Влияние пальчиковых игр на умственное развитие детей
презентация

Родина Елена Николаевна

презентация для ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Влияние пальчиковых игр на умственное развитие детей» Выполнила Учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад №17» Родина Елена Николаевна

Слайд 2

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь

Слайд 3

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Слайд 4

Дети в возрасте до 2-х лет: знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину. Например, упражнение" Зайчик" Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так! И ушами шевелит. с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик); Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

Слайд 5

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: • энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Например, упражнение"Капустка " Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем. • простые фигуры из пальчиков одной руки. "Зайка" Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. "Коза" У козы торчат рога, Может забодать она. После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). • составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); • игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). "Замок" На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы) "Домик" На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В домик всех вас приглашаем. "Шарик" Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. (Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)

Слайд 6

Дети с 4 до 5 лет : • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой; • сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно; • составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы. "Краб" Ползет наоборот, задом наперед, Все под водой хватает клешней. Краб ползет по дну, выставив свою клешню. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую . • Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. "Зайчик и кочан капусты" Встал зайчишка рано, вышел на поляну. Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши. По опушке к лесу шел и большой кочан нашел. "Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой. Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст. "Заяц" грызет кулак и причмокивает. Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся, С усилием растопыриваем все пальцы. А домой добрался – долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу. Дети 3 – 4 лет . Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение. "Кошка". А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в ее норушке. - выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе). - разучивается вторая фигура по этому же принципу. "Мышка" Серенькая шкурка, Маленькие глазки, Ушки на макушке. Скажем мышке: "Здравствуй!". - дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется. Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно. "Пальчики" Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! Этот пальчик для того чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Слайд 7

В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста. Пальчиковому театру дидакты придают большое значение, так как это упражнение: • стимулирует развитие мелкой моторики; • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; • помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); • развивает воображение, память, мышление и внимание; • помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; • формирует творческие способности и артистические умения; • знакомит с элементарными математическими понятиями. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. В пальчиковой гимнастике можно использовать счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

Слайд 8

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...

Материал для рекомендации для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей"

Готовая рекомендация для родителей о значении пальчиковой гимнастики....

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики...

«Влияние пальчиковых игр на умственное развитие детей»

Пальчиковые игры-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В статье указано как играть в пальчиковые игры, как создать необходимый эмоциональный настрой у детей перед игрой. Представлен...

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...