Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается
ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного,
умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее.
И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим
волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей
невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее
развитие и духовный мир ребенка.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.
У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее
сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность
воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по
слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность
проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является
показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое
значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые
годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается,
как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные
впечатления.
Ранний возраст (2-3 года)
При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции:
веселое, оживленное или спокойное настроение. Слуховые ощущения:
ребенок различает высокий и низкий звук, громкое и тихое звучание и даже
тембровую окраску (металлофон, барабан).
Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие
интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания
музыкальных фраз песни. Ребенок овладевает простейшими движениями:
хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.
Младший возраст (3-4 года)
Данный период развития характеризуется стремлением к
самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной.
Заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. Очень важно
использовать в этом возрасте интегративный подход, поскольку начинают
формироваться необходимые предпосылки для активного творческого
музицирования.
Возрастные особенности музыкального развития детей младшего возраста
Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного
характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные
произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость,
восторг, нежность, успокоение и др.
Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У
них развивается музыкальное мышление и память.
Более интенсивно развиваются музыкально-сенсорные способности: дети
могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике (различают, например,
какой колокольчик звенит — маленький или большой, какой инструмент
звучит — бубен или погремушка и т. д.).
У детей активно развивается речь. Она становится более
связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной
деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее,
запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их
повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз,
могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные
на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей
лежит подражание взрослому.
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных
видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные
предпочтения. Именно поэтому необходимо шире использовать на занятиях
интегрированный подход.
В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны.
Детям еще крайне важен показ и поддержка взрослого. У большинства детей
в этом возрасте есть еще проблемы в звукопроизношении.
На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки. С
одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут
выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них
еще не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а так
же при исполнении многих движений.
Старший возраст (5-6 лет)
Шестой год жизни детей – это период подготовки ребят к школе. На
основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только
ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное
произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать
разнообразные оттенки настроения. Дети становятся более самостоятельнее,
у них ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует
большего использования на занятиях коммуникативных игр.
В старшем возрасте у детей развивается ловкость, точность,
координация движений. У детей более совершенная речь: расширяется
активный словарь, значительно улучшается звукопроизношение,
грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным, что дает
возможность использовать в более сложный и интересный репертуар.
Однако все перечисленные способности проявляются индивидуально, и
в целом дети этого возраста требуют очень бережного и внимательного
отношения: они быстро утомляются и устают от монотонности.
Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)
Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно
организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и
партии инструментов;
-могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для
озвучивания стихов и сказок;
-могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к
звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте.
Таким образом, в каждом возрастном периоде ребенок развивается,
приобретая новые и совершенствуя старые знания, умения и
навыки, развивается речь, слуховое восприятие, динамику движений и
многие другие качества, а музыкальные занятия и различная деятельность,
связанная с музыкой, помогают развивать эти качества и знания.