Мини - музей "Разноцветная Россия"
материал
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Всё чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народное декоративно - прикладное искусство | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт мини-музея «Разноцветная Россия»
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. Народное декоративное творчество нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Всё чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества.
В современной культуре народное искусство живёт в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей, и взрослых. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времён людям нравилось украшать своё жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несёт в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьём к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо, то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живёт только ценное, великое, идущее из глубины души.
Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться абсолютно
одинаковой. Народный мастер создаёт разные изделия. Это и солонки с хохломской росписью, и хлебницы, и Городецкие расписные блюда.
Одной из основных задач, является создание условий, в которых ребенок смог бы максимально установить отношения с историей и культурой нашего народа. И на помощь нам приходит музейная педагогика. Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее.
Что же такое музей? Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. А если музей будет находиться рядом? Наблюдая интерес детей к творчеству народных мастеров, возникла идея создания мини-музея «Разноцветная Россия» в группе.
Мини-музеи сегодня – это неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Создание мини-музея - это отражение интересов и проявление инициативы детей, ведь в создании музея принимают участие сами ребята, их родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры, что позволяет успешно взаимодействовать с семьёй, вовлекать её в жизнь группы, ДОУ.
- Паспортные данные мини-музея
- Авторы мини-музея: воспитатель, коллектив детей и родителей группы.
- Наименование мини-музея: мини-музей «Разноцветная Россия»
- Профиль мини-музея: социально-коммуникативный, познавательный, патриотический, творческий.
- Цель и задачи мини-музея
- Цель: средствами музея осуществить воспитание, развитие и социализацию воспитанников ДОУ.
- Задачи:
- Содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру.
- Познакомить детей с историей появления в жизни человека изделий из глины, с их разнообразием, способами изготовления, их назначением и свойствами;
- Вызывать желание попробовать самостоятельно изготовить глиняный экспонат;
- Познакомить детей с профессиями людей, работающих с глиной;
- Сформировать умение различать разные виды изделий из глины;
- Расширить и углубить представления детей об изделиях из глины;
- Развивать способности ребенка понимать ценность использования глиняных изделий;
- Развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- Расширять кругозор детей, через изучение предметов культурного наследия;
- Воспитывать интерес к профессии — экскурсовод;
- Вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;
- Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
- Принципы музейной педагогики
В основу решения этих задач положены следующие принципы музейной педагогики: принцип интеграции, научности, принципы деятельности и интерактивности, природосообразности, культуросообразности, гуманизма, принципы динамичности и вариативности, разнообразия, экологичности и безопасности, креативности, непрерывности, партнерства.
- Формы деятельности: поисковая; научная; экспозиционная; познавательная;фондовая.
Этапы создания мини-музея
Подготовительный этап | |||
Выбор темы | Тема была предложена воспитателем на родительском собрании. При выборе темы были учтены возрастные особенности и интересы детей, условия в группе, положение семей, задачи общеобразовательной программы. | Сентябрь | |
Выбор места для мини-музея | Совместно с детьми было выбрано место мини-музея в групповом помещении. | Сентябрь | |
Работа с детьми и родителями | Консультация для родителей «В музей с ребёнком» | Октябрь | |
Консультация для родителей «Задачи мини-музея в детском саду» | Декабрь | ||
Консультация для родителей «Возможности музейной педагогики в ДОУ» | Февраль | ||
День открытых дверей «Идём в музей» (открытое занятие для родителей) | Апрель | ||
Сбор фондового материала. | Сентябрь-апрель | ||
Оформление выставок и экспозиций. | Сентябрь-май | ||
Составление плана по работе мини-музея. | Октябрь | ||
Инвентаризация. | Один раз в месяц | ||
Практический этап | |||
Циклы выставок | 1. «Волшебница глина». Цель: Исторический экскурс. | Октябрь | |
2. «В гончарной мастерской» Цель: Знакомство с глиной как с материалом. | Декабрь | ||
3. «Глиняная игрушка». Цель: Расширение знаний о глиняной игрушке. | Январь | ||
4. « Посуда» Цель: Расширение знаний о глиняной посуде. | Апрель |
План мероприятий в мини-музее
Название | Цель | Срок |
Беседа о волшебном минерале – глине «Волшебница глина» | Узнать, что такое глина, из чего она состоит, какая она бывает и где применяется. | Сентябрь |
«Горшечники и игрушечники» Приготовление глины | Продолжать знакомить, что такое глина, какая она бывает, какими свойствами обладает, как надо подготовить глину для работы, какие приемы и инструменты применяют в лепке из глины. | Октябрь |
«Катись яблочко, да по тарелочке» Изготовление тарелочки 1. «Лепка тарелочки и яблока» 2. Роспись. | Воспитывать любовь к сказкам, к русскому фольклору; развивать эстетический вкус при украшении тарелочки | Ноябрь |
Занятие «Гончарная мастерская» | Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами; познакомить детей с трудом гончара; закреплять знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта, изготавливаемых из нее. | Декабрь |
Беседа «Мастера-художники» | Познакомить детей с работой художника; дать знания о том, что художники – это люди, которые пишут картины, создают скульптуры, расписывают посуду, игрушки | Январь |
Лепка «Сказочная птица» (глина) | Развивать фантазию, желание создавать свой оригинальный образ сказочной птицы | Февраль |
Глиняная игрушка | Закреплять и расширять знания детей о глиняной игрушке (дымковская, филимоновская, каргопольская…) | Март |
Дымковская глиняная игрушка Лепка «Лошадка» (глина) | Расширять представления о дымковской игрушке; формировать эстетический вкус средствами народного искусства; воспитывать самостоятельность и творчество | Апрель |
«Сказочный сервиз». Рисование эскиза | Учить творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки; украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами. | Май |
Предполагаемые результаты:
∙ Комплексно реализовать задачи следующих образовательных областей: "Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие";
∙ С помощью музейных экспозиций сформировать у детей знания о различных видах народных промыслов;
∙ Активизировать родителей в участии воспитательно-образовательного процесса.
Правила поведения в мини-музее:
∙ в нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками;
∙ рассмотренные экспонаты нужно положить на место;
∙ экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
∙ можно и даже нужно задавать вопросы;
∙ можно пополнять музей новыми экспонатами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Мини-музей в ДОУ «Тамбов – мой край, моя Россия»
Одной из форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников является создание мини-музеев в ДОУ.Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения...
мини проект "Россия"
Формирование патриотизма у детей. Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках....
МИНИ-ПРОЕКТ «Земной поклон солдат России за ратный подвиг на войне»
Наша страна готовится отметить 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. По традиции в юбилейный год победы вся страна отдает дань героическому прошлому народа. Нам, педагогам, необходимо серьезн...
Мини-проект "Почта России"
Мини-проект "Почта России" предназначен для детей старшего дошкольного возраста, Проект направлен на формирование у детей первоначальных знаний о почте....
Мини - проект детского сада по оформлению территории участков, фасада (окон) в зимний период «Путешествия Олимпийского огонька по городам России»
Срок реализации проекта: декабрь 2013г.Проектная частьЭтапы проектаДеятельность творческой группыДеятельность педагогов, родителей1 этап – подготовительныйДекабрь(1 неделя) 2013г. -Изучение карты...
Мини-музей "Золотое кольцо России"
Описание создания мини-музея в группе детского сада....
Мини-музей "Россия - родина моя"
Родина – слово большое, большое!Пусть не бывает на свете чудес.Если сказать это слово с душоюГлубже морей оно, выше небес!...