Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
материал (средняя группа)
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе | 470.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе комбинированной направленности МБДОУ «Д\с КВ №16»
Воспитатель Ворохобина А.В.
Развивающая предметно – пространственная среда в детском саду предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности, выполняет информативную, развивающую и стимулирующую функцию.
Задачи педагога - закладывать у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Создавая развивающую предметно – пространственную среду в группе необходимо максимально продуктивно использовать пространство группы, с учётом возможности для детей играть и заниматься своим любимым делом отдельными подгруппами. Все компоненты развивающей предметно – пространственной среды сочетаются между собой по содержанию, художественному оформлению, обеспечивает содержательное общение детей и взрослых. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
В каждой возрастной группе развивающая предметно – пространственная среда имеет свои отличительные черты. Для успешного развития детей в группе оформлены центры развития. Рабочая зона и зона для сюжетно–ролевых игр. Также учитывается и половое развитие детей: имеются зоны для игры как мальчиков,так и девочек.
Развивающая предметно – пространственная среда группы соответствует всем требования ФГОС ДО:
- мобильность;
- вариативность;
- безопасность;
- траснформируемость;
- полифункциональность;
Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности, а также учитывает индивидуальные особенности детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Средний дошкольный возраст – это время когда в деятельности детей активно развивается сюжетно – ролевая и режиссёрская игра. Для реализации потребности детей в этом развитии в группе имеются:
Центр сюжетно – ролевых игр
В нём созданы все условия для организации игр:
- салон красоты (различные расчёски, фены, плойки, бигуди, всевозможные баночки и другие предметы заместители для этой игры);
- больница (игрушечное медицинское оборудование и инструменты, медикаменты-заместители, куклы, мебель);
- ателье (лоскутки ткани, гладильная доска,утюг, швейная машинка);
- магазин (ксероксные деньги, банкомат, карточки для оплаты, наборы муляжей овощей, фруктов и других продуктов, корзины);
- театрализованной деятельности и ряженья (ширма, магнитная доска, костюмы для ряженья, парики, шапочки, разные виды театра: кукольный, пальчиковый, перчаточный, теневой, настольный, масочный;
- освоение социальных ролей: зона игры для девочек (наборы всевозможной посуды, куклы, мебель, кроватка, коляска и др.)
Центра природы и экспериментирования
Дети учатся ухаживать за растениями, заботиться о них, а также получают основы экологического воспитания. Для организации деятельности в этом центре созданы все условия (цветы, фартуки, перчатки, лопатки, леечки, тряпочки, календарь природы, палочки для рыхления и др.). Также имеется муляжи животных и насекомых, формочки, воронки, лопатки, сито для игры с песком, пипетки, шприцы, емкости разных форм, колбочки, природный материал, лупы, трубочки, наборы открыток с изображениями животных, растений, рыб. Имеется в наличии и одежда для проведения экспериментов: фартуки, шапочки, перчатки. А самое главное это доступность материалов для детей, работа с песком, водой, глиной, землей и т.д.
Центр ПДД и безопасности
Центр «Безопасности» содержит в себе наглядно-иллюстрированный материал по темам: «Правила дорожного движения», «Безопасность жизнедеятельности», атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой, макеты дорог, машинки специального назначения (пожарные полицейские и др.), звуковые светофоры, дорожные знаки, дидактические игры, лото, имеется план работы по ПДД с родителями и детьми, папки-передвижки по пожарной и дорожной безопасности. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются пешеходная дорожка, изображение светофора, дорожные знаки. а также художественную литературу, настольные и дидактические игры.
Центр патриотического воспитания
Целью создания этого центра является создание условий для воспитания у детей начал патриотизма и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями. Расширение представлений о стране,воспитания любви к своей малой Родине. Кроме портрета президента страны и геральдических изображений имеются карты края и города, пазлы, текст гимна и его аудиозапись, альбом с достопримечательностями города Ачинска, национальные костюмы, семейный альбом, матрешки, куклы в национальных костюмах, игры: «Городки», «Матрешка», «Собери узор», «Национальные костюмы», «Заповедник Столбы» и др.
Центр конструирования
Для занятий строительством и конструированием в группе имеются разнообразные по форме,материалу и размеру кубики и наборы «Лего», конструктор. Для развития мелкой моторики рук имеются наборы небольшого размера разные по содержанию и др.
Центр книги
Находится познавательная,художественная литература, книжки малышки, детские энциклопедии, литература детских писателей, книги с загадками и пословицами, сказки, детские журналы. Каждые две недели содержание меняется, а также центр обновляется согласно комплексно-тематическому планированию.
Центр речевого развития «Речевичок»
Центр речевого развития содержит пособия для развития мелкой моторики и речевого дыхания, комплекс артикуляционных упражнений,картотеку артикуляционной гимнастики (сказки о веселом язычке),картотеку пальчиковых гимнастик, комплекс дыхательных упражнений, тематические предметные и сюжетные картинки, игры на воспитание звуковой культуры речи, мнемотаблицы, дидактические и словесные игры; игры на развитие звукопроизношения «Кто как кричит»; «Чей голос»; «Подбери картинку»; «Лото». Дидактические на развитие словаря «Синонимы и антонимы»; «Скажи какой». Игры на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Мыльный пузырь»,«Снежинка», «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Остуди чай»«Вертушка» и др.
Центр математического развития
Для формирования элементарных математических представлений имеется картотека математических игр, для демонстрации наглядных пособий - большая доска, карточки, математические пазлы, наборы различного счётного материала, дидактические игры, счетные палочки, которые мы используем и для конструирования и др.
Физкультурный центр
В группе оформлены физкультурный центр и центр уединения, в каждом из них подобран игровой материал для развития мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения, игрушки для пальчиковых игр, сухой бассейн, материалы для сортировки разнообразных предметов, игры-шнуровки, атрибуты для подвижных игр. Имеется пространство для активных игр.
Оформила картотеки подвижных игр, упражнений для профилактики плоскостопия, пальчиковой гимнастики,релаксации, гимнастики после сна, физкультминуток в соответствии с тематическим планированием; дидактические пособия и пособия из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики, профилактики плоскостопия.
Центр оснащён спортивным оборудованием и инвентарём: мячи разных размеров, скакалки, гантели, кольцебросы, дорожки, кегли и др.
Таким образом, созданная мною образовательная среда в группе обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и учитывает требования СанПиНа. Мебель соответствует росту детей, выделены центры активных игр, подобран игровой материал. Сменяемость игрового материала стимулирует игровую, познавательно-исследовательскую и двигательную активность детей.
Спортивный центр, способствующий полноценному и всестороннему развитию и воспитанию двигательной активности детей, сохранению, укреплению и охране здоровья детей.
Центр «Художественно-эстетического развития» наполнен материалами для самостоятельной художественной деятельности детей. Творческая мастерская» находится
разнообразный материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования,
лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым материалом, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.
Музыкальный центр
В нем находятся различные музыкальные и шумовые инструменты, альбом с их изображением, лото. Для просушивания музыки и разучивания песен имеется колонка.
Центр «Театрализации»предназначен для речевого развития детей, а также для организации сюжетно-ролевых игр с детьми. Данный центр периодически обновляется новыми атрибутами, содержит различные виды театров: пальчиковый, настольный, теневой. Данный центр периодически обновляется новыми атрибутами, содержит различные виды театров: пальчиковый, настольный, теневой.предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из любимых сказок и мультфильмов. Также в группе имеется центр «Ряжение», где воспитанники имеют возможность перевоплощаться и играть разные роли.
Центр «Дежурства» способствует трудовому развитию воспитанников. Содержит колпаки и фартуки, повязки «Я дежурный» .
Уголок психологической разгрузки
Для психологической разгрузки детей в группе имеется мягкая мебель – кресло мешок, игрушки-антистресс, игра «Разные эмоции», игры на развитие мелкой моторики, мягкие игрушки и др. Наличие психологического уголка дает возможность снять воспитанникам психоэмоциональное напряжение, усталость, агрессивное состояние, повысить настроение. Дети обучаются приемам саморегуляции и навыкам коммуникативного взаимодействия.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Поэтому в группе проводится утренний сбор, можно увидеть индивидуальные творческие коробочки, центры уединения, «Мирилки!», «Я пришел!», «Мое настроение!»,«Звездочка недели» и др. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организации развивающей предметно - пространственной среды в средней группе №11 в соответствии с ФГОС ДО и ООП ДО ДОО
организация предметно- пространственной среды в старшей группе описано в соответствиями ФГОС ДО и ООП ДО ДОО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организация развивающей предметно-игровой среды в средней группе детского сада»
Развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она с...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...