Проект «Библиотека в детском саду»
проект (старшая группа)

Жужгина Марина Александровна

Проект «Библиотека в детском саду»

 

Актуальность

В последнее время во всем мире значительно снизился интерес к книге, к чтению. Детей предпочитают  игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телепередач.

Многими исследователями доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Дети дошкольного возраста - слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово обозначает. Нужно заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Благодаря этому у ребенка будет формироваться грамматически правильно построенная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой.

Проводниками в мир художественной литературы для дошкольников становятся взрослые. Слушая произведения и рассматривая иллюстрации, дети думают, переживают за героев. Совместное чтение ребенка с взрослым – это способ получения информации и лучший способ общения.

Большая роль в руководстве детским чтением отведена библиотеке. Именно библиотека вместе с родителями и воспитателями способна открыть детям волшебный мир художественных произведений.

Предлагаемый проект, включает в себя разные виды детской деятельности, через которые дети изучают, закрепляют, реализуют свои знания о библиотеке, книге. Проект позволит сформировать у детей интерес к библиотеке, книге, через совместную познавательно творческую деятельность воспитателей, сотрудников библиотеки, детей и родителей.

Цель: познакомить детей с библиотекой, приобщить детей и родителей к книге и чтению.

Задачи:

1.Познакомить детей с понятием «Библиотека», видами библиотек.

2.Познакомить с историей возникновения книги и библиотеки.

3.Познакомить с трудом библиотекаря.

4.Приобщать детей к чтению.

5.Привлечение родителей к проблеме домашнего чтения.

6.Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки.

7. Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ней.

Вид проекта:  информационно – познавательный

Участники проекта: дети старшей группы «Теремок», воспитатели группы, родители воспитанников группы.

Срок реализации:  долгосрочный.

Предполагаемый результат:

1.Дети узнают историю возникновения книги и библиотеки.

2. Дети узнают о значении книги в жизни человека.

3.Повысится интерес к чтению детских книг.

4.Повысится словарный запас детей.

5. Сформируется бережное отношение к книге.

6.Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта:

Работа с детьми:

- Презентации («Виды библиотек»,  «Этапы создания книг»)

-Рассматривание иллюстраций к произведениям, картинок с изображением сказочных героев

 -Сюжетно-ролевые игры «Больница для книг», «Библиотека», «Книжный магазин», «Типография»

-Изготовление «Книжки-малышки»

-Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

-Выставки детских рисунков по художественным произведениям 

-Чтение художественной литературы

-Беседы

-Дидактические игры («Что сначала, что потом», «Составь сказку», - «Угадай, что это?», «Узнай героя по описанию», «Посмотри изображение и прочти стихотворение»  др.)

-Настольно-печатные («Разложи по порядку», «Четвертый лишний», «Найди пару» и др.)

-Просмотр мультфильмов(«Смешарики «Библиотека», «Гришкины книжки»)

Взаимодействие с родителями: 

-Консультация для родителей («Книги в Вашем доме», «Как составить домашнюю библиотеку», «Роль библиотеки в жизни ребенка»)

-Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм

- Пополнение групповой библиотеки- оформление книжного уголка

3. Заключительный: подводятся итоги, презентация проекта

 

 

 

«Книжки в Вашем доме»

Консультация для родителей.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

                                               Воспитатель : Жужгина Марина Александровна

         Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотеку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

           Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» ? А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

           В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе                      И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной.                 А у папы – никого!
У меня картинок двести,                       У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной.                             Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы –                      Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, –                           Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом.  Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:

разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

лото или домино «Герои любимых сказок»;

пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

отгадай загадку – найди отгадку;

диски с аудиозаписями различных детских произведений;

сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;

чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская библиотека в детском саду

В нашем  саду функционировала детская библиотека, которую посещали дети средних, старших и подготовительной к школе групп.Занятия в библиотеке с детьми проводила я,   Гасанова М.Ф., с сентяб...

Социальное партнерство субъектов образовательного процесса в дошкольной организации (библиотеки и детские сады)

Описание возможностей социального партнерства между детскими дошкольными учреждениями и библиотеками....

Библиотека в Детском саду

Библиотека является составной частью методической службы Детского сада и включена в образовательный процесс с целью обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование биб...

Акция "Библиотека в детском саду"

Данный материал содержит презентацию, которая может привлечь внимание родителей к  проблеме чтения художественной литературы и совместно с воспитателем решать ее. Большинство родителей нашей груп...

Публикация - План работы библиотеки и детского сада http://pedrazvitie.ru/servisy/poisk

ПЛАН РАБОТЫБиблиотека – филиал №14иДетский сад №8Составили:Багаева М.В.Гилязова Е.А. Ι. Основные направления работы.1. Библиотека и детский сад – пути сотрудничества.2. Библиотека в п...

Сотворчество библиотеки и детского сада в детей с ОНР.

Сотворчество библиотеки и детского сада в детей с ОНР. «Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается...

Проект "Библиотека в детском саду"

Описание проекта " Библиотека в детском саду" для детей старшего дошкольного возраста...