Методическая разработка "Учим стихи с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка
Методическая разработка для педагогов ДОУ "Учим стихи с детьми дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка "Учим стихи с детьми дошкольного возраста" | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 КИРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«УЧИМ СТИХИ»
Составила:
Шипкова Юлия Демидовна
Санкт-Петербург, 2023
ВВЕДЕНИЕ
Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие памяти и речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют, что у них память плохая. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами на мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом». Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти. Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие. В теории психологии памяти различают два основных пути запоминания:
1) непроизвольное запоминание, т.е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека – в процессе деятельности, имеющей другие цели;
2) произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить.
С точки зрения известного психолога П.П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвестисмысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.
Произвольное запоминание — это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.
Алексеева М.М. и Яшина Б.И. предлагают для заучивания с детьми метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Соглашаясь с точкой зрения данных исследователей и анализируя собственную практику для лучшего запоминания детям при заучивании стихотворений необходимо использовать опорные схемы и мнемотаблицы (мнемотехника).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на НОД позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов максимально приближенных к речевому материалу. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов
Мнемотехника особенно эффективна при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с ОНР позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи, сокращают время обучения, развивает память, внимание, образное мышление.
Мнемотехника – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы воспитателя,родителей.
Учитывая эффективность мнемотехники в коррекционном обучении четкой, связной и последовательной речидошкольников с ОНР, развитие психических процессов была создана методическая разработка «Учим стихи».
Содержание методической разработки опирается на следующую нормативно-правовую базу:
∙ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ «Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования»;
∙ Конвенция о правах ребенка.
Методическая разработка «Учим стихи» рассчитана на 2 года для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет.
Результаты НОД с использованием мнемотехники дает, когда деятельность строится с учетом интеграции на уровне содержания и задач педагогической работы, интеграции по средствам организации и оптимизации образовательного процесса. Все задания, предлагаемые детям, объединяются комплексно-тематическим планом. Разработанные таблицы являются дидактическим материалом в помощь по разучиванию стихов.
Работа, представленная в методической разработке, отражает творческие подходы к решению данной проблемы и представляет собой целенаправленную, спланированную систему.
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.
По наблюдению педагогов и моему опыту при работе с детьми с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Методическая разработка «Учим стихи» разработана в связи с введением новых Федеральных Государственных требований к дошкольному образованию и актуализацией переосмысления педагогами содержания и форм работы с детьми. При обучении детей ОНР, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
ЦЕЛЬ:Развитие психических процессов детей с общим недоразвитием речи через заучивание стихов с помощью мнемотехники
Методическая разработка «Учим стихи» предусматривает реализацию следующих ЗАДАЧ:
1. Развить у дошкольников психические процессы: память, внимание, мышление, творческую фантазию;
2. Развить у дошкольников умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки, умение кодировать и декодировать поэтические тексты;
3. Развить речь;
4. Сформировать умение учить и рассказывать стихи наизусть, понимать выученное.
5. Сформировать интерес к художественной литературе, к стихам русских и зарубежных поэтов;
6. Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Методическая разработка «Учим стихи» обусловлена развитием психических процессов, речи и расширением возможностей детей 5-7 лет реализовать свои знания при заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники, ав дальнейшем, применять их на практике в реальной жизни.
Методическая разработка «Учим стихи» может представлять интерес для педагогов дошкольного и начального школьного обучения, учителей логопедов, домашних воспитателей и родителей.
Отработана педагогическая технология, подробное тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов по заучиванию стихов, пальчиковых игр, пословиц, поговорок с помощью мнемотехники поможет педагогам свободно внедрить данный метод в своих дошкольных учреждениях.
НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка создана с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Методическая разработка «Учим стихи» основана на лексико-грамматическом планировании НОД по логопедии.
Методическая разработка «Учим стихи», включает НОД, совместную и самостоятельную деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы» разнообразные дидактические игры на основе мнемотаблиц, которые помогают развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
УСЛОВИЯ И РЕЖИМ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка «Учим стихи» рассчитана на работу с детьми 5-7 лет и делится по годам обучения:
· 1 год обучения – старшая группа, рассчитана на детей 5-6 лет, нагрузка еженедельно в утренние или вечерние часы через совместную и самостоятельную деятельность, 1 раз в месяц НОД.
· 2 год обучения – подготовительная группа, рассчитана на детей 6-7 лет, нагрузка еженедельно в утренние или вечерние часы через совместную и самостоятельную деятельность, 1 раз в месяц НОД.
УЧАСТНИКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
· Дети – непосредственные участники методической разработки, на которых направлен процесс воспитания и образования по данной теме;
· Воспитатель – главное действующее лицо в организации работы, так как именно он постоянно работает с дошкольниками: проводит речевые игры, заучивает стихи, скороговорки, слова к пальчиковым играм, привлекает к участию родителей;
· Учитель-логопед – выполняет координирующую роль;
· Родители – принимают участие в совместных заданиях по заучиванию стихотворений;
· Старший воспитатель – выполняет координирующую роль.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка «Учим стихи» является по типу модифицированной с авторскими наработками.
Методическая разработка основана на следующих принципах:
1. Принцип творческого обучения и воспитания. Максимальная реализация творческих возможностей ребёнка.
2. Принцип доступности. Предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
3. Принцип личностной ориентации. Личность каждого ребёнка является непреложной ценностью в процессе воспитания.
4. Принцип природосообразности. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
5. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка.
6. Принцип научной обоснованности и практической применимости. Содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
7. Принцип системности. Работа по заучиванию стихов через мнемотехнику должна способствовать развитию связной речи в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
9. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст стихотворения, в котором отсутствует или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
10. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель - ребёнок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные особенности.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развитие и коррекции речи.
Таким образом, в основе методической разработки «Учим стихи» - реализуется личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Особенности содержания:
Ø Усвоение материала на основе игрового и занимательного материала.
Ø В содержание включены следующая модель мнемотехники:
· Мнемоквадраты;
· Мнемодорожки;
· Мнемотаблицы;
Ø Содержание представлено в возрастном аспекте (Приложение 1), выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности усвоения материала, т.е. по принципу от простого к сложному.
Особенности организации
· Для организации предлагается интегрированный подход, как на НОД, так и в процессе совместной деятельности. Предусмотрено, что заучивание стихов через мнемотехнику и игры с использованием мнемотаблиц проводятся 1 раз в месяц в зависимости с лексической темой. Содержание учитывает взаимосвязь с театральной, литературной и изобразительной деятельностью, что способствует гармоничному развитию личности и систематической работе по данной теме;
· Организация работы строится с учётом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по двум основным направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Корректировка содержания:
Экспериментируя и создавая методическую разработку «Учим стихи», прежде всего, придерживались требований программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи, автор Н.В. Нищева, которая предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие. Представленные таблицы являются дидактическим материалом в помощь по разучиванию стихов.
Корректировка разработанных планов, методов и приемов, используемых в работе с детьми и родителями, осуществляется регулярно, согласно результатам диагностики, желаний и способностей детей, запросов родителей.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
1 этап – Подготовительный
Цель: изучение методической литературы, разработка планов, системы методов и приемов для работы с детьми, родителями. Поэтапное планирование работы воспитательно-образовательного процесса.
Один из основных путей решения поставленных задач, в первую очередь – это повышение уровня самообразования для работы в новых условиях. Работа началась с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, повышения уровня самообразования. Для этого изучался и пересматривался ряд методической литературы.
Была проведена первоначальная диагностика произносительной стороны речи детей. Для ее реализации использовалась методика диагностики О.А. Сафоновой «Экспресс – анализ и оценка некоторых линий развития дошкольников» (Приложение 2), Диагностика психических способностей детей (Приложение 3).
1I этап – Основной (практический)
Цель: Работа с детьми по темам, создание развивающей среды, взаимосвязь с социумом, организация просветительской работы с семьями воспитанников.
1.Работа с детьми
Определена модель мнемотехники, методы и приемы работы с детьми согласно особенностям произносительной стороны речи с учетом результатов первичной диагностики, запросов родителей.
Разработаны перспективные планы. Подобран стихотворный, дидактический и методический материал для заучивания стихов. Определены требования к созданию и использованию моделированиядидактического материала, выработаны методические рекомендации, разработаны мнемодорожки, мнемотаблицы, коллажи позволяющие решать поставленные задачи воспитания и обучения.
2. Взаимодействие с родителями
Для этого разработана «Модель вовлечения родителей в единое образовательное пространство по теме «Учим стихи» (Рис.1), где используются разнообразные формы взаимодействия с семьями.
Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. В самом начале было проведено анкетирование (Приложение 4) среди семей воспитанников: 100% родителей высказались «за» приобщение детей к художественной литературе, за активное использование в работе по заучиванию стихотворных текстов зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал, использование в коррекционной работе методы мнемотехники. Добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками процесса речевого развития детей; они активно участвуют в изготовлении дидактических пособий по заучиванию стихов, пословиц, поговорок; активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах «Создаем мнемотаблицы для заучивания стихотворений с детьми».
Для родителей разработаны и проведены консультации «Мнемотехника в разучивании стихов», «Мнемотехника или рекомендации по развитию памяти», «Что такое мнемотехника», «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» позволяющие включить в работу и родителей воспитанников.
3. Работа с педагогами
Разработаны и проведены консультации для педагогов: «Учим стихи играя», «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм», «Все о мнемотехнике».
4. Работа с социумом
В тесном контакте ведется работа с культурно-образовательными учреждениями социума: МБУК «Дома культуры «Заря», МБУК «Дом культуры «Электрон» - Центр возрождения и развития национальных культур», МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» (Рис 2), где дети посещают различные мероприятия и сами принимают участие в них.
1I этап – Заключительный (коррекционно-диагностический)
Цель: фиксация результатов, подведение итогов, организация мониторинга и доказательство эффективности использования профилактической и коррекционной работы по развитию психических процессов, умственных способностей умения заучивать и рассказывать стихи, кодировать и декодировать информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Картотека мнемотаблиц для разучивания стихов с детьми дошкольного возраста"
Картотека предназначена для работы с детьми по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"....
Учим стихи с детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей: как учить стихи . Когда и как заучивать наизусть стихотворения с детьми-дошкольниками? «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к...
Консультация для родителей "Использование мнемотаблиц для заучивания стихов с детьми дошкольного возраста"
Практический материал для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Как и зачем нужно учить стихи с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей на тему: "Как и зачем нужно учить стихи с детьми дошкольного возраста"....
«Приемы заучивания стихов с детьми дошкольного возраста» (технология мнемотехники).
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все ...
Памятка для родителей "Правила заучивания стихов с детьми дошкольного возраста"
Как правильно выбрать стихотворение, какие существуют методики заучивания, какие бывают приемы для развития интоннационной выразительности речи, эти и другие ответы на вопросы вы най...
Буклет для педагогов и родителей "Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста"
Рекомендации по заучиванию и выразительному чтению стихов с детьми дошкольного возраста...