«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
материал по окружающему миру
Сообщение из опыта работы: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Родомановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Сообщение из опыта работы
на тему
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Подготовила:
Шкарубо Галина Николаевна
Воспитатель
Родоманово
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью
дидактических игр экологической направленности»
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в
основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической
ситуации в стране и мире диктует необходимость формирования у детей
экологического сознания, культуры природопользования. Проблема
экологического воспитания детей является одной из актуальных на современном
этапе.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством
экологического воспитания является дидактические игры.
Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему
развитию.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются
познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к
ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе.
Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения
задач сенсорного воспитания.
Дидактические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и
любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.
В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать
действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать
результаты и т. Д
Таким образом, дидактические игры - наиболее эффективное средство,
способствующее более полному и успешному решению задач экологического
воспитания детей дошкольного возраста.
При этом необходимо соблюдать следующие требования:
- подбор осуществлять с учётом закономерностей развития детей и тех задач
экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе, а
также обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенкадошкольника;
- применять полученные экологические знания и стимулировать к усвоению
новых;
- игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами
поведения в природе;
- соблюдать последовательность связи каждой игры с предыдущей и
последующими играми. Это и позволит прогнозировать, на какой имеющийся
опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
Игры подразделяются на:
- проблемно-поисковые игры-задания;
- словесно-дидактические игры;
- развивающие игры;
- игры-драматизации;
- игры-соревнования;
- игры - путешествия и т.д.
Определены следующие задачи:
изучение методики С. Н. Николаевой «Игра как метод экологического
воспитания»;
подбор и систематизация экологических игр;
создание развивающей среды (приобретение и изготовление необходимых
для работы с детьми экологических игр, игрушек, муляжей, фруктов,
овощей и наглядного материала; оформление уголка природы,
экологического центра);
применение разнообразных экологических игр в работе с детьми;
диагностика динамики уровня сформированности элементарных
экологических представлений.
В игре «Зимующие птицы» закрепляются знания о зимующих перелетных
птицах, увеличивается словарный запас. Дети запоминают названия редких птиц:
гриф, райская птица, свиристель
Игра «овощи, фрукты, ягоды». Игра развивает внимание, образное мышление,
словарный запас, закладывает первые экологические представления.
В игре «Живая и неживая природа» дети закрепляют знания о том, что находится
на земле, в воздухе, космосе.
В игре «Рассказы о животных» развивается логическое мышление детей. Дети
самостоятельно составляют логические цепочки о питании, среде обитания
детенышей диких животных.
В этой игре дети знакомятся не только с животными России, но и с редкими
животными, обитающими на нашей планете: ленивец, тукан, тасманийский
дьявол.
В игре «Занимательная зоология» дети знакомятся с картой мира, животными,
которые обитают на планете Земля.
Дети усваивают редкие названия животных : барракуда, медуза, гепард и т.д.
Важную роль в своей работе я отвожу дидактическим играм с предметами и
картинками:
«Найди животных»
«Кто где живет?»
«Найди что опишу»
«В саду и в огороде»
В этих играх я использую игрушки животных, муляжи овощей и фруктов.
В группе есть экологический центр, где проводятся игры с природным
материалом. Ценность в том, что они максимально приближены к природе. Здесь
проводятся такие игры как: «Назови части растения», «Найди что я пишу»,
«Листья, корень, стебелек», «Найди растение по цветкам» и т.д.
Пособие «Времена года» позволяет провести такие дидактические игры как :«12
месяцев», «Назови время года», «7 братьев» ..
В результате дети запоминают дни недели, их последовательность, времена года,
сколько месяцев в году. Узнают как определить температуру воздуха на улице и
как правильно одеваться по погоде.
Важную роль играет привлечение родителей к экологическому воспитанию.
Таким образом с помощью дидактических игр дети стали лучше ориентироваться
в объектах природы, стали различать большее количество животных разных
экологических групп; Дети учатся сравнивать, наблюдать, логически мыслить,
значительно увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне.
Все те знания, которые они получили в ДОУ останутся у них на всю жизнь,
сделают их добрыми и милосердными ко всему живом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар по экологии «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Семинар по экологии для педагогов....
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» (из опыта работы)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира....
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Бесконечный мир природы, окружающий нас, пробуждает у детей живой интерес и любознательность, побуждает их как к художественно – речевой дея...
Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности
Экологическое воспитание становится приоритетным направлением в системе дошкольного образования. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает лич...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Семинар-практикум для педагогов на тему:«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» Цель: развитие т...
Презентация Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности
Дидактические игры- являются одним из эфективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности" (из опыта работы)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление в ДО. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой.Одним из эффективных и наиболее...