Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» .Основные этапы подготовки детей к овладению звуко - буквенному анализу и чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_gramote_dlya_vospitateley.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Подготовка детей к обучению грамоте»
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно в процессе его роста и развития.
Большое влияние на речевое развитие оказывает социальное окружение детей.
Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформулировать следующим образом:
- работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;
- формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;
- различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);
- обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;
- развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя звуками, определение количества слогов;
- нахождение слов, сходных и различных по звучанию
Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, столько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
Главное местно в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формулируя фонетический и речевой слух ребенка
Работа по обучению грамоте ведется по всем возрастным группам.
Во 2-й младшей группе – это подготовительная работа к освоению грамоты, она формирует следующие задачи:
1. Выявить уровень развития у детей фонематического слуха; развивать слуховое и речевое внимание; работа над дифференциацией изолированных звуков.
2. Знакомство детей с гласными 1-го отряда, плюс звук [и], а также их реализацией: в речи - звуком, на письме - печатной буквой.
3. Общее знакомство детей с понятием «звук» и «слово».
В средней группе:
1. Продолжается знакомство детей с индивидуальными особенностями звукопроизношения детей.
2. Знакомство детей с гласными 2-го отряда и согласными звуками, а также с дифференциацией звуков в словах и во фразовой речи.
3. Продолжается знакомство детей с понятием линейности и протяженности слов, длительностью звучания.
В старшей группе:
1. Переход от умения узнавать и произносить звуки к умению синтезировать из них слоги, слова.
2. Это этап непосредственного обучения детей чтению (слоговое плавное чтение – до 15 знаков) и развития связной речи.
3. Работа над логическими, фразовыми, психологическими и эмфатическими паузами.
Подготовительная группа – это заключительный этап в работе по подготовке детей к обучению грамоте, предусматривающий осмысление ребенком целостной модели языка:
от звука – к слогу;
от слога – к слову;
от слова – к предложению;
от предложения – к тексту, литературе.
Для реализации этой цели служат следующие задачи:
1. Обобщение уровня развития у детей фонематического слуха.
2. Знакомство детей с системой звуков и букв русского языка. Дается представление о йотированности гласных букв, знакомство с элементами транскрипции.
3. Составление слоговых моделей слов с указанием ударения в модели.
4. Составление графический схем предложений с указанием логических и эмфатических пауз.
Таким образом речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы во взаимодействии детского сада и семьи подготовить пятилетнего ребенка к серьезному последующему обучению чтению и письму.
Литература:
- О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», творческий центр, Москва 2004
- Л.А. Кулешова «Занятия по обучению грамоте в ДОУ», ТЦ «Учитель», Воронеж 2005
- Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6- лет», Москва «Просвещение» 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
«Подготовка детей к обучению грамоте»...
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
как правильно подготовить детей грамоте...
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель: Систематизировать знания воспитателей о процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте....
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель консультации уточнение представлений педагогов о процессе подготовки детей к обучению грамоте....
Консультация для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте".
Цель консультации уточнение представлений педагогов о процессе подготовки детей к обучению грамоте....
Консультация для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"
Консультация для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"...
Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть ов...