«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
консультация
Цель семинара-практикума:
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.
Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
- Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.
- Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.
Подготовка к семинару:
Самостоятельное изучение ФГОС ДО, методической литературы по теме, подготовка презентации, информационного буклета.
ИКТ и ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Форма проведения: педагогическая студия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_razvitie_interesa_k_prirode.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Подготовила Сазонова О.Ю.
23.01.2023г
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Цель семинара-практикума:
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.
Задачи:
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
- Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.
- Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.
Подготовка к семинару:
Самостоятельное изучение ФГОС ДО, методической литературы по теме, подготовка презентации, информационного буклета.
ИКТ и ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Форма проведения: педагогическая студия.
План семинара-практикума:
- Открытие педагогической студии. Вступительное слово. Разминка.
- Игра «Вопрос – ответ» (экологической направленности).
- Доклад – презентация по теме мероприятия.
- Составление синквейна «Экологическая игра».
- Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология).
- Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
- Игра «Сороконожка» (динамическая пауза).
- Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций).
- Кроссворд «С Днем рождения, Земля!»
- «Ярмарка педагогических идей» (дидактические игры экологической направленности).
- Творческое задание.
- Музыкальный конкурс.
- Заключительное слово старшего воспитателя. Подведение итогов. Рекомендации педагогам по теме мероприятия.
- Упражнение – рефлексия «Оживи росток».
Ход семинара-практикума:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, уточнить и расширить ваши знания о дидактических играх экологической направленности, их значении в развитии ребенка-дошкольника. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Предлагаю вначале погрузиться в приятные воспоминания о природе. А для более реальных ощущений у нас есть волшебный цветок.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний о природе; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
Разминка
И так что же такое экология? (Ответы педагогов)
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
- Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
- Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
- Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
- Какая должна здесь проводиться работа с родителями?
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли ежедневно и доступно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Игра «Вопрос – ответ»
- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).
- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
- Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
- Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)
- Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)
- Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
- Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)
- Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)
- Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте); дидактические игры экологической направленности.))
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».
Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Игры-занятия используются в младших и средних группах, в старших группах - как часть занятия.
Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Творческие игры отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.
Составление синквейна «Экологическая игра»
Синквейн классический (строгий)
Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение |
|
Вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы |
|
Третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы |
|
Четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме |
|
Пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме |
|
Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология)
У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
- Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
- Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.).
- Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.
- Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых).
- Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
- Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.
- Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.
Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день –
(К хорошей погоде).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Игра «Сороконожка» (динамическая пауза)
Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций)
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
Кроссворд «С Днем рождения, Земля!»
1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце)
- Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед)
- Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (Луна)
- Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка)
- Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (Месяц)
- Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем: ищем, ищем – не найдем. (Роса)
- На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется…? (Эхо)
- Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (Дождь)
- Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода)
- Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (Тень)
11. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник)
- Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок)
- Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь)
- Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима)
- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (Осень)
16. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман)
- Колос золотится, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето)
- Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
«Ярмарка педагогических идей»
(Дидактические игры экологической направленности)
Творческое задание
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Увидел грача – весну встречай.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
Музыкальный конкурс
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите: о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь)
Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.
Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание.)
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании, расширили свои знания об дидактических играх экологической направленности. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.
Упражнение – рефлексия «Оживи росток»
Используемая литература
- Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой – Спб.: Питер, 2013.
- Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002г.
- Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду» : Лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «первое сентября», 2009 г.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по экологии «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Семинар по экологии для педагогов....
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Бесконечный мир природы, окружающий нас, пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их как к художественно – речевой дея...
Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности
Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает лич...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие т...
Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности
Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Сообщение из опыта работы: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»...