статья "Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования"
статья

 Павлова Елена Федоровна

В данной статье рассматривается модель - реверсивного наставничества и его роль при решении  проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:  инструмент,  наставничество, программа,  поддержка, модель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования

Е.Ф. Павлова, воспитатель

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт. Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ, Кемеровская область elena1972rus@bk.ru

Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования

В данной статье рассматривается модель - реверсивного наставничества и его роль при решении  проблем, возникающих в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:  инструмент,  наставничество, программа,  поддержка, модель

      Наставничество в дошкольных образовательных организациях является неотъемлемой частью образовательной, воспитательной деятельности, эффективным инструментом профессионального роста педагогов, развития кадрового потенциала, способствует  повышению профессиональной компетентности молодого педагога, быстро адаптироваться к работе в дошкольной организации, избежать неуверенности в собственных силах, наладить коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений.

     Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи знаний, а это важно в современном мире.

     Исследования и разработки по проблеме наставничества имеют несколько этапов. В советский период разработаны проблемы наставничества на производстве (С. Я. Батышев, А. А. Вайсбург, Н.М. Таланчук и др.). В постсоветский период активно разрабатывались вопросы повышения квалификации (В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. И. Загвязинский и др.), образования взрослых (Е.М. Дорожкин, С. И. Змеев, А. А. Кузнецов). В современный период рассматриваются проблемы наставничества во внутрифирменном (С. В. Бродский), корпоративном (А. Р. Масалимова) образовании, вопросы педагогических компетенций наставников и мастеров производственного обучения (И. И. Соколова)  В 2021 году было принято решение, согласно которому 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. Учреждение Года педагога и наставника приурочено к двухсотлетию со дня рождения К. Д. Ушинского, который входит в число родоначальников отечественной педагогической науки. В середине XIX в. К. Д. Ушинский установил прямую зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.

    Эффективность практики наставничества заключается в том, что перечень   методических мероприятий образует систему, имеющую цель, структуру, специально сформированные, функционирующие связи и взаимосвязи между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности являются показатели профессионального роста педагога, развития его творческого потенциала, а также, в конечном счете, рост уровня профессиональных и личностных компетенций наставляемого. На сегодняшний день модели организации наставнических пар разнообразны и нацелены на результат.  В МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»  действует одна  из таких моделей - реверсивное наставничество. Эта модель взаимодействия двух педагогов по многофункциональным вопросам педагогической деятельности. Высококвалифицированный специалист консультирует менее опытного педагога по вопросам образовательного процесса, в свою очередь, он становится подопечным более молодого педагога  по вопросам, в которых тот испытывает трудности.   Работа в ДОО включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, имеющих опыт работы в ДОО, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Разработаны критерии для отбора наставников  в соответствии с запросами наставляемых. Далее происходит организация работы наставнических пар. Главная задача – закрепление продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Начиная работу,  разработали SWOT-анализ формы наставничества «педагог-педагог», выявили сильные и слабые стороны  наставника  и наставляемого педагогов.

Сильные стороны

Слабые стороны

Наставник

Знания в области методики воспитания

 и развития детей дошкольного возраста

по реализации основной образовательной

программы ДОУ в соответствии с

ФГОС ДО;

Профессиональное выгорание

высшая квалификационная категории

стабильно высокие результаты образовательной деятельности

  высокий уровень коммуникативной культуры

знание интерактивных форм и

методов обучения, критериев технологичности;

Наставляемый педагог

обладает компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий

недостаточно высокий уровень владения методикой воспитания и развития детей дошкольного возраста

 педагог разбирается в новинках лучше опытных коллег

затруднение в работе по теме самообразования

много идей

слабое представление в вопросах оформления документации

 

      Для устранения выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон  составлена краткосрочная персонализированная программа наставничества «Педагог- педагог», которая  включает  описание форм и видов наставничества,  направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, а также индивидуальный план развития наставляемого.

        В период наставнической деятельности разделен на  3 этапа: адаптация, основной (проектирование), контроль и оценка. При внедрении модели реверсивного наставничества наставник определяет круг обязанностей и полномочий подопечного, а также выявляет недостатки в его навыках и умениях с целью разработки программы адаптации, корректирует профессиональные навыки наставляемого, помогает ему построить собственную программу самосовершенствования, проверяет уровень профессиональной. Педагог-наставник должен быть личным примером, раскрытию профессионального потенциала наставляемого педагога, привлекать его к участию в конкурсах профессионального мастерства, вебинарах, способствовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Наставляемый педагог будет  выполнять план профессионального становления, постоянно работать над повышением профессионального мастерства,  уровнем образования в области ИКТ-технологий, овладевать практическими навыками по выявленным проблемам; учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним, совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.

        В результате наставническая деятельность в формате реверсивного наставничества поможет  установить взаимодействие между разными поколениями педагогов, наставляемый педагог получит необходимые профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного профессионального становления и развития.  Обе стороны научаться работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.

Список литературы

1.Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012022062700033.

2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

3. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (Министерство просвещения Российской Федерации письмо от 23 января 2020 г. N МР-42/02 о направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций) http://rgkript.ru/wp-content/uploads/2022/02/Pismo-Minprosveshheniya-23.01.2020-MR-42.pdf

4. Сурьянинова, Т. А. Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении / Т. А. Сурьянинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 34-39. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104989/ (дата обращения: 03.10.2023).

5. Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества / С.В. Баранова – Текст: непосредственный // Новая реальность — Москва, 2011. — 176 c.

6. Вагин И. О. Наставничество / И. О. Вагин – Текст: непосредственный // Студия АРДИС - Москва, 2014. — 692 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования

Презентация на тему: "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"...

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2021» Номинация 4 «Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного образования» Финансовая грамотность для дошкольников.

Материалы конкурса «Золотая медаль выставки  «Учебная Сибирь-2021»Номинация 4«Внедрение современных управленческих практик как инструмента повышения качества дошкольного о...

Наставничество как инструмент повышения качества моего образования

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28901780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"text-align: center;"}}]]В год наставника и педагога в наш детский сад пришли 4 молоды...

Статья "Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования"

Наставничество как инструмент повышения качества профессионального образования...