Проект "Широкая Масленица"
проект (средняя группа)

Анна Михайловна Гусева

проект по окружающему миру (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shirokaya_maslenitsa.docx421.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по ознакомлению с традициями и культурой русского народа

в средней группе «Воробушки»

«Широкая Масленица»

C:\Users\Сергей\Desktop\масленица 2016\20160309_160638.jpg

Подготовила: Гусева А.М.

М

Паспорт

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель, музыкальный руководитель.

Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.

Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное

гулянье в конце зимы « Масленица». Масленица один из светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями этого праздника можно опираясь на программу « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Даёт детям возможность понять всю широту этого весёлого праздника.

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта

« Масленица- блиноедка».

Педагогические задачи проекта:

  1. Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.
  2. Формировать рациональное отношение ребёнка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.
  3. Воспитывать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.
  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
  5. Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.

Методы и приёмы проекта: 1.Словесный;

2.Наглядности; 3.Практический; 4.Мотивационный; 5.Сотворчество; 6.Игровой.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

  1. Художественная литература;
  2. Репродукции картин художников;
  3. Тексты русских народных песен, загадок, пословиц, поговорок про масленицу и про блины;
  4. Тексты народных игр;
  5. Аудиозаписи русских народных песен;

Предварительная работа:

  1. Рассматривание альбомов и репродукций картин.
  2. Беседа о Масленицы, о том, как она празднуется на Руси;
  3. Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу;
  4. Рузучивание пословиц, поговорок, загадок и песен про блины и масленицу;

Предполагаемый результат:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Результат проектной деятельности: праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

1 этап

подготовительный

Обсуждения темы проекта. Подбор методического, дидактического

материала.

Рассматривание альбомов и

репродукции картин.

Чтение

художественной литературы по заданной теме.

2 этап выполнения

Систематизация знаний детей о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. Изготовление

«Солнышка». Рассказ о традиции выпекать блины. Украшения

своей группы.

Беседа с детьми о Масленице, о том, как она

празднуется на Руси. Разучивание стихов, песен и пословиц про Масленицу, блины.

Изготовление

«Солнышка». На прогулке-

постройка

снежного городка, спортивные игры, забавы

Родители вместе с детьми выпекают дома блины.

«Знакомство с традиционной народной

культурой детей в семье.»

3 этап результаты

Проведение праздника, посвящённого

проводам зимы и встрече весны

« Прощай Масленица!»

Активное участие детей.

Помощь родителей в изготовлении атрибутов к празднику.

План реализации проекта.

Дни недели

Цели и задачи

Содержание

Понедельник

«Проводы зимы»

Познакомить детей с народными традициями,

организация досуга детей.

Беседа о Масленице, о том как она празднуется на Руси. Просмотр

презентации

«Масленица. Игра- путешествие».

Рассматривание картинки

«Масленичные

гуляния». Заучивание заклички.

Вторник

«Соломенная масленица»

Расширять и закреплять знания детей о

народных праздниках, обогащать словарный запас народными терминами, развивать ловкость, быстроту.

Рассказ воспитателя о кукле «Масленица».

Пальчиковая игра

«Стала Маша гостей созывать».

Среда

«Блины на масленицу»

Расширять и закреплять знания детей о

народных традициях (познаём секреты русской кухни), упражнять детей в

ходьбе и беге по кругу взявшись за руки,

развивать у детей ловкость, внимание, быстроту реакции,

создавать положительный эмоциональный настрой.

Знакомство с традицией выпекания блинов.

Загадки о блинах. Подвижная игра

«Карусель». Катание на санках. Игра в снежки.

Четверг

«Блины своими руками»

Пятница

«Масленица широкая»

Продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества, развивать мелкую моторику рук, воспитывать у детей интерес и уважение к

культуре русского народа.

Закрепить представление о

«Масленице», знать, уметь играть в

народные игры, воспитывать любовь к культуре.

Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Катание на

санях, зимние забавы. Подвижная игра «Гори, солнце, ярче».

Изготовление блинов из соленого теста.

Праздник посвящённый проводам зимы и встрече весны.

Спортивные развлечения. Изготовление

«Солнышка».

Приложение

Конспект сценария развлечения для детей средней группы

«Широкая Масленица» 

Цель: Повысить  интерес к традициям русского народа.

Задачи:

Формировать знания детей о традиции празднования Масленицы;

вызвать эмоциональное сопереживание и участие в играх, прививать детям

интерес   к народным играм и развлечениям;

воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.

Материалы и оборудование: чучело Масленицы,  запись русских народных

песен, подушечка, блины-круги из ткани, зонт с привязанными к нему лентами,

веревочки, блины.

Место проведения: групповая комната.

Ход развлечения.

Девочки и мальчики!

На весенний праздник веселый, с играми и хороводами,

С шутками и прибаутками всех вас приглашаю!

Какой сегодня праздник? (Масленица)

Да, это русский праздник проводов зимы. Праздник озорной. В этот день прощаются с зимой, сжигают чучело Зимы и прославляют Весну. Масленицу называют ласково – широкая, веселая, лакомка.

А какое главное лакомство на Масленицу? (Блины). Как вы думаете, что символизирует блин? (Солнце). Почему?  (Блин круглый,  румяный, золотистый,  похож на солнышко, а весны без солнышка не бывает.)

Ух ты, зимушка-зима!

Все дороги замела, все дороги и пути!

Не проехать, не пройти!

В хороводе мы пойдем,

Вместе песню мы споем!

Хоровод под песню «Как на тоненький ледок».

- Ребята, а теперь давайте позовем Масленицу!

Боярыня Масленица!

Приезжай к нам в гости на широкий двор.

На горах покататься, в блинах поваляться.

(воспитатель выносит чучело Масленицы)

- Здравствуй, сударыня Масленица? Надолго к нам пожаловала?

- Нет всего на семь денечков – первый день – встреча, седьмой - проводы.

- А с чем ты к нам пожаловала?

- Встречайте меня сытостью, радостью, довольством.

-Собрались мы позабавиться, да потешиться. Только чего же нам не хватает? (Тепла, солнышка).

Давайте, ребята, позовем солнышко.

Пальчиковая игра:

Утро красное пришло, солнце красное взошло.

Стали лучики светить, малых деток веселить.

(пальчики разгибаются по одному)

Прилетели тучки, спрятались лучики.

(сжать пальцы в кулачок)

- Ну, а наше солнышко не спряталось, а светит нам ярко!

Вот и солнышко засветило,

Ледок растопило.

Побежали ручейки,

Не проехать, не пройти!

Игра «Ручеек» (символизирует таяние снега, игра-обряд).

Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют коридор-ручеек. Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

Хороводная игра «Подушечка»

Дети и взрослые водят хоровод и поют песню. Ребенок с подушечкой в руках  ходит внутри хоровода и выбирает себе друга, с которым троекратно целуются.

Слова песни:

Подушечка, подушечка, моя пуховая.

Молодушка, молодушка, моя молодая.

Кого люблю, кого люблю, того поцелую.

Подушечку пуховую тому подарю я.

Конкурс «Кто больше «напечет» блинов»

Команда мальчиков и девочек по сигналу бегут и собирают блины - круги, вырезанные из ткани и  разложенные по ковру.

Игра «Карусели» (дети держаться за ленты, закрепленные на зонтике-карусели).

Еле - еле - еле - еле завертелись карусели.
А потом,  потом, потом,  все бегом, бегом, бегом! (увеличиваем  темп)
Тише,  тише, не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

- Ребята, а чтобы все плохое ушло, давайте повяжем на чучело Масленицы  веревочки и все обиды и неприятности оставим в прошлом.

Завязывание веревочек на чучело Масленицы.

Вы давно блинов не ели,

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов?

Приглашаю вас на блины румяные!

Угощение блинами.

Русская народная песня «Ой, блины мои, блины!»

Развлечение «Масленица»       

  в средней группе.

Цель: Знакомить детей с традицией проведения народных праздников.

Задачи:

 Воспитывать у детей любовь и интерес к русскому народному творчеству,

 к народным песням, играм.

Раскрывать творческие способности детей через различные виды музыкальной деятельности.

Способствовать развитию положительных эмоций.

Детей можно одеть в сарафанчики, юбочки, картузы, платочки.

Под весёлую (Русская народная) музыку в зал входит дети рассаживаются на места.

Хозяйка:                        Что за славный денёк!

                        Собирайся, народ!

                        Будем петь, да шутить,

                        Да весну веселить!

        Кто не знает – сообщаем – нынче Масленицу мы встречаем!

        Масленица – праздник весёлый, зимушку люди провожают,

        А весну красную - закликают!

Музыка.

                                Маслена неделя

                                В Петербург прилетела.

                                На пенёчек села,

                                Блиночек съела,

                                Другим закусила,

                                На гулянье всех ребяток пригласила.

Много собралось народу на нашем празднике – весёлого, молодого, удалого!  А ну-ка, добры молодцы, да красные девицы пройдитесь, да друг дружке себя покажите!

Дети под музыку прохаживаются по залу. Садятся на места.

Хозяйка:                        Пора нам праздник начинать,

                                Да Масленицу в гости звать!

                                Масленица кривошейка,

                                Встретим тебя хорошенько!

                                С сыром, маслом, пирогом,

                                Да горячим блином!

Выносит чучело Масленицы, ставит в середине.

                                А вы, ребятки, за ручки беритесь,

                                В круг широкий становитесь!

  1.  Хоровод по показу.

Хозяйка: Масленицу мы повесели, можно и игры весёлые затевать.

  1. Игра  «Золотые ворота».

Взрослые берутся за руки, образуя «воротики», говорят:

Золотые ворота, проходите господа!

Первой мать прошла

Всех детей провела!

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Дети цепочкой проходят под «воротики», с последними словами «воротики» закрываются. Пойманные дети становятся в круг к взрослым.

После игры дети садятся на стулья.

Звучит весёлая музыка.

Хозяйка:                Чья-то музыка звучит,

                        Кто-то в гости к нам спешит.

Появляется скоморох Тимошка.

Хозяйка:  Да это же скоморох Тимошка к нам на праздник пришёл!

        Ну, здравствуй Тимошка!

Тимошка:                         Здравствуйте, детишки,

                                Капризули, шалунишки!

Хозяйка: Что ты такое говоришь, Тимошка? У нас нет капризуль!

                У нас нет шалунишек! Все ребята весёлые, добрые, послушные!

                Поздоровайся с ребятами, и никого не обижай!

Тимошка:                        Здравствуйте, детишки!

                                Хорошие девочки и мальчишки!

Хозяйка: Молодец, Тимошка!

Тимошка: А что это у вас сегодня происходит? Может праздник какой?

Взрослые и дети:  Масленица!

Тимошка: То-то я гляжу вы нарядились!

Хозяйка: Тимошка, поиграй с нами на празднике!

Тимошка: Не-а, не охота! Я сегодня грустить буду!

Хозяйка: Что случилось? Может ты заболел?

Тимошка: Да я просто ещё блинов не ел! Вот настроения и нет!

Хозяйка: Мы тоже блинов ещё не ели, ведь их ещё повара не напекли!

Тимошка: Ну раз блинов нет, буду ходить грустный!

Хозяйка: А мы с ребятами все таки попробуем тебя развеселить!

        

Раздаём детям бубны, бубенцы

  1. Весёлая плясовая музыка, дети подыгрывают на муз. инструментах.

 В конце Тимошка начинает приплясывать.

Тимошка:                Надоело мне скучать,

                        Хочу с ребятами играть!

Хозяйка: Давай поиграем. Игра называется «Будь ловким»!

  1. Игра «Будь ловким»

Дети встают в круг, бубны кладут перед собой.

Скоморох стоит в центре. На весёлую музыку дети пляшут.

С концом музыки дети быстро берут свой бубен в руки.

Скоморох пытается их опередить.

Хозяйка: Есть у меня красивый платочек, вот с этим платочком поиграем в игру «Прятки».

  1. Игра «Прятки с большим платком»

Под музыку дети легко бегают по залу, с концом музыки приседают на корточки, закрывая глаза руками. Скоморох накрывает кого-либо из детей платком. Дети должны догадаться кого спрятали под платком.

Игра повторяется.

  1. Игра «Найди пару варежке»  

Хозяйка раздаёт детям по одной «варежке», сделанной из картона. Варежки разных цветов и с различными узорами (у каждой варежки есть пара). Под музыку дети бегают врассыпную. С концом музыки дети «находят» пару своей варежке.

Хозяйка:                Засиделись мы с утра,

Всем на улицу пора!

Скоморох, пойдём с нами гулять,

Масленицу отмечать!

Тимошка:   А блины будут?

Хозяйка:                Будет чай у нас горяч –

                Будет блин да калач!

Консультация для родителей

Народные традиции.

    У каждого народа есть свои традиции, именно, благодаря им, мы можем познакомиться с культурой того или иного народа, с ценностями, передающимися из поколения в поколение. Обмениваясь традициями, народы обогащают друг друга. Без традиций у народа нет будущего. Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации.

Весенние народные традиции (март-май).

     Начиналось всё в марте с встречи весны, приход которой приурочивался к весеннему солнцестоянию, дню весеннего равноденствия. Назывался праздник сороки или жаворонки. Выходили дети с птичками, которых пекли из теста их мамы, бабушки. Этих птичек вешали на веточку специально и шли на пригорок, в поле, кричали всякие заклички. Например, такая: 

«Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите весну-красну

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!»

Потом этих птичек или съедали, или отдавали домашним животным для того, чтобы быстрее прилетали птицы, чтобы становилось теплее. В этот день выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего сна.

Вербное воскресенье.

На Вербное воскресенье ходили в церковь, светили веточки Вербы. Традиция была эти веточки приносить домой, хранить до следующего года, их нельзя было выбрасывать. Мягкие пушистые почки вербы принято было съедать по 3 штучки, это считалось полезным для здоровья Веточками вербы хлестали своих родных, близких взрослые детей не сильно, конечно. Хлестали, приговаривая 

Верба хлест, бьёт до слез,

Верба бела бьет за дело.

Верба красна бьёт не напрасно

 Не я бью, верба бьет, здоровье несет.

 Старались всех похлестать веточками, даже скотину. На Вербное воскресенье устраивали различные базары, на которых особенно много было игрушек для детишек: мячики-раскидайчики, свистульки разные, гимнасты на палочке. Есть даже картина, где изображена такая ярмарка на Вербное воскресенье проходившая на Красной площади Этот праздник нравился и нравится нашим ребятишкам

Летние народные традиции (июнь-август).

Иван купала

    Приходится он на 7 июля, день летнего солнцестояния, когда дневное светило достигает наивысшего проявления своих творческих сил, делает первый поворот на зиму. В ночь с 6 на 7 июля (в самую короткую ночь в году) молодежь уходит к берегу реки, там разжигают костры, прыгают через костер. Считается, что так очищаются от всякой нечисти. И девушку, которая не стала прыгать через костер, подозревали, что она может быть и ведьма. Поэтому надо было обязательно прыгать. Парами прыгать, парень с девушкой, – это считалось очень хорошим положительным примером. Костры настолько были связаны с сущностью праздника летнего солнцестояния, что их тоже называли «купалой». В Купалу также изготовляли соломенное чучело, иногда — пару кукол: мужчину и женщину. Сжигаемая в купальском костре соломенная кукла у многих славянских народов называлась Купалой. А более пожилой народ ходил собирать разные травы целебные. Считалось что травы собранные в это время наиболее целебные. Их засушивали, делали из них разные настои и т.д. 

Праздник Петра и Павла (петров день) 12 июля

Существовали разные приметы и поговорки о Дне Петра и Павла.

• Петров день – начало покоса трав. Готовь косы и серпы.

• Женское лето до Петра, с Петрова дня – страдная пора!

• Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрым.

• С Петрова дня зарница хлеб зорит.

• Начинает рано темнеть – Петр и Павел на час день убавил.

• Как придет Петро, так и будет тепло.

 Медовый (14 августа), яблочный (19 августа), ореховый (29 августа) спас.

    На Медовый Спас старались собрать урожай меда, устраивали ярмарки меда. В этот день пекли пироги с пшенной кашей и медом, маковник. С этим праздником было связано великое множество примет. Если в этот день дует ветер с южной стороны и кружатся по дороге пыльные вихри, то люди ожидали будущей зимой больших снегов. В старину выходили на перекрестки «допрашивать вихорь о зиме». Это был чисто языческий обряд. 

    А на Яблочный – собирали соответственно яблоки. Их нельзя было есть, пока не придет Яблочный Спас, не разрешалось. Только на Яблочный Спас разговлялись. Все эти продукты (и мед, и яблоки) – всё также освящалось в церкви. Друг друга угощали яблоками на Яблочный Спас. После освящения часть плодов отдавали нищим, также яблоки раздавались всем прихожанам и посылались на дом к больным.

    А Ореховый Спас помимо сбора урожая орехов, еще считался Хлебным Спасом, т.е. в это время убирали хлеб, делали первые выпечки хлеба из нового урожая. И еще он назывался Холщовым Спасом, из холста шили новую одежду.

    Заканчивалось всё 29 августа праздником обжинки. Все шли в поле. Из снопа плели, так называемую, «бороду» (последний сноп), украшали лентами, перевязывали и торжественно несли в деревню, ставили его в красный угол в избе. Это тоже считалось важным для того, чтобы хлеб был всегда в доме. Ему приписывалось и целебное воздействие, поэтому зернами этого снопа кормили заболевших людей и птицу, соломой — слабую скотину. Праздник Обжинки посвящался фактически празднику

Осенние народные традиции (сентябрь-ноябрь).

Начинался осенний цикл народных традиций с праздников встречи осени «ОСЕНИНЫ».

14 сентября – первые Осенины, день Семена-летопроводца. В этот день провожали лето, пекли хлеб. Интересно, что в некоторых местностях устраивали «похороны мух и тараканов» Специально в тыкву или скорлупку орешков набирали тараканчиков или мух. Дети и взрослые гурьбой шли в поле, чтобы там их захоронить, совершали шуточный обряд «похорон».

 21 сентября – в день осеннего солнцестояния, в день Рождества Пресвятой Богородицы устраивали вторые Осенины или праздник Урожая. Выносили на уличные ярмарки всё, что получилось собрать с огорода, с поля: и овощи разные, и хлебную выпечку. Всем этим торговали и угощали гостей.

27 сентября – Воздвиженье. Этот день по-другому называют капустки. Это - третьи Осенины.

 В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные, строили обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви – по обещанию, в честь праздника В этот день устраивали своеобразные капустные посиделки. Собирались сообща рубить капусту. Кто морковку чистил, кто капусту шинковал, кто солью посыпал, натирал. Устраивали не только само изготовление, засолку капусту, но и целые обряды. Обязательно в деревне при общем скоплении народа нужно было торжественно принести бочки для капусты, накормить капустой козу и т.д.. Эта дружная совместная работа выливалась в праздник «Капустки» и продолжалась 2 недели.

Покров

 Обычно к Покрову уже снег ложится. Считается, что Покров землю покрывает. Есть народная примета: «На Покров до обеда – осень, после обеда – зима». Опять же на Покров, как и на Красную Горку весной, игрались свадьбы. Считалось, что полевые работы сделаны, урожай собран, свадьбу сыграть дешевле, потому что овощи все в наличии. Девушки и женщины с Покрова начинали «работные посиделки». Снимали какую-то избу, и там вместе пряли, вышивали, пели песни. Когда приходили парни, играли, были всякие забавы, но в первую очередь всё посвящалось работе – «работные посиделки».

Зимние народные традиции (декабрь –февраль).

Екатерина санница.

 С одной стороны, это именины, посвященные Екатерине. С другой стороны – это день, когда начинались катания, открытие санного пути. В этот день обязательно нужно было прокатиться на санях или санках. Бабушки и дедушки делали для своих внуков специально игрушки: дедушки – саночки маленькие, а бабушки – куколок. И дети должны были, прежде чем сами съехать с горки, спустить кукол на маленьких саночках. Это считалось очень важным. Если кукла проедет и не упадет, то и у детей будет всё хорошо в году, они будут живы, здоровы. А чем дальше санный путь проложишь, тем дольше проживёшь.

Карачун

 22 декабря - день зимнего солнцестояния. Свое начало этот праздник ведет с языческих времен, хотя и христианство наложило свой отпечаток. Это день, когда нужно поддержать солнце (самый короткий день и самая длинная ночь). Считалось, что властвует бог Карачун, подземный бог смерти, повелитель морозов (Дед Мороз у нас оттуда). Очень важно поддержать солнышко, чтобы оно стало прибывать. Вечером зажигают костры, и у костров устраивают разные игры в защиту огня.

Новый год

  Указом Петра I было предписано праздновать встречу Нового Года 1 января, устанавливать елку (иногда сосну). Эта традиция и сейчас распространена. Наряжают елку игрушками. Причем в разное историческое время наряжали разными игрушками. Было, когда наряжали елку игрушками из папье-маше, из ваты, позднее стали делать стеклянные игрушки, пластиковые игрушки делают сейчас. Было принято в народе (особенно в прошлом веке) наряжать елки конфетами, фруктами (яблоками, мандаринами).Это много радости приносило ребятишкам. Принято на Новый Год дарить друг другу подарки, или под елочку их кладут, или вручают за праздничным столом.

Рождество

    По традиции, еще с языческих времен, накануне, в ночь под Рождество, устраивают колядки. Хотя колядуют во время святок, т.е. от Рождества до Крещения каждый вечер. Но начиная в вечер с 6 на 7 января («Сочельник»). Как колядуют? Наряжаются. Причем, наряжаться можно и в людей, переодеваясь (женщины в мужчин и наоборот, в цыган и т.д.), в животных, что особенно важно (козу, медведя, лошадь – как символ плодородия). Делают рождественские звезды и гурьбой (ребятишки, молодежь) с ними идут по домам в деревню, стучатся в дверь и поют колядки.

Колядын, колядын,

Я у батьки один.

 А вы люди знайте,

Пирога нам дайте!

Крещение, 19 января.

   В этот праздник традиции больше связаны с православием. Накануне Крещения в церквях освящают воду. Считается, что святая вода очень полезная, она не портится, может долго храниться, прибавляет силы.

   На Руси в ночь на 19 января, не зависимо от того крепкий мороз или не крепкий, всегда делали прорубь на водоеме в виде креста (иордань), освящали её и окунались трижды в неё, перекрестившись. И дети, и женщины, и мужчины, не смотря на мороз, идут, окунаются в прорубь, чтобы здоровье было крепче.

Масленица (февраль – март).

Масленица длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

1 день – Встреча Масленицы. В деревне шли на пригорок встречать  Масленицу. Начинали катать горящие колеса, как на Карачун, чтобы привлечь солнышко к земле.

2 день – Заигрыши. Молодежь начинала различные игры, в основном на улице.         

3 день, среда – Лакомка. Главное угощение на Масленицу – блины. Блины на Руси пекут разные, и к ним готовят всякое угощение: и сметану, и мед, и варенье, и икру, и многое другое. На Масленицу нужно было наесться как бы впрок, ведь впереди пост.

4 день, четверг – Разгуляй, Широкая Масленица. Здесь и катание на тройках, разные игры на улице, песни, пляски.

5 день, пятница – Тещины вечерки. Теща шла на блины к зятю. Зять должен был угостить тещу очень хорошо. Много шуточных песен по этому поводу.
6 день, суббота – Золовкины посиделки. Невестка принимала в гостях золовку (сестру мужа), угощала её блинами.

 7 день, воскресенье – Прощеное воскресенье. Прощались с Масленицей, просили друг у друга прощения. Считалось важным, чтобы не осталось ни каких обид на период поста, до Пасхи, чтобы не оставалось, как говорят «камня за пазухой». Должно быть всё чисто на душе. Старались как можно больше попросить прощения у других людей и сами тоже простить. Это очень важно, кстати, и характерно для русских людей.

Чучело масленицы, которое делали еще к встрече, носили по деревне, устанавливали в центре площади, в Прощеное воскресенье сжигали. На веточки наговаривали свои грехи, недостатки и сжигали их вместе с чучелом.

Масленицей завершался зимний цикл народных традиций.

МАСЛЕНИЧНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ИГРА 1.  СКОВОРОДА.

На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки

и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

ИГРА 2. СКОМОРОШКИ.

Наденьте на ребенка (детей) шапочку скомороха. Можно пришить бубенчики к обычной яркой шапочке. Попросите скоморошков показать, как медведи ходят, как гуси ходят,  как петушки прыгают, как козлики бодаются, как солнышко по небу катится, и так далее. В конце игры после выполнения задания скоморошки пляшут под веселую музыку вместе со всеми.

ИГРА 3. ШАПОЧКИ.

Игра для мальчиков. Играют двое. Они надевают на голову шапки. Шапка должна сидеть на голове свободно. Задача – сделать так, чтобы шапка противника упала с его головы, но не уронить свою шапку.

ИГРА 4. ПРОДАВЕЦ СЧАСТЬЯ.

Переоденьтесь в продавца счастья. Можете взять в руки игрушечную птичку или обезьянку или музыкальную шкатулку (подражая артистам на ярмарке). В коробку положите записочки – их будут вытягивать «покупатели». Выкрикивайте как на ярмарке: «Продается счастье! Продается счастье!». Когда ребенок, выполняющий роль покупателя, вытаскивает записку, зачитывайте ее. Например: «Ваше счастье на Кудыкиной горе», «Найдешь клад и купишь две конфетки», «Ваше счастье в Вашем доме» и т.д.

ИГРА 5. ГОРШКИ.

Впереди сидит на корточках «горшок». Сзади него стоит «продавец». Он предлагает свой товар, выкрикивает: «Кому горшки? Кому горшки?». Покупатель (один игрок – взрослый) присматривается к  горшкам, ведет диалог – задает вопросы: «А хорош ли горшок?» Выбирает понравившийся горшок и торгуется о цене (можно продавать горшок и за 10 хлопков, и за 5 прыжков и т.п.). Если цена не устраивает, то покупатель идет дальше выбирать горшок. Если цена устраивает, то покупатель и продавец бьют по рукам и сразу же бегут по кругу в ту сторону, куда они стояли лицом. Кто прибежит первым на свое место – тот хозяин горшка. Если опоздал – становишься покупателем. Так игра продолжается. Затем продавцы и горшки меняются ролями.

ИГРА 6.  КАРУСЕЛЬ.

Возьмите длинную палку (можно взять гимнастическую палку или рейку из хозяйственного магазина). Привяжите к ее концу разноцветные атласные ленты одинаковой длины. Позовите детей и взрослых: «Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться?». Каждый берет один конец ленты, натягивает его и карусель кружится.  Можно говорить слова в ритм движениям:

«Еле – еле – еле — еле
Завертелись карусели.
А потом, 
потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
(убыстряем темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Можно после этих слов поменять  направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра».

 

ИГРА 7.  У МАЛАНЬИ

Игра для всех возрастов. Водящий стоит в центре. Все поют песенку:

«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).

С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос  и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),

С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а  все его повторяют)»

Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

 

ИГРА 9. ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА.

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска».  Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски», все игроки говорят или поют:

Прянична доска, с целого пенька,
С целого пенька, сбрось-ка паренька.

На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.

 

ИГРА 10. БАРЫНЯ.

Выбирается ведущий (взрослый). Играть можно с детьми 5-6 лет и старше. Маленькие дети тоже могут участвовать, но им придется помогать отвечать на вопросы (отвечать вместе с ними).

Ведущий говорит:

«К Вам  барыня пришла, голик, да веник принесла.
Велела не смеяться и  не улыбаться,
«Да» и «нет» не говорить,
Черное и белое не называть.
Вы поедете на бал?»

Нельзя в ответ на любые вопросы ведущего говорить слова «да», «нет».  Например, можно ответить так: «я передумал» (но нельзя ответить  «нет»). Эта игра учит детей управлять своим поведением и своей речью. Если игрок ошибся, то он  отдает фант ведущему и выполняет смешное задание.

ИГРА 11.  ПУЗЫРЬ (МЕСИМ ТЕСТО).

Игра подходит для самых маленьких деток.

Беремся за руки и говорим  вместе три раза: «Месим, месим тесто». На эти слова медленно  и ритмично  топая подходим друг к другу (чтобы круг,  образованный нашими руками,  стал совсем маленький).

Затем начинаем «раздувать» пузырь, то есть расширять наш круг, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся!
Бух! Лопнул!»(отпускаем руки и приседаем, выдыхая долго): шшшшш.

 

ИГРА 13. НА ЛОШАДКЕ.

Игра для самых маленьких.

Обычно на Масленицу катались на  лошадях. И мы тоже покатаемся. Посадим ребенка к себе на колени и «поедем».

«По кочкам, по кочкам,
По маленьким кусточкам,
На молодой лошадк

Игра нравится всем малышам.

 

ИГРА 14. КАТАНИЕ НА ЛОШАДЯХ.

С детьми постарше можно поиграть в катание на лошадях по-другому.

Возьмите красивую тесьму или ленту, привяжите на нее колокольчики. Получится упряжка.  Ребенок встает в «упряжку», остальные участники берутся руками за концы тесьмы или ленты и говорят:

«Стук-стук, тра-та-та, Отворяйте ворота!
Отворяйте ворота! Выезжаем со двора! Но!»

На это слово лошадка начинает двигаться, звенит бубенцами, пока ей не скажут «тпру».

 

ИГРА 15. МЕТЛА.

Все садятся на стулья. Выбирается один водящий.

Каждому игроку назначается свое слово. Его может назвать водящий или игроки могут назначить слово друг другу. Например, первый игрок – слово «метла», второй – слово «ботинок», третий – слово «пуговица», четвертый – «ведро».

Водящий подходит к игроку и  начинает задавать вопросы. Отвечать на них нужно очень быстро и употребляя «своё» слово. Нельзя смеяться и даже улыбаться (это самое сложное в игре).

 Например. Водящий подходит к первому игроку и говорит:

«Кто ошибется, тот попадется! Кто засмеется, тому плохо придется!»

После этого он спрашивает:

— Кто ты?
— Метла.
— А что ты сегодня ел?
— Метлу.
— А это у тебя что? (показывает на колено)
— Метла.
_ А это что? (показывает на две ноги).
— Мётлы.

И так пока  у водящего не закончатся вопросы и он не перейдет к следующему игроку.

ИГРА 16. ГОРЕЛКИ.

Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

- Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если» горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

ИГРА 18. ИГРА С СОЛНЦЕМ.

Ход игры. В центре круга — «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче -

А

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю — отходят ,расширяя круг. На слово «Горю!» — «солнце» догоняет детей. «Слава Солнцу» Слава на небе солнцу высокому, слава! Слаава!

ИГРА 19. ЗАРЯ.

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из. Бегущие не должны пересекать круг.

ИГРА 20. ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА.

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

или другой вариант

Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.

- Масленица объедуха, денег приберуха.

  • Масленица, семь дней гуляет.
  • Без блинов, не масляна.
  • Это Масленица идёт, Блин да мёд несёт.
  • Кому Масленица, да сплошная, А нам Вербная, да страшная.
  • В прощённый день, как на Пасху все целуются.
  • Не житьё- бытьё, а Масленица.
  • Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны.
  • Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
  • Масленица без блинов,

Что именины без пирогов , не бывают.

  • Как на масляной недели в потолок блины летели.

-Отдадим почтенье, на сырной в воскресенье.

  • На масляной недели повеселись, да блинком угостись.
  • Масленица блинная, Сытная, старинная,

С самоваром, огоньком,

Солнцем, снегом , ветерком.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ « ОЙ БЛИНЫ, БЛИНЫ МОИ»

  1. Мы давно блинов не ели Мы блиночков захотели,

Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза.

  1. Моя старшая сестрица, Печь блины то мастерица,

Ой блины, блины мои, вы блиночки мои - 2 раза

  1. Гости будьте все здоровы, Вот блины наши готовы,

Ой блины, блины мои, вы блиночки мои – 2 раза

ЗАГАДКИ ПРО МАСЛЕНИЦУ.

  1. Это праздник объеденье!

Напечём блины с утра,

К ним сметана и варенье и конечно же икра ( Масленица).

  1. Жёлтый, круглый, ароматный и на вкус такой приятный, И с вареньем и медком и сгущённым молоком. ( Блин).

  1. Желтый круглый, ароматный,

Только мама испечёт, он прыг и прямо в рот. ( Блин).

  1. Всю неделю отдыхаем, Всех блинами угощаем,

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем ( Масленица).

  1. Для любимой бабушки, напеку оладушки

Так румяны и вкусны, это вкусные… ( блины).

  1. Масленица- объеденье! На печём блины с утра,

К ним сметана и варенье и конечно же ( икра).

  1. И с икрой, и со сметаной, Всякие они вкусны, Ноздреваты и румяны

Наши солнышки… (Блины).

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...