"Вечерний круг" часть инновационной технологии.
статья

Потапова Татьяна Александровна

Проведение "вечернего круга": цель, этапы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная технология «вечерний круг» позволяет подвести итоги  и наметить перспективы, на должном уровне преодолевать назревшие трудности у детей с заниженной самооценкой, робостью, застенчивостью в контактах со сверстниками и малознакомыми людьми, научиться оценивать себя и результаты своей деятельности, способность объяснять причины удач и не удач.

 «Вечерний круг» проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план. Проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.  Его основная задача – анализ деятельности: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что  помогало и что мешало в достижении цели. И еще одна задача,  не менее важная, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом  («Смотри, какие интересные работы получились у Маши, Вовы»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если  захотят. Научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.    Формируется общая позиция относительно различных аспектов жизни в группе, вырабатываются правила поведения в сообществе. Есть возможность вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом, появляется умение выражать свои чувства и переживания публично.

Рекомендовано организовать во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Обсуждение проблем. Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).

Организация «Вечернего круга»

• Рефлексия. (Вспомнить с детьми прошедший день).

• Обсуждение проблем. (Обсудить проблемные ситуации, если они возникли в течение дня, подвести к самостоятельному решению).

• Развивающий диалог. (Предложить тему в соответствии с программой).

•Детское сообщество. (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой).

• Навыки общения. (Учить детей культуре диалога).

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного круга», можно распределить на несколько тем.

Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым?» и многие другие на усмотрение воспитателя. Вопросы по «Ситуации месяца, недели, дня». Планируется и обсуждается деятельность на следующий день, выявляются потребности и интересы детей.

Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Например:  Можно уточнить и закрепить знания о том:

  • Какое время года сейчас? А какой месяц?
  • Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?
  • Какая часть суток сейчас?
  • Что вы делаете в это время в детском саду?
  • Что делают в это время ваши близкие?
  • Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?
  • Как выполнили свою работу?
  • Какие новые слова узнали?
  • Составление рассказов по опорным словам.

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Например:

1. Украсим ёлочку. Кто, считает, что хорошо работал, тот украсил ёлочку разноцветными шарами. А кто работал плохо – только синими шарами.

2. Банки с вареньем. Две прозрачные банки. На одной надпись №1 «Я справился!», на другой – №2 «Я не справился». Брось фишку – ягоду в банку №1 с надписью «Да» или «Победа». В банку №2 «Нет» или «Неудача». Бросать можно пуговицы, бусинки и т. д.

3.«Дерево творчества». Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: плод – дело прошло полезно, плодотворно; цветок – довольно не плохо; листики – не был активен на занятии.

4.«Светофор». Дети сигналят карточками:  зеленый – был активен на занятии, отвечал на все вопросы воспитателя; желтый – был активен, но не на все вопросы смог ответить; красный – было скучно, был не активен на занятии.

5.«Ёлочка настроения». Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки, на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

6.«Цветик многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

7.«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов: красные и зеленые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зеленые – я считаю, что сделал все на отлично, хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня плохое настроение.

8.«Человечки настроений». Детям раздаются по 3 карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного. Покажите ту карточку, которая соответствовала  вашему настроению утром, покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Так же во время проведения круга можно использовать метод «Огонёк общения».

Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:

•        сегодня меня порадовало…

•        сегодня меня огорчило…

Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»

•        Сегодня на занятии было самое интересное….

•        Мне особенно понравилась…

•        Я не очень понял…

•        Мне еще хотелось бы заняться …  

или

•        Сегодня я узнал…

•        У меня получилось…

•        Было трудно…

•        Меня удивило…

•        Было интересно…

•        Теперь я умею…

Метод «Светофор».

              Дети сигналят карточками:

•        Зелёной – побольше таких дел, поучительно;

•        Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;

•        Красной – дело не понравилось, скучно.

Метод «Лесенка успеха».

Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того, как он оценивает свои знания:

•        Уверен в своих знаниях…

•        В основном уверен…

•        Нужно ещё повторить…

•        Нуждаюсь в помощи…

Метод «Карта маршрута» во время игры «Путешествия», когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте, где им было:

•        Интересно,

•        Скучно,

•        Трудно,

•        легко и т.д.

Таким образом, систематическая и грамотная организация «вечернего круга» (рефлексивной деятельности) с детьми разного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствует формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»

Выступление на инновационной площадке Тема: «Инновационные  технологии по речевому развитию у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...