Доклад из опыта работы «Развитие детского экспериментирования детей раннего возраста».
материал
Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия». В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарбеева Ольга Николаевна
воспитатель
МДОУ детский сад «Родничок»
Доклад из опыта работы
«Развитие детского экспериментирования детей раннего возраста»
Дети раннего возраста - пытливые «исследователи», любопытные и энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по поводу каждого своего нового «открытия». В процессе исследования и экспериментирования развивается любознательность малыша, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Детское экспериментирование - важный путь развития познавательной мотивации и умственной активности ребенка с первых лет жизни. Этот вид деятельности не задается в прямом виде взрослыми, а осуществляется ребенком самостоятельно или посредством косвенных воздействий старших. В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. В свободной исследовательской деятельности ярко представлен момент саморазвития: преобразуя объекты, ребенок открывает их свойства, которые побуждают производить новые, более сложные преобразования.
(2 слайд) Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:
• активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
• быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
• с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;
• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
• радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Мы, взрослые, должны поощрять их стремление к познаванию, помочь реализовать уже имеющиеся у них возможности к этому и создавать условия для последующего развития.
(3 слайд) ФГОС ДО нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании и др.)
(4 слайд) Цель экспериментирования - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
(5 слайд) На этой основе выделяются следующие задачи:
- Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни.
- Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
- Создавать оптимальные условия для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста я выбрала проведение элементарных опытов. Опыты я использую для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач.
(6,7 слайд) Также, мною проводилась работа по созданию предметно-пространственной развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану.
(8 слайд) С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда (ознакомление с окружающим «Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование «Разноцветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим «Кукла замаралась»).
(10слайд) Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Мы вместе с детьми наблюдали за различными явлениями природы. Такие совместные наблюдения поддерживают или пробуждают интерес детей к окружающему, способны вызвать у них удивление, радость открытия нового. Наблюдение за разнообразными явлениями природы сочетаются с интересными играми и занятиями детей, в процессе которых дети на собственном опыте познакомились с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получили общее представление об их отличительных признаках. Собирая букеты из опавших листьев, мы с малышами сравнивали их по величине, цвету, форме. Играя со снегом, дети получили представления о том, что он бывает липким, мокрым, рассыпчатым, тает в руках.
Знакомя детей с песком, проводились различные эксперименты с песком. На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
На занятиях по ознакомлению с окружающим «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Опытническим путем дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали поролоновые рыбки, перышки, бумажные кораблики и камни.
Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи, то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста помогли сделать деятельность детей при ознакомлении с окружающей действительностью более интересной и разнообразной.
Сотрудничество с семьями воспитанников.
(слайд) Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка. Для начала я изготовила своими руками «бизиборд».
Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, щеколдами, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребенку трогать обычно запрещено. Кроме этого, доску могут дополнять игрушки или предметы разной формы, цвета и фактуры: то, что можно трогать, жать, переключать. Все это должно быть надежнейшим образом закреплено на полотне доски, чтобы игра для малышей стала безопасной.
Затем предложила родителям изготовить «книжки-малышки». Прикасаясь пальчиками к предметам, маленькие дети получают информацию об окружающем мире. Ребенок учится понимать, что такое холодно, что такое горячо, что предметы бывают острыми, мягкими, шершавым, гладкими. Мягкие и теплые вещи нравятся детям и не случайно они носятся с утра и до вечера с мягкими игрушками и не расстаются тогда, когда идут спать. Именно поэтому дети очень любят мягкие книжки из ткани. Играя с мягкими книжками-малышками дети могут научиться:
- Понимать разницу между большими и маленькими предметами
- Запомнить как выглядят и как называются круг, квадрат, треугольник и прямоугольник
- Решать логические задачи в которых ребенок определяет, соответствует ли цвет и предмет своему месту
- Научиться завязывать бантик и плести косичку, застегивать пуговицы, кнопочки др.
Предназначена она для самых маленьких, чтобы развивать, прежде всего, мелкую моторику. Но если сделать интересный сюжет, всевозможные задания и загадки, то возраст ребенка уже повышается до 4-5 лет.
Заключение.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги можно сказать, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
Литература:
1. С.Н. Теплюк «Ребёнок третьего года жизни». Пособие для родителей и педагогов. 2014г.
2. К.Л. Печора., Г.В. Пантюхина., Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2004г.
3. М.Ф. Литвинова «Играют непоседы». Игры и упражнения для детей от 1,5 до 3 лет. Методическое пособие. 2012г.
4. Е.А. Дмитриева., О.Ю. Зайцева., С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Методическое пособие. 2016г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы: "Музыкально-театрализованная деятельность детей раннего возраста"
Организация театрализованной деятельности в группе раннего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736463-1452767090.jpg)
Доклад из опыта работы "Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия"
Доклад из опыта работы на методическом объединенияя педагогов "Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/24/picture-197357-1616593896.jpg)
Доклад из опыта работы: «Развитие творческих способностей детей средней группы посредством различных видов деятельности».
деятельности».Дошкольное детство благоприятный период для развития творческих способностей т. к., в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окру...
Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Доклад из опыта работы: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/11/picture-1374420-1649692565.jpg)
Обобщение опыта работы по теме "Экспериментирование детей раннего возраста с водой"
Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – это один из видов практики, с помощью которого ребёнок учится познавать всё, что его окружает. Дети, знакомясь с окруж...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-858000-1509836452.jpg)
Из опыта работы.Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов.
В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомим с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводим работу п...