Проект "Тайна моего имени"
методическая разработка (подготовительная группа)
По результатам наблюдений, а также бесед с детьми в процессе разнообразных видов деятельности можно сделать вывод, что дети не знают, что означают их имена и почему их так назвали. Для детей моей группы стало открытием, что их имена имеют перевод, а также многообразие форм собственного имени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tayna_moego_imeni.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Проект «Тайна моего имени»
Разработчик проекта:
Шишкина С. А.
Имена, имена, имена –
В нашей речи звучат неслучайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна
СЛАЙД 2 Введение:
С первых дней раннего детства ни одно слово не слышит человек так часто, как собственное имя.
Имена призваны оберегать и приносить счастье. Существует даже специальная наука, изучающая имена – ономастика.
СЛАЙД 3 Актуальность:
Воспитание современного ребенка и создание благоприятных условий развития детей, их способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослым миром – одна из приоритетных задач, обозначенных Федеральным, Государственным, Образовательным стандартом, поскольку стране нужны личности инициативные, активные и деятельностные. Информация, знания о своем имени и других именах, полезны, важны и нужны для формирования у детей представлений о себе, способствует гармонизации образа «Я». Благодаря этим знаниям у детей расширяется кругозор, активизируется любознательность, познавательный интерес, формируются личностные качества
По результатам наблюдений, а также бесед с детьми в процессе разнообразных видов деятельности можно сделать вывод, что дети не знают, что означают их имена и почему их так назвали. Для детей моей группы стало открытием, что их имена имеют перевод, а также многообразие форм собственного имени. Оказывается, они не просто Ярослав, Алина, Полина, а - «справедливая», «благородная», «силач». Дети не могут объяснить, почему было выбрано именно это имя и кто из родственников его выбирал. А также не знают единицы формы своего имени, не откликаясь на разнообразие форм своего имени (Алина, Лина, Алиночка и т. д.). Более того, дети проявляют активное желание узнать о своем имени больше.
Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний у детей об именах, а также тесное взаимодействие педагога, детей и родителей в работе в этом направлении. Вовлечение родителей в реализацию проекта позволит повысить родительскую активность в жизнедеятельности группы.
Поэтому актуальной стала разработка проекта в нашей группе по данной теме.
Проблема: У детей отсутствуют знания о истории происхождения своего имени, значении имени и о разнообразии форм своего имени и других имен.
СЛАЙД 4 Цели проекта:
1.Сформировать у детей знания о том, что такое имя, его значение, узнать историю происхождения имен.
СЛАЙД 5 Задачи:
- Познакомится с конвенцией о правах ребенка, довести до сознания детей , что каждый человек имеет право на имя , познакомить детей с основным документом - свидетельством о рождении
- Изучить историю и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.
- Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.
- Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в альбом, составить цветок имени.
- Провести развлечение для детей и родителей «Что в имени тебе моем?»
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги детского сада
Планируемый результат:
1. Дети знают, что такое имя, его значение, историю происхождения имен.
2. У детей отмечается высокий уровень сформированности знаний о своем имени по результатам наблюдений за детьми, бесед с ними.
Возможные риски:
- Редкое имя у ребенка (сложность в поиске материала по этому имени).
Пути преодоления: посещение библиотеки, Интернет-поиск.
- Заболеваемость детей в период реализации проекта.
Пути преодоление: профилактика заболеваемости.
- Пассивное участие родителей.
Пути преодоления: выступление на родительском собрании, беседы, индивидуальные консультации для родителей.
Продукт проекта:
- Создание цветка имени и оформление альбома «Имена нашей группы».
- Проведение развлечения для детей и родителей «Что в имени тебе моём?»
Сроки реализации проекта: декабрь 2018 – март 2019 год
СЛАЙД 6, 7, 8 , 9, 10, 11, 12, 13, 14 План реализации проекта:
1 этап. Подготовительный Цель: Создать условия для реализации проекта. Срок: декабрь 2018 г.– январь 2019 г. | ||||
Мероприятия | Дата | Ответственные | ||
1. Постановка проблемы, цели проекта и задач, прогнозирование результатов 2. Повышение компетенции воспитателя в вопросе знаний о именах (изучение литературы, работа в Интернете) | 01.12.2018 – 05.12.2018 | Шишкина С. А. | ||
3.Создание условий для работы с детьми и родителями: подбор игр, упражнений, художественной литературы, бесед и другого материала по теме. (поиск и изучение эффективности форм взаимодействия с детьми) | 06.12.2018 – 12.12.2018 | Шишкина С. А. | ||
4. Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о именах) | 13.12.2018 – 17.12.2018 | Шишкина С. А. | ||
2 этап. Основной. Цель: Организация работы с детьми и родителями 18.12.2018– 20. 02. 2019 | ||||
БЛОК 1 Взаимодействие с детьми Беседы «Что в имени моем?», «Имена моих родителей», «Что означают наши имена», «Права ребенка в современном мире» Домашнее задание для детей: «Кто меня так назвал и почему?» | 18.12.2018-13.01.2019 | Шишкина С. А. воспитатель | ||
НОД «Наши имена»: знакомство с конвенцией о правах ребенка и свидетельством о рождении. Домашнее задание: «Что означают наши имена?» | 13.01.2019 | Шишкина С. А, | ||
Организация и проведение игр: «Назови пять имён», «Клубочек», «Дуэль имён», «Назови ласково» , «Первая буква моего имени» | 09.01.2019-20.01.2019 | Шишкина С. А. | ||
Чтение художественной литературы: Б. Житков «Чудесное имя», «Сказка о том, как важно иметь своё имя», А. Лукашин «Про имена в дружном лесу». | 20.01.2019-01.02.2019 | Шишкина С. А. | ||
БЛОК 2Взаимодействие с родителями Оформление папки-передвижки «Для чего нужно знать о своем имени?» Проведение родительского собрания Оформление «Цветка имени» Задание детям и родителям создать дома цветок имени | 02.02.2019-20.02.2019 22.02.2019 | Шишкина С. А. Воспитатель Родители | ||
Консультации - «Значение имени в жизни человека»; -«Как выбрать имя для будущего ребенка»; «Имена»; - «Древнерусские имена». | 02.02.2018-20.02.2019 | Шишкина С. А. воспитатель | ||
СЛАЙД 15-18 3 этап. Заключительный. Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта Срок: 24.02.19г. – 01.03.19г. | ||||
Работа с детьми: Развлечение «Праздник имени» с презентацией «Наши имена» Презентация цветка имени в группе детского сада | 25.02.2019 26.02.2019 | Шишкина С. А. Воспитатель Ушенина Е. Ю. Музыкальный руководитель Дети группы «Непоседы» | ||
Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний об именах) | 24.02.2019-28.02.2019 | Шишкина С. А воспитатель | ||
Взаимодействие с родителями: Оформление выставки в группе «Что в имени тебе моем?» Оформление альбома «Наши имена» | 24.02.2019-28.02.2019 | Шишкина С. А воспитатель | ||
Оформление фотовыставки «Цветок имени» на сайте детского сада | 01.03.2019 | Щербинина А. В. Старший воспитатель | ||
Распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику: проведение мастер-класса для педагогов ДОУ, выступление на районном методическом объединении с представлением материалов по проекту | 10.03.2019 | Шишкина С. А воспитатель | ||
Участие в конкурсе проектов среди педагогов Каратузского района «Культурные практики в дошкольных образовательных учреждениях» | Апрель 2019 | Шишкина С. А воспитатель |
СЛАЙД 19 Необходимые условия организации работы: анализ ресурсов
1. Кадровые: учреждение располагает необходимым кадровым потенциалом, отвечающим требованиям ФГОС ДО
2. Временные: 3 месяца
3. Организационные: план реализации проекта, НОД, беседы, игры, чтение художественной литературы с детьми, оформление наглядной агитации для родителей, выступление на родительском собрании, индивидуальные консультации и беседы с родителями, домашние задания
4. Материально-технические: компьютер, проектор, экран, принтер цветной и черно-белый, мольберт, бумага, картон, краски, альбом, фломастеры
5. Мотивационные: агитация и мотивирование родителей, заинтересованность детей
6. Информационные: интернет- ресурс, детская литература, методическая литература, научная литература
СЛАЙД 20
Заключение.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Ребята, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о своем имени, появилось желание продолжить работу в будущем. Дети с чувством гордости презентовали цветки имени, сделанные совместно с родителями. Мы провели развлечение для родителей, создали, альбом имён нашей группы
Результаты:
- Дети знают, что такое имя, его значение, историю происхождения имен.
- У детей отмечается высокий уровень сформированности знаний о своем имени по результатам наблюдений за детьми, бесед с ними.
- Родители принимали активное участие в реализации проекта, что позволило укрепить детско-родительские взамоотношения.
Эффекты: проект может быть использован в работе узкими специалистами (логопедом, психологом), другими воспитателями детского сада, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.
Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.
Перспективы развития проекта:
1. Создание словаря имён нашей группы: детей и родителей
2. Изучение истории возникновения и обозначения наших фамилий,
Литература:
1. Петровский Н.А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.
2. С.И. Ожегов «Словарь» - М.: ИТИ Технологии, 2008 г.
3. Л.В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.
4. А.В. Суперанская, А.В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г.
6. А.Б. Кузвесов «Что в имени твоем?»
7. Н. Н. Титовская «Путешествие в историю имен-Читаем, учимся, играем. Журнал –сборник для библиотек и школ. №3 2005 год
8. Интернет – ресурсы
9. Художественная литература для детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект с детьми средней группы "Тайна моего имени".
Проект с детьми "Тайна моего имени"....
« Цветок моего имени».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы....
"Тайна моего имени"
Это занятие способствует гармонизации осознания ребёнком своего имени...
"Тайна моего имени"
Это занятие спсобствует гармонизации осознания ребёнком совего имени...
Проект "Тайна моего имени"
Актуальность: Осознание своей индивидуальности и уникальности у детей начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему имен...
Проект: "Тайна моего имени"
Проект...