Конспект открытого мероприятия "Международный день толерантности".
план-конспект занятия
Конспект открытого мероприятия "Международный день толерантности" по внеклассной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого мероприятия "Международный день толерантности" по внеклассной деятельности. | 316.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Подготовила – Шибаева Н.С.
Форма: беседа-практикум
Цель - познакомить и расширить знания обучающихся о понятии толерантность.
Задачи: - развести понятия «терпение» и «терпимость», охарактеризовать толерантную интолерантную личность;
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств, -способствовать воспитанию взаимоуважения, формировать навыки, необходимые в конфликтной ситуации обучающихся.
Оборудование: ромашка, презентация, на лепестках которой написаны определения толерантности на разных языках мира, листы бумаги, слова- помощники, ручки.
Ход мероприятия:
I Вступительная часть.
Ученик 1 и ученик 2 читают по строчке из стихотворения
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах! (Роберт Рождественский)
Педагог: О сем это стихотворение? О том, что нас очень много, все мы разные, но всех нас объединяет наша общая планета, страна, город и т.д. Мы все одна большая семья.
Педагог: А что было бы, если бы все были одинаковы , похожи внешне, похожи темпераментом и характером? Было бы скучно и грустно.
Педагог: но к сожалению иногда люди не понимают и не принимают друг друга, возникают личные неприязни, конфликты, буллинг.
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября международный день толерантности. Наверняка, многие из вас уже встречались с этим понятием, но сегодня мы более подробно поговорим об этом.
Упражнение «Приветствие»
Ребята, вы, конечно, знаете о том, что в каждой стране существуют разные языки, но креме этого существуют разные формы приветствия. Так, например, в нашей стране так принято, что мужчины при встрече пожимают друг другу руку.
Сейчас я предлагаю вам побыть в роли разных представителей национальностей и соблюдая их обычаи поприветствовать друг друга.
Например, Вы представитель африканского племени Масаи. Поприветствуйте друг друга прыжками. Чем выше Вы прыгните, тем большее уважение окажете.
Вы – японец. Поприветствуйте друга поклоном.
Вы – самоанец. Самоанцы при встрече обнюхивают друг друга.
Вы - житель Тибета. Там при встрече показывают друг другу язык.
Вы представитель Индии. Соедините ладони на уровне груди и поприветствуйте друга.
Вы араб. Прижмите правую руку к сердцу в знак уважения.
Филиппинцы при встрече берут правую руку знакомого и дотрагиваются до нее лбом.
Вы китаец. Китайцы при встрече кивают друг другу головой.
Вы представитель африканского племени зулус. зулусы). Поприветствуйте друг другу фразой: «я тебя вижу».
Вы француз. Французы обожают отправлять от одного до пяти воздушных поцелуев при встрече.
Вы эскимос. Эскимосы при встрече слегка ударяют знакомого по голове и плечам.
Вы житель Конго. Там протягивают навстречу друзьям руки и дуют на них.
Таджик жмет протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.
Вы - абориген Новой Зеландии. Похлопайте ладонями по бедрам и со всей силы потопайте ногами.
II Основная часть.
Смысл, который несет в себе понятие «толерантность», очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высоко духовного и интеллектуального развития личности, группы, человечества в целом.
Педагог: Что же такое толерантность? (ответы обучающихся). Термин «толерантность» произошёл от латинского «tolerantia» и переводится как «терпение».. В справочной литературе под толерантностью понимается терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. (слайд 1)
Педагог: Но все же это понятие в различных языках имеет различные смысловые оттенки, а вот какие именно мы узнаем благодаря лепесткам «ромашки толерантности». (Обучающие поочередно отрывают лепестки и зачитывают)
-Так, в английском языке толерантность- это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
-В немецком языке- это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Во французском языке- это уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
- В китайском- умение позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.
- В арабском - это прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
-В персидском - терпение ,терпимость, выносливость, готовность к примирению.
Педагог: 16 ноября 1995 года ООН приняла Декларацию принципов терпимости (Утверждено резолюцией 5.61 Генеральной Конференцией Юнеско). Однако о существовании определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности, известно с глубокой древности. Ценности любых народов, как утверждают этнопедагоги, этноносоциологи и этнопсихологии, примерно одинаковые. Например, гостеприимство и почитание старших присуще не только кавказским народам, но и многим другим. Интересно проследить отношения, правила поведения разных народов в пословицах и поговорках: Обсуждение значения пословиц
1. « В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская ).
2. «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (японская).
3. « Когда находишься в Риме поступай как римлянин» (английская).
4. « В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» ( итальянская).
5. « В какой народ придешь, таку шапку и снимешь» ( русская).(слайд 2)
Не смотря на краткость пословиц и поговорок, в них четко прослеживается довольно полные рекомендации к поведению с «чужими». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту.
Педагог: Чем отличаются понятия «терпение» и «терпимость? Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. (слайд 3)
Поскольку проявления толерантности не так сильно бросаются в глаза, рассмотрим поведение, противоположное толерантному – интолерантное.
Интолерантность проистекает из убеждённости человека или социо-культурной группы в том, что их система верований или образ жизни является высшими по отношению к системе верований, образу жизни других людей. Это происходит в силу невоспитанности людей или из-за их пренебрежительного отношения к другим. В основании этих явлений лежит отрицание безусловной ценности человеческой личности. Нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия.
Педагог: Разделимся на 2 группы. Одна группа из слов-помощников, будет подбирать характерные черты для толерантной личности, а другая группа - для интолерантной личности.
Толерантная личность:
- уважение мнения других,
-доброжелательность,
- желание что-либо делать вместе,
-понимание и принятие чужого мнения,
- чуткость,
- любознательность
-снисходительность,
-быть справедливым,
- уметь учитывать интересы других (слайд 4)
Интолерантная личность:
- непонимание,
- игнорирование,
- эгоизм,
-буллинг,
- нетерпимость,
-выражение пренебрежения,
- раздражительность,
-цинизм,
-немотивированная агрессивность(слайд 5)
Педагог: Многие могут подумать, что если человек толерантен, то он будет со всеми соглашаться, терпеть несправедливость, обиды, но эго вовсе не правильная точка зрения. Проявление толерантности, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждение или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый вправе придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Педагог: Конечно толерантности надо учиться, и учиться принимать и понимать людей не только другой веры, национальности, а каждый день, в самых простых житейских ситуациях.
Рассмотрим ситуацию. (Два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации дежурства на территории общежития)
Упражнение «Правила толерантности»
Ребята, сейчас вам нужно будет разгадать ребусы, в которых засекречены правила толерантности.
Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили интолерантные личности
Несогласие – недовольство – противодействие – агрессия - разрыв отношений.
Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили толерантные личности:
Несогласие – умение слушать – компромисс – понимание – согласие – юмор.
Упражнение «Волшебный стул».
Один из участников садится на этот стул в центр круга, остальные делают ему комплименты. Он благодарит всех, затем на стул садится следующий участник и т. д.
Рефлексия: Выполнив упражнение, участники группы обсуждают его по схеме:
- Какие чувства вы испытывали, когда оказывали друг другу знаки внимания?
- Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывались вам?
- Легко ли было реагировать на оказанные знаки внимания? Почему?
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире?
Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.(слайд)
- А можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И у вас на партах есть памятки «Как стать толерантным человеком». Если мы будем их придерживаться, тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше!
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Подведение итогов
Педагог.
- Что мы вынесли из сегодняшнего занятия?
- Что вы поняли, что вы уяснили для себя? Что запомнилось? Что стало открытием в себе? (Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили)
- Из всего вами сказанного можно сделать вывод: необходимо в жизни проявлять доброжелательность к окружающим, делать добро, уметь считаться с интересами других, проявлять уважение к другим людям, чем можем помогать друг другу, близким, друзьям, нуждающимся в помощи.
- Ребята, большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, я хочу, чтобы вы не забывали о том, что каждый из нас индивидуален и неповторим, надо верить в свои силы и тогда сможешь достичь успеха.
Будьте толерантны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "День матери" в подготовительной группе.
ознакомление детей с новым общественным праздником "День матери"....
Конспект открытого занятия «День Защитника Отечества»
Конспект открытого занятия (Ребенок и окружающий мир) Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «День Защитника Отечества» для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект открытого занятия «День космонавтики» в группе «Одуванчики» Возраст детей: 4-5 лет, 1 год обучения
Конспект комплексного открытого занятия, посвященный Дню Космонавтики. В ходе занятия родители могут увидеть, чему научились их дети....
Конспект открытого занятия "День рождения Ослика"
Итоговое досуговое занятие в саршей логопедической группе...
Конспект открытого занятия "День Победы"
В этом материале представлено подробное открытое занятие, посвященное Дню победы в старшей группе...
Конспект психологического занятия «День Толерантности»
Цели и задачи: Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению однокласснико...
Конспект открытого мероприятия "День открытых дверей в детском саду".
День открытых дверей в детском саду для детей и родителей с мастер-классом....