Речь воспитателя, как образец подражания
статья
Доклад на педагогическом совете на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь воспитателя, как образец подражания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД № 95 «МЫ» НМР РТ
Доклад на тему:
«Актуальность проблемы речевого
развития детей дошкольного возраста.
Речь воспитателя, как образец подражания»
Подготовила воспитатель: Касаткина Ю.С.
27 января 2022
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.
Абсолютно бесспорно речевое развитие занимает важнейшее место в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте.
В ФГОС ДО выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», она включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение, поддерживать эмоциональный тон- всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т.е. снижена его речевая активность.
Развитие речевого творчества–работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п. Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия. Знакомство с художественной литературой, книжной культурой - это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно!
И ещё одна задача речевого развития формирование звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.
Задачи речевого развития детей реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе организованно – образовательной деятельности. Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития.
Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. Дети любят народные сказки, заклички, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.
Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети называют обобщающее слово «посуда», вспомнить с ними профессии «повар», «кондитер».
Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д.
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.
Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Речь педагога, как образец для подражания воспитанников
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и подражая, копируют.
Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то можно заметить, что в их интонациях и в словоупотреблении проявляются речевые особенности не только близких людей (папы и мамы), но и языковые особенности воспитателя. То есть ребенок возьмет от Вас не только Ваше языковое богатство, но и недостатки речи.
Когда мы письменно излагаем мысли (готовим выступление на педсовете, или родительском собрании и т.д.), то в той или иной ситуации у нас возникают сомнения: как сказать правильно, как точнее выразить свою мысль, как избежать ошибок. Поэтому мы заранее подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов. Стараемся, чтобы наша мысль выглядела доходчиво и аргументированно, работаем над точным выражением мысли.
Что касается устной речи, в разговоре с коллегами, с воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы.
Компоненты профессиональной речи педагога.
Голос– профессиональный инструмент воспитателя. Часто мы неправильно используем свои голосовые возможности (например, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах). Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления тишины довольно прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого, и детей.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться.
Например: в словах «темп» и «декада» произносится твердый согласный [т]: т[э]мп, д[э]када. В словах же «музей», «темперамент», «декларация» предусмотрено употребление мягких звуков перед [е]: муз[е]й, т[е]мперамент, д[е]кларация,
верное произношение — сочетание [шн]: [конешно].
Нормы орфоэпии определяют «выпадание» согласных в некоторых словах, например: здравствуйте → [здраствуйте], сердце → [серце], солнце → [сонце].
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят.
Темп – придает речи динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно – они не успевают вслушаться в слова и в смысл. Монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя его или убыстряя в зависимости от содержания сказанного.
В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:
Требования к качеству речи педагога ДОУ
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность- выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота- отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов и жаргонных слов.
Выразительность- особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство- умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность- употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
- Употребление слов-паразитов:
Слова-паразиты – это слова-связки, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.
Часто употребляемые слова – паразиты: «как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем», «да не вопрос», «без проблем».
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот», «ёперный театр».
- Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
- Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
- Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма.
А также слов-сокращений: телик, видик, комп.
- Нелитературное произношение слов:
хочут –хотят,
пошлите – пойдёмте,
скучать за кем-то – скучать по кому-то,
ляжь – ляг,
езжай – поезжай,
ложить – класть.
Неправильное использование орфоэпических норм:
тОрты – тортЫ, звОнит – звонИт, свеклА – свЕкла, стакАны – стаканЫ, дОговор – договОр, сЕнсорное – сенсОрное и т.д.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - пример для подражания детям»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск» Консульт...
Доклад на педсовет Речь воспитателя- пример для подражания
Доклад на педсовет Речь воспитателя- пример для подражания...
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя – пример для подражания детям»
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью де...
Консультация "Речь воспитателя - пример для подражания детям"
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве....
Культура речи педагога, как образец подражания
Консультация для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей по теме: "Речь воспитателя как образец для ребёнка"
В консультации рассматриваются требования к речи воспитателя, который работает с детьми дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Речь воспитателя как образец для подражания"
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказы...