Мини - музей "Разноцветная Россия"
материал

Бухарова Ольга Николаевна

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

 Всё чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт мини-музея «Разноцветная Россия»

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. Народное декоративное творчество нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.      Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.

 Всё чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.

 Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.

В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души.

 Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно

одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда.  

Одной из основных задач, является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально установить отношения с историей и культурой нашего народа. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.

Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. А если музей будет находиться рядом? Наблюдая интерес детей к творчеству народных мастеров, возникла идея создания мини-музея «Разноцветная Россия» в группе.

Мини-музеи сегодня – это неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Создание мини-музея - это отражение интересов и проявление инициативы детей, ведь в создании музея принимают участие сами ребята, их родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, что позволяет успешно взаимодействовать с семьёй, вовлекать её в жизнь группы, ДОУ.

  • Паспортные данные мини-музея
  • Авторы мини-музея: воспитатель, коллектив детей и родителей группы.
  • Наименование мини-музея: мини-музей «Разноцветная  Россия»
  • Профиль мини-музея: социально-коммуникативный, познавательный, патриотический, творческий.
  • Цель и задачи мини-музея
  • Цель: средствами музея осуществить воспитание, развитие и социализацию воспитанников ДОУ.
  • Задачи:

- Содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру.

- Познакомить детей с историей появления в жизни человека изделий из глины, с их разнообразием, способами изготовления, их назначением и свойствами;

-  Вызывать желание попробовать самостоятельно изготовить глиняный экспонат;

-  Познакомить детей с профессиями людей, работающих с глиной;

-  Сформировать умение различать разные виды изделий из глины;

-  Расширить и углубить представления детей об изделиях из глины;

-  Развивать способности ребенка понимать ценность использования глиняных изделий;

-  Развивать поисковую деятельность, творческую активность;

-  Расширять кругозор детей, через изучение предметов культурного наследия;

- Воспитывать интерес к профессии — экскурсовод;

- Вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;

- Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;

- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

  • Принципы музейной педагогики

В основу решения этих задач положены следующие принципы музейной педагогики: принцип интеграции, научности, принципы деятельности и интерактивности, природосообразности, культуросообразности, гуманизма, принципы динамичности и вариативности, разнообразия, экологичности и безопасности, креативности, непрерывности, партнерства.

  • Формы деятельности: поисковая; научная; экспозиционная; познавательная;фондовая.

Этапы создания мини-музея

Подготовительный этап

Выбор темы

Тема была предложена воспитателем на родительском собрании. При выборе темы были учтены возрастные особенности и интересы детей, условия в группе, положение семей, задачи общеобразовательной программы.

Сентябрь

Выбор места для мини-музея

Совместно с детьми было выбрано место мини-музея в групповом помещении.

Сентябрь

Работа с детьми и родителями

Консультация для родителей «В музей с ребёнком»

Октябрь

Консультация для родителей «Задачи мини-музея в детском саду»

Декабрь

Консультация для родителей «Возможности музейной педагогики в ДОУ»

Февраль

День открытых дверей «Идём в музей» (открытое занятие для родителей)

Апрель

Сбор фондового материала.

Сентябрь-апрель

Оформление выставок и экспозиций.

Сентябрь-май

Составление плана по работе мини-музея.

Октябрь

Инвентаризация.

Один раз в месяц

Практический этап

Циклы выставок

1. «Волшебница глина». Цель: Исторический экскурс.

Октябрь

2. «В гончарной мастерской» Цель: Знакомство с глиной как с материалом.

Декабрь

3. «Глиняная игрушка». Цель: Расширение знаний о глиняной игрушке.

Январь

4. « Посуда» Цель: Расширение знаний о глиняной посуде.

Апрель

План мероприятий в мини-музее

Название

Цель

  Срок

Беседа о волшебном минерале – глине «Волшебница глина»

 Узнать, что такое глина, из чего она состоит, какая она бывает и где применяется.

Сентябрь

«Горшечники и игрушечники»

Приготовление глины

Продолжать знакомить, что такое глина, какая она бывает, какими свойствами обладает, как надо подготовить глину для работы, какие приемы и инструменты применяют в лепке из глины.

Октябрь

«Катись яблочко, да по тарелочке»

Изготовление тарелочки

1. «Лепка тарелочки и яблока»

2.  Роспись.

Воспитывать любовь к сказкам, к русскому фольклору; развивать эстетический вкус при украшении тарелочки

Ноябрь

Занятие «Гончарная мастерская»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами; познакомить детей с трудом гончара; закреплять знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта, изготавливаемых из нее.

Декабрь

Беседа «Мастера-художники»

Познакомить детей с работой художника; дать знания о том, что художники – это люди, которые пишут картины, создают скульптуры, расписывают посуду, игрушки

Январь

Лепка «Сказочная  птица» (глина)

Развивать фантазию, желание создавать свой оригинальный образ сказочной птицы

Февраль

Глиняная игрушка

Закреплять и расширять знания детей о глиняной игрушке (дымковская, филимоновская, каргопольская…)

Март

Дымковская глиняная игрушка

Лепка «Лошадка» (глина)

Расширять представления о дымковской игрушке; формировать эстетический вкус средствами народного искусства; воспитывать самостоятельность и творчество

Апрель

«Сказочный сервиз». Рисование эскиза

Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки; украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.

Май

Предполагаемые результаты:

∙  Комплексно реализовать задачи следующих образовательных областей: "Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие",  "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие";

∙  С помощью музейных экспозиций сформировать у детей знания о различных видах народных промыслов;

∙  Активизировать родителей в участии воспитательно-образовательного процесса.

Правила поведения в мини-музее:

∙  в нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками;

∙  рассмотренные экспонаты нужно положить на место;

∙  экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

∙  можно и даже нужно задавать вопросы;

∙  можно пополнять музей новыми экспонатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...

мини проект "Россия"

Формирование патриотизма у детей. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках....

МИНИ-ПРОЕКТ «Земной поклон солдат России за ратный подвиг на войне»

Наша страна готовится отметить 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. По традиции в юбилейный год победы вся страна отдает дань героическому прошлому народа. Нам, педагогам, необходимо серьезн...

Мини-проект "Почта России"

Мини-проект "Почта России" предназначен для детей старшего дошкольного возраста, Проект направлен на формирование у детей первоначальных знаний о почте....

Мини - проект детского сада по оформлению территории участков, фасада (окон) в зимний период «Путешествия Олимпийского огонька по городам России»

Срок реализации проекта: декабрь 2013г.Проектная частьЭтапы проектаДеятельность творческой группыДеятельность педагогов, родителей1 этап – подготовительныйДекабрь(1 неделя) 2013г. -Изучение карты...

Мини-музей "Золотое кольцо России"

Описание создания мини-музея в группе детского сада....

Мини-музей "Россия - родина моя"

Родина – слово большое, большое!Пусть не бывает на свете чудес.Если сказать это слово с душоюГлубже морей оно, выше небес!...