"Дорожная азбука"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Хараасгай»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании педсовета старший воспитатель заведующий МБДОУ
протокол №__________ _________Бадмажапова Б.Б. __________Чимитова Т.Б.
«___»_________2023 г. «___»__________2023 г. «___»___________2023 г.
Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДТП «Дорожная азбука»
на 2023-2024 учебный год
Воспитатель: Доржиева М.В.
С. Нижняя Иволга
Пояснительная записка.
На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
Общеобразовательные:
Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов.
Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении.
Воспитательные:
Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.
Развивающие:
Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения
Ожидаемые результаты:
1. Расширить представления детей о различных видах транспорта, об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформировать навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повысить активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
5. Развить интегративные качества:
«любознательный, активный» через заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;
«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
Реализуемые познавательные области:
- Физическое развитие
- Социально – коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Художественно – эстетическое развитие
- Речевое развитие
Под учебно-воспитательной работой по основам безопасности жизни, я понимаю целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников с целью интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования у них знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.
Воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения - пешехода.
Очень важно для снижения аварийности среди водителей и пешеходов, чтобы из сегодняшних мальчишек и девчонок выросли грамотные в вопросе безопасности дорожного движения.
В первую очередь ребенок должен хорошо усвоить обязанности пешеходов. В детском саду правила пешеходов мы отрабатываем как на занятиях, так и в практической деятельности в процессе прогулок. Дети усваивают правила движения пешеходов через проезжую часть, правила пересечения проезжей части в разрешенных местах вне пешеходного перехода.
Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В процессе занятий я использую разнообразные формы работы с детьми. Прежде всего, я активизирую мыслительную деятельность детей, заставляю их применить полученные знания в практической деятельности. Продуманное использование интересного наглядно дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание.
При решении любой задачи воспитания дошкольника, большая роль отводится созданию развивающей среды. Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам безопасного поведения, я считаю создание соответствующей развивающей среды. В данной теме я отвела большое место созданию уголка безопасности в группе.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, разыгрывание дорожных ситуаций.
Я считаю, что сформировать у детей устойчивые знания без помощи родителей невозможно. Основная цель работы с родителями: поддерживать у них устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Решить эту сложную задачу без привлечения родителей очень трудно. Работа воспитателя детского сада по усвоению детьми правил безопасного поведения может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями. Воспитатель должен активизировать их участие в практическом обучении своих детей.
Если работа будет сведена лишь к призывам соблюдать дорожные правила, к знакомству их с памяткой, которая висит в группе на стенде, а также ограничена чтением докладов на собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть названа эффективной. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по привитию навыков безопасного поведения на дороге, я строю контакт с семьями таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих информацию становились активно действующими и дисциплинированными пешеходами.
Родители совместно с воспитателем должны дать ребенку не только знания и навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знания и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, полной скрытых опасностей. Все это требует от меня как от воспитателя, определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Материалы, используемые на занятиях:
- Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
- Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
- Плакаты;
- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
- Дорожные знаки.
Дидактические игры: 1. «Гараж» 2. «Почини автомобиль» 3. «Найди два одинаковых автомобиля» 4. «Дорисуй автобус» 5. «Автомастерская» 6. «Сделай сам» 7. «Разрезные картинки» 8. «Четвертый - лишний» 9. «Трудные виражи» 10. «Смышленый пешеход» 11. «Найди правильный светофор» 12. «Светофор» 13. «Кто на чем едет» 14. «Запомни машину» 15. «Наша улица» 16. «Отвечай быстро» Подвижные игры: 1. «Цветные автомобили» 2. «Поезд» 3. «Птицы и автомобиль» 4. «Бегите ко мне» 5. «Воробушки и автомобиль» 6. «Гараж» 7. «Лошадки» 8. «Сигналы светофора» «Найди свой цвет» Методические приёмы:
|
Организация процесса обучения.
Программа рассчитана на один год.
Предполагается одна подгруппа 16 человек.
Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.
Состав группы - одновозрастной (4-5 лет).
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Список использованной литературы:
1. Г.Д. Беляевскова Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии.
2. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД.
3.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.:ТЦ Сфера, 2007.
5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для средней группы «Дорожная азбука»
Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей средней группы«Дорожная азбука»Цели:-закрепить знания детей о правилах дорожного движения; -научить соблюдать эти правила, п...
Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»
Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...
«Правила дорожного движения» Материал представлен на общем родительском собрании по теме: «Дорожная азбука»
Материал представлен на общем родительском собрании по теме :"Дорожная азбука" , с участие работников ГИБДД...
Сценарий развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"
Цели: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. За...
Методическая разработка.Концерт по правилам дорожного движения "Дорожная азбука".
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, в...
Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения
Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...
Образовательная программа по изучению правил дорожного движения «Дорожная азбука» (дорожная безопасность) для детей от 3-х до 7-ми лет
Для работы педагога в ДОУ. Профилактика ПДД для детей 6-7 лет....