Консультация: «Психические особенности детей в 1- ой младшей группе»
консультация

Мельникова Анжелика Викторовна

Психологические особенности детей 2-3 лет Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Психические особенности детей в 1- ой младшей группе»

     Психологические особенности детей 2-3 лет Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.  

     В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных действий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. В этом возрасте актуально развитие навыков речи, умения слушать и отвечать на вопрос. Закладываются навыки эмоционального отношения к жизни. Поощряются любые попытки ребенка говорить, проявляя доброжелательность и терпение. При этом не стоит быть переводчиком его речи, а просто отвечать на вопрос или жест. Развитие органов чувств (умение видеть, слышать, ощущать, обонять, осязать) необходимо ребенку для получения информации из окружающего мира. В этот период очень важно дать реализоваться естественной потребности ребенка в самостоятельных действиях. Нет нужды постоянно его опекать, быть около него, все делать за него. Можно находиться поодаль, но в досягаемой зоне. Пусть сам попробует и поищет. В этом возрасте не очень важны обучающие программы, важно само поведение взрослых, что они делают, как делают, как общаются. При этом не надо делать за ребенка то, чего он может сам сделать, и до чего сам додуматься. Любое обучение происходит не за партой, а в обыденной повседневной жизни: на прогулке обращают внимание ребенка то на одно, то на другое, как бы раскрывая перед ним кусочек удивительной жизни природы, города, и раскрывая мир предметов, людей, отношений. Но в любой познавательной деятельности ребенка обязательно участие взрослого в качестве помощника или равноправного партнера.

     

     Педагог не наставляет, не натаскивает, и не заталкивает знания. Он просто создает среду, способствующую и стимулирующую развивающую деятельность ребенка и обучает ребенка своим поведением, тем как делает, что делает, как общается. Ведь степень зрелости мозга определяет его познавательные возможности и перегружать его не стоит. Важно не то, чтобы ребенок рано научился чему-либо, а чтобы он пошел по этому пути самостоятельно, проявляя настойчивость и напряжение.  

     Тогда ребенок приобретает не столь навыки, которые позволяют идти по проторенной взрослыми дорожке, сколько умение находить новые пути и быть гибким, уметь старое заменять на новое (при изменении жизненных условий0. Это и есть основа творческих способностей.

     Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

     

     Адаптация детей раннего возраста - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Адаптационный процесс делится на 3 фазы.

1) Острая фаза или период адаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии, что приводит к снижению веса, нарушению сна, снижению аппетита, частыми респираторными заболеваниями (длится в среднем один месяц).

2 )Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка, по отдельным параметрам наблюдаются замедленные темпы развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами(длится в среднем от 3до 5месяцев).

3)Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают лучше ориентироваться и вести себя спокойнее.

     Длительность адаптационного периода зависит от многих причин: -от особенностей нервной системы и возраста ребёнка; -от состояния его здоровья; -от разницы в методах воспитания; -от резкого контакта между той обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении.

Памятка для родителей по созданию благоприятной семейной атмосфер:

   Помните, от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

     Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упустите ее. Совместные прогулки это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

     Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?»

     Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психические особенности детей 5-го года жизни"

Консультация для родителей на тему "Психические особенности детей 5-го года жизни": особенности развития двигательной сферы, речи, восприятия, мыления. Особенности игровой деятельности детей среднего ...

консультация для родителей по теме "психические особенности детей"

Статья о психических особенностях детей. Эта статья поможет родителям определить индивидуальные особенности детей....

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.

Сенсорная система - это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная. Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет ...

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет» младшая группа

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Возрастные особенности детей 3 – 4 лет» младшая группа...