родительский клуб "Радуга здоровья" консультация по теме: "Подготовка к обучению письму"
консультация
Письмо – совершенно новая деятельность для шестилетнего ребенка. В подготовительной работе необходимо соблюдать соответствие стола и стула росту ребенка, направление света, проветривание комнаты. У детей с задержкой психического развития наблюдается повышение или понижение мышечного тонуса, из-за этого идет утомляемость кистей рук. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Ребенок затрачивает на письмо огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут. Потом необходим отдых. Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях: гимнастика пальцев и кистей рук; ориентировка на листе бумаги; обучение правильной посадке и использование письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_pismu.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский клуб «Радуга здоровья»
Цель: Создать коллектив понимающих родителей, живущих интересами ребенка, не подавляющего его инициативы.
Задачи:
1. Повышение педагогической культуры родителей, в целях успешного развития и коррекции ребенка в условиях детского сада и семьи.
2. Формирование у родителей практических знаний и вовлечение их в педагогический процесс ДОУ.
Тема: «Подготовка к обучению письму»
Цель:
1. Помочь родителям «открыть для себя» ребенка как развивающую личность, со своими интересами, особенностями характера.
2.Научить родителей, как с помощью специальных упражнений можно снимать подготовить детей к письму.
Письмо – совершенно новая деятельность для шестилетнего ребенка. В подготовительной работе необходимо соблюдать соответствие стола и стула росту ребенка, направление света, проветривание комнаты. У детей с задержкой психического развития наблюдается повышение или понижение мышечного тонуса, из-за этого идет утомляемость кистей рук. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. Ребенок затрачивает на письмо огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут. Потом необходим отдых. Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях: гимнастика пальцев и кистей рук; ориентировка на листе бумаги; обучение правильной посадке и использование письменных принадлежностей; отработка элементарных графических навыков;
В процессе письма принимают участие различные анализаторы – речеслуховой, речедвигательный, общедвигательный и зрительный.
Письмо возможно только после анализа звукового состава слова, для осуществления которого необходим достаточно развитый фонематический слух. Затем идет соотнесение фонемы с определенным зрительным образом буквы.
Результаты многих исследований детей с ЗПР показали недоразвитие у них зрительных, слуховых и моторных функций.
Подготовка к обучению письму детей с ЗПР предусматривает:
1. Развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза:
* узнавание отдельных предметов;
* узнавание реалистических изображений;
* узнавание контурных изображений;
* узнавание перечеркнутых контурных изображений;
* выделение контурных изображений, наложенных друг на друга;
* узнавание недорисованных контурных изображений, дорисовывание до целого;
* узнавание изображение предмета по его части;
* нахождение сходства и различия в изображениях;
* развитие зрительной памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?»);
2. Развитие ориентировки в пространстве:
* общее направление движения («Возьми флажок»);
* развитие целенаправленности движений («Попади мячом в корзину»);
* ориентирование в сторонах своего тела;
* различение и определение направления движения в пространстве (правое-левое, верх-низ, слева направо, сверху вниз);
* ориентирование на листе бумаги («Мышка бегает по дорожке»);
3. Решение конструктивных задач:
* складывание разрезных картинок;
* складывание из палочек пространственно организованных структур («Сложи из палочек елочку…», «Сложи человечка» и другие игры);
* игры с лабиринтами;
4. Развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве:
* упражнение для кистей и пальцев рук («Красим забор». «Веселый оркестр» и др.);
* удержание определенной позы пальцев рук («Гусь», «Петушок»);
* переключение поз («Заяц-кольцо»);
* динамическая организация движений («Кулак – ладонь», «Кулак – ребро – ладонь»);
Развитию ручной моторики способствуют также:
* Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
* нанизывание бус, бисероплетение;
* выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
* одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;
* рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
* рисование по точкам, пунктирным линиям;
* массаж рук;
5. Формирование простейших графических навыков:
* проведение горизонтальных линий в заданном направлении;
* обведение трафаретов по контуру;
* проведение прямых горизонтальных линий в ограниченном пространстве;
* проведение волнистых линий в горизонтальном и вертикальном направлениях;
* проведение наклонных прямых и пунктирных линий;
* проведение линий по точкам по образцу;
* штриховка в различных направлениях;
* выполнение петлеобразных линий;
Анализ и письмо элементов букв
1.Письмо коротких наклонных палочек ( ///);
2.Нахождение одинаковых элементов букв, данных изолированно;
3.Письмо коротких и длинных наклонных линий (////////);
4.Письмо коротких палочек с закруглением внизу (ll );
5.Нахождение письменных букв с заданным элементом;
6.Письмо палочек с закруглением вверху ( rr);
7.Письмо длинных и коротких палочек с закруглением внизу (ши,ll );
8.Письмо овалов (оо );
9.Нахождение буквы, в которой данный элемент отсутствует;
10.Нахождение заданного элемента ( j l ) в фигурах сложной конфигурации;
11.Письмо полуовалов (с с);
12.Письмо палочек с закруглением вверху и внизу (J г);
13.Нахождение изменений в ряду элементов букв («Что изменилось и чего не стало?»);
14.Нахождение всех букв письменного алфавита с заданным элементом;
15.Письмо элементов букв по памяти («Посмотри, запомни, напиши»).
Используемая литература:
- С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР».
- И.А.Подрезова «Школа умелого карандаша».
- А.В.Захарова «Развиваем, формируем, совершенствуем».
- С.В. Коноваленко, В.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика, дыхательно-голосовые упражнения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»
В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....
Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Подготовка руки ребёнка к письму"
Родительское собрание в подгоовительной группе....
Родительское собрание на теме "Подготовка руки дошкольника к письму"
ТЕМА: «Подготовка руки дошкольника к письму»Цель: Создание условий для формирования представлений родителей о подготовке руки дошкольника к письму детейЗадачи: Создать условия для …- повышения у...
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе».
Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Подготовка семьи к обучению в школе»....
Консультация воспитателей на тему: "Подготовка детей к обучению чтению и письму "
Консультация для педагогов детского сада на тему: «Подготовка детей к обучению чтению и письму» 1 слад: приветствие 2 слайд: цитата Ушинского 3 СлайдМогут ли занятия п...
Родительское собрание на тему "Подготовка руки к ребенка письму» (в подготовительной к школе группе)
Сценарий родительского собрания, презентация к собранию, рекомендации, памятка...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме: «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».
Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме:«Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».В настоящее время в связи с совершенствование...