Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей
консультация (старшая группа)
Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному обучению, в частности, к письму. В головном мозге человека, центры отвечающие за движения пальцев рук и речь, очень близко расположены. Стимулируем отделы мозга отвечающую за мелкую моторику, активизируем зоны отвечающую за речь. У ребенка хорошо развита мелкая моторика руки, как правило умеет рассуждать логически правильно, хорошо развита память, внимание, связная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей
В настоящее время пальчиковые игры непременно сопровождают процесс развития и обучения детей дошкольного возраста. Помогают развивать координированность движений пальцев рук, формируют способность управлять движениями кисти. Также существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Нейропсихологи установили, что речь детей, образно говоря, находится на кончиках пальцев. Регулярные пальчиковые игры и упражнения оказывают благоприятное влияние на развитие речи ребенка, активизируют внимание, моторику, визуальную, аудиальную память (это речь, звуки и музыку, которую слышит человек), мышление.
В ходе игровых упражнений, ребенок повторяет движения и слова за взрослым, активизирует мелкую моторику руки, вырабатывает ловкость, согласованность, точность, плавность движений.
Особое внимание заслуживает массаж. В ходе самомассажа и массажа улучшается тонус и кровообращение в мышцах, стимулируются активные точки, имеющие связи с мозговыми центрами. Сочетание речедвигательных игр с массажными движениями, усиливают положительный результат работы.
Упражнения на поочередное выполнение движений (правой-левой рукой) благотворно влияют на организацию мозговой деятельности. Гармонизация движений пальчиков и органов речи, способствует нормализации речи и психоэмоционального состояния.
От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Исходя из этого, я в своей работе активно использую различные пальчиково-дидактические игры.
Цель, которую я поставила перед собой – это создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук и развитие речи у дошкольников.
Задачи для достижения цели:
– улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
– способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
– развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
– дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи;
– дополнить развивающую предметно-пространственную среду группы;
– способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Методы и приемы работы:
• Игры с предметами;
• Пальчиковая гимнастика;
• Пальчиковые игры со стихами
• Массаж кистей рук.
Предполагаемый результат:
• Развивать мелкую моторику, познавательные и творческие способности детей;
• формировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с первых дней пребывания детей в группе. Работа началась с выполнения простых упражнений, сопровождаемых стихотворным текстом, не забывали и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, сандалики, завязывать шнурки и т.д.
Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку-белобоку», «Солнышко покажись», «Дождик кап – кап – кап» показывать "Козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже – различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. С родителями проводились консультации «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», «Пальчиковая гимнастика». Были проведены индивидуальные беседы с родителями детей с плохо развитой моторикой рук «Развиваем мелкую моторику дома», были предложены несложные игры, например с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, работа с мозаикой, массаж кистей рук с помощью различных предметов (шишки, карандаш (и)).
Мелкую моторику рук развивают:
· различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
· игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); шнуровки, бусы;
· игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
· насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
· застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание;
· пальчиковый театр и др.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
1. пальчиковые игры, упражнения, гимнастика;
2. игры с предметами;
3. дидактические игры.
Итоги будут впереди, когда дети будут выпускаться в школу, но уже было много сделано:
– оформлены картотеки дидактических игр по возрастам;
– пополняется предметно – развивающая среда нестандартным дидактическим материалом (прищепками, липучками, массажными мячиками и т.д.);
При организации предметно – развивающей среды постаралась организовать пространство таким образом, чтобы оно определяло направленность их деятельности и в тоже время решало поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; дидактические игры и пособия).
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки. В художественном уголке: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
Не забываем и родителей, для них размещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по теме.
Уже видны результаты работы, у детей развивается мелкая моторика. Они могут правильно держать ложку, карандаш, кисточку, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности. Дети в группе стали в общении пользоваться речью, с удовольствием рассказывать знакомые стихи, потешки.
Поэтому буду продолжать работу по развитию мелких движений руки ребенка, что позволит ему легче освоить родной язык, и достичь более высокого уровня в интеллектуальном развитии. Также планирую продолжать работу по изготовлению и изучению новых игр и игровых упражнений по данной теме; изучать новинки методической литературы; продолжать работу с родителями.
Библиографический список:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Сенрия «Кабинет логопеда»). 2013. – 96 с.
3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., Издательство «Лань», 1998. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воздействие...
Материал для рекомендации для родителей "Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей"
Готовая рекомендация для родителей о значении пальчиковой гимнастики....
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Самые простые упражнения пальчиковой гимнастики...
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка...
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников.
Консультация для родителей на тему:«Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие дошкольников"Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие Влияние мануальных (ручн...
Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей дошкольного возраста
консультация для родителей...
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие детей
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще до нашей эры в Китае. Игра с участием рук и пальце...