КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ РОЛИ НА УТРЕННИКЕ»
консультация
Консультация для воспитателей
«ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ РОЛИ НА УТРЕННИКЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx | 220.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 124» города Калининграда
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ПОДГОТОВКА К ИСПОЛНЕНИЮ РОЛИ НА УТРЕННИКЕ»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Курлюк Елена Викторовна
Калининград 2022г.
Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего.
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.
Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.
Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Более уместен средний вид подсказок (планшет, большая открытка и средняя, маленькая и большая снежинка, маленький и большой лист дерева и т.д.).
Следует обратить внимание на то, что при подсматривании у вас не должна меняться мимика лица, должна присутствовать улыбка.
Также подсказка не должна мешать вам при работе с детьми, необходимо продумать, как и где она будет прикреплена или находится рядом с вами (к руке, к одежде, на столике и т.д.).
Ведущий должен хорошо знать ход утренника, чтобы при необходимости помочь герою – взрослому, а также знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. Но не в коем случае, не подходить и не выводить ребенка за руку, напоминание только словесное.
Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям.
Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.
Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником), попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно, т.е. встать друг за другом или парами и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).
Воспитатель, выступающий в каких-либо ролях.
Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников воспитанников, а также сотрудников детского сада. Отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова. Вам необходимо вжиться в свою роль, репетировать дома лучше перед зеркалом. Сценарий праздника должен хорошо быть изучен, когда и где вы вступаете в диалог. Герои могут быть положительные и отрицательные, поэтому необходимо правильное произношение текста, учитывать особенности вашего героя, но и не забывать про особенности детей. При игре отрицательного героя, главное не напугать ребенка, а развеселить.
Как и ведущий вы можете использовать подсказку, но она должна быть правильно оформлена.
Вернемся к нашим подсказкам. Подсказки уместно использовать героям маленькие.
Почему? (так как их удобно держать в ладони и можно спрятать)
Она не должна мешать вам при работе с детьми, необходимо продумать, как и где она будет прикреплена (к руке, к одежде, лежать в корзине и т.д.). Если же вы забыли текст, то продолжайте своими словами и не останавливайте представление. Следует помнить, что герои совместно с ведущим и детьми водят хороводы, поют и играют.
Для этого необходимы предварительные репетиции с ведущим и музыкальным руководителем, чтобы знать весь сценарий, а также ваш выход и диалог, как и под какую музыку, вам необходимо выйти (медленно, плавно, стремительно, быстро).
Уважаемые воспитатели, будущие артисты на предстоящих выступлениях, не стоит забывать о самой важной детали – это костюмы и грим. А теперь, о внешнем виде ведущих и о костюмах воспитателей - актеров.
Воспитатель – исполняет роль ведущего
Для проведения праздника у воспитателя - ведущего одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими.
Необходимо: телесные колготки; обувь на невысоком каблуке.
Исключить: черные капроновые колготки, глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки», балетки.
Если на утреннике оба воспитателя -ведущие: продумывать одежду, чтобы более-менее гармонировала между собой. Можно подобрать одежду ведущих в соответствии с текстом. Желательно не допускать большого отличия в одежде (например: у одного ведущего платье пышное в цветочек, у другого длинное черное).
Поговорим о прическе. Обязательно волосы чистые, причесаны. Если волосы длинные, должны быть убраны в прическу. Если волосы не убрать, то при наклоне головой, воспитатель может волосами задеть ребенка. И это же отвлекает воспитателя от деятельности, ему приходиться постоянно поправлять волосы.
Если ведущий – воспитатель решил надеть аксессуары, то это: серьги небольшие; бусы не длинные, неострые, безопасные для детей.
Воспитатели-актеры
Почти все воспитатели в душе -актёры. Ни один утренник в детском саду не обходится без сказочных персонажей. Именно здесь воспитатель перевоплощается в сказочного героя, проявляя все свои актёрские качества. К своим ролям мы всегда подходим с ответственностью, стараемся вжиться в своего персонажа, и конечно добавить свою изюминку.
Всему этому способствует целый подготовительный этап.
Костюмы готовятся совместно с музыкальными руководителями.
Костюм для праздника необходимо взять заблаговременно, чтобы была возможность всё проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Продумать и подготовить заранее крепление: шнурки, резинки, заколки и т.д.
Обувь для выступления обязательно подбирать. Например: Для роли Деда Мороза: валенки, для Снегурочки: белые сапоги, но не туфли. Все-таки у нее белая шубка, а не платье.
Головной убор в соответствии с костюмом.
Парик для выступления. Если это роль Деда Мороза, имеется два комплекта парика и бороды для подбора, вариативность. Для других ролей парики подбираются в соответствии с ролью. Например: для Бабы – Яги - свой, для Фрекен Бок - свой. Если парики поддаются ручной деликатной стирки, можно постирать.
Чтобы образ был законченным, для некоторых ролей нужно использовать грим.
Роли с гримом: конечно же, роли с гримом продумываются.
Если исполняется роль Деда Мороза, то у исполняющего не должны быть нанесены черная тушь и тени. Допустимо покрасить брови-белой гуашью; щеки и нос – розовым цветом, но не красным, так как нужно подчеркнуть естество, то что приемлемо этому герою.
Для других ролей также наносится грим, соответственно с тем героем, в которого он перевоплощается. Например: для мышки - достаточно носик отметить, Карлсону - веснушки и т.д.
Исполнение воспитателями мужских ролей на утренниках:
Много воспитателям-актерам приходится играть и мужские роли в детском саду.
Важно помнить, что перед выступлением при подготовке, нужно снять сережки, кольца. Если на руках имеется маникюр рекомендовано надевать перчатки телесного или белого цвета, в зависимости от роли, кого исполняет.
Например: если Вы играете волка или Кота - Базилио, Вы надеваете жилет. Жилет надевается не на голое тело, а соответственно на рубашку, водолазку.
И еще один важный момент: когда мы создаем образ героя, должны присутствовать свойственно образу детали. Например: для Бабы-Яги – нос и горбик небольшой; Фрекен Бок – показать важность героини, добавляя спереди и сзади объема; Карлсону –мужской животик, и т.д.
Пример из практики. Бывают моменты, когда воспитатели-актеры выходят на праздник в зал, не в свою очередь (просто перепутали). Что должен сделать актер? Просто сказать: «Здравствуйте!», «Просто мимо проходил и решил зайти» и многое другое. Только не нужно создавать паники, все должно пройти, как будто так задумано.
Например: Выход Бабы-Яги-эмоциональный образ. Пугает детей. Роль ведущего: воспитатель знает особенности каждого ребенка, может успокоить его, подбодрить, поддержать и даже ввести ребенка в диалог с Бабой-Ягой.
Необходимо управлять своими эмоциями. Умело перевоплощаться в образ. Очень приятно видеть счастливые лица детей. Ведь праздник является важной частью в жизни ребёнка. Поэтому в своих ролях мы стараемся выложиться на все 100%
Проявите ответственность и творческий подход к организации утренника, терпение к своим помощникам, и праздник в детском саду, пройдёт на УРА!
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К УТРЕННИКУ | |
|
|
если воспитатель - ВЕДУЩИЙ | если воспитатель – ИГРАЕТ РОЛЬ |
Внешний вид:
∙ одежда должна быть праздничной, но не вызывающей: платья, юбки не должны быть слишком короткими, оптимальная длина - до середины колена; не допустима одежда на тонких бретельках, с глубоким декольте; колготки телесного цвета; !!! - если оба воспитателя ведущие, то их одежда должна гармонировать ∙ обувь – туфли на невысоком каблуке (недопустимо обувать шлепанцы, не желательно - балетки) ∙ аксессуары – допустимо ношение украшений небольшого размера без острых краев, чтобы не поцарапать детей; бусы не длинные, чтобы не цеплялись за одежду детей ∙ прическа – волосы чистые, прическа аккуратная, длинные волосы должны быть обязательно убраны в прическу ∙ макияж – спокойный, не яркий
Проведение праздника:
∙ сценарий - обязательно знание всего сценария (общий ход, песни, танцы, игры и т.д.) ∙ «подсказка» текста – должна быть удобной, «незаметной» (на осеннем листке, на снежинке); продумать удобное размещение; исключить: папки, планшеты, просто распечатанный текст на обычной бумаге, большие открытки; !!! - ведущий должен уметь подсказать текст стихов детям и в случае необходимости героям ∙ задавать общий темп и настрой праздника –эмоциональность, непосредственное свободное общение с детьми, героями, гостями ∙ слова ведущего - говорить выразительно, громко, эмоционально ∙ следить за выражением своего лица в течение всего праздника ∙ быстро реагировать на неожиданные случайные ситуации (если дети или герои забыли текст, если ребенку надо поправить костюм, если не хватило стульчика, атрибута и т.д.) ∙ до начала утренника - вместе с музыкальным руководителем проверить наличие и количество всех атрибутов; проверить внешний вид детей (чтобы костюмы были правильно одеты, не было «лишних» аксессуаров – сумки, веер и т.д.; обувь, носки, колготки) ∙ !!! в младших группах ведущие исполняют вместе с детьми все песни и танцы на утреннике |
Внешний вид:
∙ костюмы для праздника - подбираются вместе с музыкальным руководителем, примерка костюма проводится заранее (чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали), заранее продумать и подготовить крепление элементов костюма (например, борода Деда Мороза) – шнурки, резинки, заколки и т.д. ∙ обувь для выступления - должна быть удобной и соответствовать образу героя, недопустимо обувать шлепанцы (оптимальный вариант, если это будет своя обувь, которая гармонирует с костюмом) ∙ головной убор - должен быть удобным и соответствовать образу героя, обращать внимание на закрепление – заколки, резинки и т.д., при необходимости головной убор (парик, шляпа) желательно заранее постирать ∙ грим – продумать элементы грима в соответствии с ролью (например, лисичка – это черный носик, усы; Дед Мороз – розовые щеки, белые брови; Карлсон – веснушки и т.д.) ∙ при исполнении «мужских» ролей (Дед Мороз, Карлсон, Лесовичок и т.д.) – смыть косметику с лица, снять украшения (кольца, серьги), при наличии маникюра – надевать перчатки телесного/белого цвета
Исполнение роли на празднике:
∙ хорошо знать весь ход утренника, чтобы ориентироваться, в какой момент заходить/выходить из зала, приглашать детей на игру ∙ знать музыку, под которую герой заходит в зал, играет с детьми, уходит из зала и т.д. ∙ хорошо знать свой текст, исполнять его громко, выразительно, эмоционально, регулировать тембр голоса в зависимости от роли (например, высокий голос у мышки, лисички, низкий голос – у Деда Мороза, Царя) ∙ в случае, если забыли текст в стихотворной форме, его можно сказать своими словами, сохранив при этом смысловое содержание ∙ герой участвует в танцах, играх, хороводах с детьми (не стоит в стороне) ∙ главная задача воспитателя, исполняющего роль - создать праздничное настроение (развеселить, позабавить детей, поиграть с ними) - эмоциональность, непосредственное свободное общение с детьми, гостями
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
«Подготовка детей к обучению грамоте»...
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» .Основные этапы подготовки детей к овладению звуко - буквенному анализу и чтению....
консультация для воспитателей "Подготовка к школе"
консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
как правильно подготовить детей грамоте...
Консультация для воспитателей: «Подготовка руки ребенка к письму в непосредственно-образовательной деятельности «Художественное творчество»
Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу - обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению пр...
Консультация для воспитателей: "Подготовка к школе"
Консультация для воспитателей: "Подготовка к школе"...
Консультация для воспитателей. «Подготовка детей к школе».
В своей педагогической работе я стараюсь сформировать ребенка, прежде всего как личность. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, посещающие детский сад, развиты всесторонне. Они умеют играть, ра...