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Планируемые результаты:
— правильно произносить все звуки;
— проводить классификацию звуков по их произношению;
— проводить классификацию печатных букв по их элементам;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— уметь ориентироваться на странице тетради.
Место курса «От слова к букве» в учебном плане
Рабочая программана изучение курса «От слова к букве» рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего занятий |
1 | Добуквенный период 13 Осенние странички. | 5 |
2 | Зимние странички. | 3 |
3 | Весенние странички. | 2 |
4 | Летние странички. | 3 |
5 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 6 |
6 | Двузначные гласные | 7 |
7 | Звонкие, глухие, шипящие согласные | 44 |
8 | Обобщение. | 2 |
Всего | 72 занятия |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа | Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016 |
Учебник | Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016. |
Дидактические средства для учащихся | Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2022. |
Экранно-звуковые пособия | Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности). |
Календарно – тематическое планирование занятия
по курсу «От слова к букве»
Автор Н. А. Федосовой, 72 часа
№ ЗАНЯТИЯ | Дата | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА ТЕМА ЗАНЯТИЯ | |||
Осенние странички. 5 ч. | ||||||
1 | Осенние странички. Стихотворение «Осень». Игра: «Слова-разные». Звуковой анализ слов (зонт, лес). | |||||
2 | Составление рассказа на тему: «Осень». Стихотворение «Опустел скворечник». Игра: «Какие слова бывают». Звуковой анализ слов (лист, туча). | |||||
3 | Составление рассказа на тему: «Как мы играем». Стихотворение «В центре нашего двора». Звуковой анализ слов (игра, игла). | |||||
4 | Составление рассказа на тему: « Что растёт в саду? А на огороде? Игры: «Найди лишний предмет». Звуковой анализ слов (репа, сад). | |||||
5 | Знакомство со сказкой «Мужик и медведь, с рассказом: « Осенняя рыбалка». | |||||
Зимние странички. 3 ч. | ||||||
6 | Зимние странички. Составление рассказа по рисунку. Стихотворение «Белый снег, пушистый». Звуковой анализ слова (зима). | |||||
7 | Знакомство с авторской сказкой П. Бажова, «Серебряное копытце»; | |||||
8 | Знакомство с рассказом : «Зимовье». Звуковой анализ слова (волк), с рассказом Е. Чарушина: «Заяц». | |||||
Весенние странички. 2 ч. | ||||||
9 | Весенние странички. Знакомство со стихотворением А.Плещеева «Весна». Отгадывание загадки. Звуковой анализ слов (весна, лужи). | |||||
10 | Знакомство с народными сказками: «Лисичка-сестричка и серый волк», «КотофейКотофеевич» | |||||
Летние странички. 3 ч. | ||||||
11 | Летние странички. Знакомство со стихотворением , Сурикова «Лето». Составление рассказа по картинке. Отгадывание загадок о лете. | |||||
12 | Составление рассказа «Дети в лесу». Знакомство со стихотворением Я. Акима «Песенка в лесу», с рассказом В. Бианки: «Купание медвежат». | |||||
13 | Знакомство с рассказом Э. Мошковской «Суслик, который хотел быть похожим на Человека. | |||||
Гласные и согласные звуки и буквы. 6 ч. | ||||||
14 | Гласные и согласные звуки.Гласный звук (О). Отгадывание загадок. Разучивание скороговорки. | |||||
15 | Гласный звук [а], буква А (а). Знакомство с заглавной буквой «А». Разучивание скороговорки. | |||||
16 | Гласный звук (У). Разучивание скороговорки. Придумай загадку об улитке. | |||||
17 | Гласный звук (ы). Составление сказки о мышонке. Звуковой анализ слова «крыша», «тыква». Разучивание скороговорки. | |||||
18 | Гласный звук (И). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква И ?». Разучивание скороговорки. | |||||
19 | Гласный звук (Э). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Э». Разучивание скороговорки. | |||||
Двузначные гласные 7 ч. | ||||||
20 21 | Гласная двузначная буква (Я). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква Я?». Разучивание скороговорки. | |||||
22 23 | Гласная двузначная буква (Ю). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ю)?». Разучивание скороговорки. | |||||
24 25 | Гласная двузначная буква (Е). БукваЕ (е) в начале слова. Звуковой анализ слова «ели». Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными. Составление рассказа «Дети в лесу». Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Е)?». Разучивание скороговорки. | |||||
26 | Гласная двузначная буква (Ё). Печатание буквы. Игра: «Где спряталась буква (Ё) ?». Разучивание скороговорки. | |||||
Звонкие, глухие, шипящие согласные. 44 ч. | ||||||
27 28 | Согласные звуки ( л, л*), Буквы Л, л. Игра: « Найди на рисунке Л. Разучивание скороговорки. | |||||
29 30 | Согласные звуки ( м, м*), Буквы М, м. Игра: « Найди на рисунке М», «Доскажи словечко». | |||||
31 32 | Согласные звуки ( н, н*), Буквы Н, н. Игра: « Найди на рисунке Н», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки. | |||||
33 34 | Согласные звуки ( р, р*), Буквы Р, р. Игра: « Найди на рисунке Р», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки. | |||||
35 | Чтение слогов и слов с изученными буквами | |||||
36-37 | Согласные звуки ( в, в*), Буквы В, в. Игра: « Найди на рисункеВ», «Доскажи словечко». Разучивание скороговорки. | |||||
38 39 | Согласные звуки ( Ф, ф*), Буквы Ф, ф. | |||||
40 41 | Согласные звуки ( З, з*), Буквы З, з. | |||||
42 43 | Согласные звуки ( С, с*), Буквы С, с. Игра: « Где спряталась буква С». | |||||
44 45 | Согласный звук [Ш, ш] , Буквы Ш, ш. | |||||
46 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Сравнение звуков [ж- ш] | |||||
47 48 | Согласные звуки [Б, б*] , Буквы Б, б. | |||||
49 50 | Согласные звуки [П, п*] , Буквы П, п. | |||||
51 52 | Согласные звуки [Д, д*] , Буквы Д, д. | |||||
53 54 | Согласные звуки [Т, т*] , Буквы Т, т. | |||||
55 56 | Знакомство с буквой Г (г). | |||||
57 58 | Согласные звуки [К, к*] , Буквы К, к. | |||||
59 60 | Согласные звуки [Х, х*] , Буквы Х, х. Игра «Найди на рисунках букву Х. Разучивание скороговорки. | |||||
61 62 | Согласный звук [ц] , Буквы Ц, ц. Игра «Найди на рисунках букву Ц. Разучивание скороговорки. Беседа «Откуда пришли цифры». | |||||
63 64 | Согласный звук [щ*] , Буквы Щ, щ. Игра «Найди на рисунках букву Щ. Разучивание скороговорки. | |||||
65 66 | Согласный звук [ч*] , Буквы Ч, ч. Игра «Найди на рисунках букву Ч. Разучивание скороговорки. | |||||
67 68 | Звук [й] , Буквы И, й. Диктант. Чтение сказки «Что вы знаете о йогах?» | |||||
69 70 | Буквы твёрдый знак [ъ ], мягкий знак [ь ], Знакомство с авторской сказкой: В. Бианки, «Хвосты». Письмо печатных букв. | |||||
Обобщение. 2ч. | ||||||
71 72 | Чтение слогов и слов с изученными буквами |
Пояснительная записка к курсу «Математические ступеньки»
Рабочая программа по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основными целями обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Общая характеристика курса
Рабочая программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Место курса «Математические ступеньки» в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю, 36 учебных недель).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять
избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и
анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа | Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016 |
Учебник | Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016 |
Дидактические средства для учащихся | Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2016. |
Экранно-звуковые пособия | Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности). |
Календарно – тематическое планирование
занятия по курсу «Математические ступеньки»
Автор С.И. Волкова, 72 часа
№ ЗАНЯТИЯ | Дата | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА ТЕМА ЗАНЯТИЯ | |
Доцифровой период (16ч) | ||||
1 | 1ч | Пространственные представления вверху, внизу, между, слева, справа | ||
2 | 1ч | Понятия «Больше, меньше, столько же» | ||
3-4 | 2ч | Понятия «Длинее-короче», «выше-ниже» | ||
5-6 | 2ч | Зрительно-пространственная ориентация на листе, в клетке | ||
7-8 | 2ч | Знакомство с геометрическими фигурами (треугольник) | ||
9-10 | 2ч | Знакомство с геометрическими фигурами (круг) | ||
11-12 | 2ч | Знакомство с геометрическими фигурами (четырехугольник) | ||
13-14 | 2ч | Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник) | ||
15-16 | 2ч | Знакомство с геометрическими фигурами (квадрат) | ||
Цифровой период (20ч) | ||||
17 18 19 | 3ч | Число и цифра 1. Число и цифра 2. Число и цифра 3 | ||
20-21 | 2ч | Число и цифра 4. Число и цифра 5 | ||
22-23 | 2ч | Закрепление состава чисел 1-5 | ||
24 25 26 27 | 4ч | Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Число и цифра 9. | ||
28-29 | 2ч | Закрепление состава чисел 6-9 | ||
30 | 2ч | Число и цифра 0. Обратный счет. | ||
31-32 | 2ч | Закрепление состава чисел 1-9 | ||
33-34 | 2ч | Временные представления. Год. Временные представления. Месяц. | ||
35-36 | 2ч | Временные представления. Дни недели, Временные представления. Сутки | ||
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (27ч) | ||||
37-38 | 2ч | Действие «сложение». Конкретный смысл сложения. | ||
39-40 | 2ч | Сложение вида +1 | ||
41-42 | 2ч | Сложение вида +2 | ||
43-44 | 2ч | Сложение вида +3 | ||
45-46 | 2ч | Сложение вида +4 | ||
47-48 | 2ч | Сложение в пределах 10 | ||
49-50 | 2ч | Действие «вычитание». Конкретный смысл вычитания. | ||
51-52 | 2ч | Вычитание вида -1 | ||
53-54 | 2ч | Вычитание вида -2 | ||
55-56 | 2ч | Вычитание вида -3 | ||
57-58 | 2ч | Вычитание вида -4 | ||
59-60 | 2ч | Вычитание в пределах 10 | ||
61-63 | 3ч | Сложение и вычитание в пределах 10 | ||
Простые задачи (9ч) | ||||
64-65 | 2ч | Решение простых задач на сложение с опорой на наглядность. Задания на внимание | ||
66-67 | 2ч | Решение простых задач на вычитание с опорой на наглядность. Задания на внимание | ||
68-69 | 2ч | Составление и решение простых задач. Сравнение чисел. | ||
70 | 1ч | Игра «Путешествие в страну чисел» Повторение | ||
71-72 | 2ч | Закрепление изученного. Задания на внимание. |
Пояснительная записка к курсу «От рисунка к букве»
Рабочая программа по обучение письму для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы
Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Я готовлюсь к письму», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Подготовка к письму «Я готовлюсь к письму», предполагает работу по комплекту пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который дополняет программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей: "От рисунка к букве", «Мои первые буквы". Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др
Задачи подготовки к обучению письму:
- готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;
- знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
- знакомить с контуром предмета и его особенностями;
- знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
- моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
Соблюдать элементарные гигиенические правила.
Ориентироваться на странице тетради.
Отличать буквы от звука.
Отличать заглавные и строчные буквы.
Отличать прописных букв от печатных.
Печатать буквы
Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.
Ориентироваться на странице тетради
Знать конфигурацию печатных букв.
Место курса «От рисунка к букве» в учебном плане
Рабочая программана изучение курса «От слова к букве» рассчитана на 72 занятия (2 занятия в неделю; 36 учебных недель).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего занятий |
1 | Добуквенный период | 13 |
2 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 6 |
3 | Двузначные гласные | 7 |
4 | Звонкие, глухие, шипящие согласные | 44 |
5 | Обобщение | 2 |
Всего | 72 часа |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа | Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2016 |
Учебник | Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2016. |
Дидактические средства для учащихся | Федосова Н.А. «От рисунка к букве», «Мои первые буквы: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2016. |
Экранно-звуковые пособия | Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности). |
Календарно- тематическое планирование занятий
по курсу «От рисунка к букве»
Автор ФедосоваН.А, 72часа
№ ЗАНЯ ТИЯ | Дата | КОЛ-ВО ЧАСОВ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА ТЕМА ЗАНЯТИЯ | |
1 | Добуквенный период 13ч | |||
Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок» | ||||
2 | Раскрашивание пространства около контура. | |||
3-4 | Контур предметов. Обведение контура предметов по нанесенным точкам. | |||
5-6 | Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы. | |||
7 | Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание пространства около контура. | |||
8 | Контур предмета и раскрашивание его внутри. | |||
9 | Письмо прямых линий. Узор «Снеговик» | |||
10 | Прямая наклонная линия. Узор «Мишка». | |||
11 | Обведение по контуру предметов в рабочей строке. | |||
12 | Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии. | |||
13 | Работа в рабочей строке (дорисовывание элементов) | |||
Гласные и согласные звуки и буквы.6ч | ||||
14 | Письмо печатной буквы Аа. | |||
15 | Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О.Письмо печатной буквыОо. | |||
16 | Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквыы.Письмо печатной буквы | |||
17 | Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у.Письмо печатной буквы Уу. | |||
18-19 | Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э. Письмо печатнойбуквЭэ. | |||
Двузначные гласные 7ч | ||||
20-21 | Конструирование букв Я,я,Письмо печатной буквы Яя. | |||
22-23 | Конструирование букв Ю,ю.Письмо печатной буквы Юю. | |||
24-25 | Конструирование букв Е,е,Письмо печатной буквы Ее. | |||
26 | Конструирование букв Ёё.Письмо печатной буквы Ёё. | |||
Звонкие, глухие, шипящие согласные 44ч | ||||
27-28 | Конструирование буквы Л,л.Письмо печатной буквы Лл. | |||
29-30 | Конструирование буквы М,м.Письмо печатной буквы Мм. | |||
31-32 | Конструирование букв Н,н .Р,р .Письмо печатных букв:Нн,Рр. | |||
33-34 | Конструирование букв Н,нР,р .Письмо печатных букв:Нн,Рр. | |||
35 | Написание изученных звонких и глухих согласных | |||
36-37 38-39 | Конструирование букв В,в ; Ф,ф .Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф . | |||
40-41 42-43 | Конструирование букв :З,з ; С,с.Письмо печатных букв:З,з ; С,с. | |||
44-45 46-47 | Конструирование букв :Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв:Ж,ж; Ш,ш | |||
48-49 50-51 | Конструирование букв :Б,б ; П,п.Письмо печатных букв:Б,б ; П,п. | |||
52-53 54-55 | Конструирование букв :Д,д, ; Т,т .Письмо печатных букв:Д,д, ; Т,т . | |||
56-57 58-59 | Конструирование букв :Г,г, ; К,к.Письмо печатных букв:Г,г, ; К,к. | |||
60-61 | Конструирование букв :Х,х.Письмо печатной буквы Хх. | |||
62-63 | Конструирование букв :Ц,цПисьмо печатной буквы Ц,ц. | |||
64-65 66-67 | Конструирование букв: Щщ, Чч,Письмо печатных букв Щщ, Чч | |||
68-69 | Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь | |||
Обобщение.2ч | ||||
70-72 | Закрепление написания изученных букв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...