Мастер-класс для педагогов на тему: «Виды и организация режимных моментов в ДОО»
методическая разработка

Чередникова Алена Алекссеевна

Мастер-класс для педагогов

на тему: «Виды и организация режимных моментов в ДОО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Мастер-класс для педагогов

на тему: «Виды и организация режимных моментов в ДОО»

        Разработан воспитателем:

 Чередниковой А.А

с. Левокумское

           2022 – 2023 учебный год

Цель: Познакомить молодых  педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для развития интеллектуальных, физических качеств; предпосылок учебной деятельности, показать необходимость  выполнения режима, его влияние   на формирование общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук), мольберт, карточки 4-х цветов, разрезная картинка «Режим дня» из 4-х частей, карточки с цифрами от 1 до 10, мяч.

Ход мастер-класса:

I  ЧАСТЬ

Приглашаю участников мастер-класса встать в круг.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые  коллеги! Сегодня мы собрались для работы  на семинаре-практикуме «Что нужно знать о режиме дня». Данный семинар будет посвящен теме организации и проведения  режимных моментов в ДОУ. Для начала  предлагаю Вам  настроиться на работу.

Упражнение «Ассоциация». (с мячом)

Цель: настроить  участников семинара  на рабочий лад, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, ее продолжите .

Если воспитатель – это цвет, то какой? (дав ответ, участник должен объяснить, почему)

Если воспитатель – это геометрическая фигура, то какая?

Если воспитатель – это настроение, то какое?

Если представить, что воспитатель – это сказочный герой, то кто?

Если представить, что воспитатель – это время года, то, какое?

Если воспитатель – это вид спорта, то какой?

Если воспитатель – это цветок, то какой?

Если воспитатель – это драгоценный камень, то какой?

(Подводим итог, объединяем ответы – получается образ современного воспитателя) Предлагаю всем присесть.

Часть 1

Одна из важных задач детского сада – охрана и укрепление здоровья воспитанников. На это нас нацеливает и важный нормативный документ – ФГОС дошкольного образования. На сегодняшнем семинаре-практикуме мы рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции  таких современных  целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО, как : «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Работа коллектива  ДОУ должна быть нацелена на поддержание у детей бодрого радостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам деятельности, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Не стоит забывать о том, что педагог должен решать образовательные задачи не только в рамках непрерывно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Для начала остановимся на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.

Уважаемые коллеги, как вы понимаете понятие «общая культура человека»? (дать ответ)

Несомненно, основными составляющими общей культуры являются: культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности) и социальная культура (культура поведения и общения). Специфика дошкольного образовательного учреждения и семейного воспитания позволяют ребенку «войти в культуру» повседневной жизнедеятельности, которая в дальнейшем будет проявляться независимо от того, где находится ребенок, а потом и взрослый человек — в учреждении, в гостях или в домашней обстановке. Проявляется ли  бережное отношение к спящему или отдыхающему; закрывается ли дверь туалетной комнаты, собственного шкафа; сервируется ли стол для себя или другого человека, убирается ли посуда после приема пищи; приводится ли в порядок место отдыха, рабочее место; звучат ли слова благодарности тем, кто проявил заботу — все это определяет уровень культуры человека. От этого поведения зависит отношение к человеку тех людей, которые находятся рядом. Основы такого поведения закладываются в дошкольном возрасте и значение дошкольного образования трудно переоценить.

 Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко считал, что «режим дня – это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определённостью, точностью и не допускать исключений».

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности.

Так что же такое РЕЖИМ ДНЯ? Дайте, пожалуйста, определение этому понятию. (Дать ответ) Безусловно, режим дня- это четкий распорядок жизни ребенка  в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Основное требование к режиму – учет возрастных особенностей детей.

Отличительной чертой любого дошкольного учреждения  является распорядок дня. 

В структуру режима дня входят следующие компоненты:

бытовые процессы (одевание, раздевание, сон, еда, умывание);

занятия с детьми;

прогулка;

игры.

Как известно,  режим дня и все  режимные моменты, прописанные в нем,  в первую очередь ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому они регламентированы по времени. (см. СанПиН 2.4.1.3049-13, п. XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса) Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму любознательны, активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут  организованными,  дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить. Если Вы обратите внимание на методические рекомендации по организации режимных моментов, которые  представлены в ваших рабочих программах, Вы увидите, что  большое внимание уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые, в свою очередь,  имеют непосредственное отношение к культуре здоровья.  

Для Вас, уважаемые коллеги, предложены  карточки разных цветов. На них зафиксированы  принципиально важные позиции, которые необходимо учитывать  при планировании  и организации режимных моментов в течении дня. Предлагаю Вам  их озвучить. (Воспитатели выбирают карточки и зачитывают их)

Красная карточка: Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.

Синяя карточка: Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.

Зелёная карточка: В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Желтая карточка: Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

Согласны ли Вы с данными позициями? (Дать ответ)

Воспитатель: Сейчас мы более подробно рассмотрим основные компоненты в режиме дня. Нам надо собрать из карточек целую картинку. Выбираю первую карточку и читаю:

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ножки не стучат,

Наши язычки молчат.

За столом ты не сори!

Насорил – так убери.

А у нас есть ложки,

Волшебные немножко.

Вот - тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа.

О  каком обязательном компоненте режима дня  идет речь? (Прием пищи)

Воспитатель: Да, конечно, обязательным компонентом режима дня является организация приема пищи. Какие навыки формируются  в процессе организации питания? (культурно-гигиенические, навыки самообслуживания и культура приёма пищи)

Сообщение с показом презентации «Организация питания детей» (воспитатель группы раннего возраста )

Выбираю следующую карточку, читаю:

Говорит дежурный:

- Детки!

Вот вам чистые салфетки!

Если будешь аккуратен,

То нигде не будет пятен!

Ложки, чашки с петухом.

Вкусно пахнет молоком.

Блинчики, варенье!

Просто объедение!

О чем идет речь в данном  отрывке? (дежурство по столовой)

См. презентацию «Формирование КГН  у детей при организации приема пищи»

Воспитатель: 

Выбираю следующую карточку, читаю:

В детском садике у нас тихий час.

В этот час нам нужна  тишина.

Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!

Язычок, закрываем тебя в сундучок,

Запираем сундучок на крючок.

Все ребятки на кроватки,

Будем спать мы сладко-сладко!

О каком компоненте режима дня идет речь? (о  подготовке ко сну, сне)

Воспитатель: Да, конечно, одним из важных и обязательных компонентов в режиме дня является подготовка ко сну, сон.

Сообщение с показом презентации «Организация сна»  (воспитатель 2 мл.гр.)

Выбираю следующую карточку, читаю:

На прогулке мы играли,

Мы водящих выбирали.

Дворнику мы помогали –

Снег лопатой разгребали.

За погодой наблюдали,

А потом в снежки играли.

О каком важном и необходимом режимном моменте говорится в данном стихотворении? (Это прогулка.)

Воспитатель: Прогулка – это заранее организованный и запланированный воспитателем режимный момент.

Сообщение с показом презентации «Организация  и проведение прогулки» (воспитатель старшей группы)

Воспитатель: Вот мы и получили  целую  картинку  «Режима дня». Давайте повторим, что в него входит. (Из четырёх карточек, выложенных на мольберте, получилась целая картинка «Режим дня»)

III  Часть.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами очень подробно рассмотрели основные компоненты режима дня ребёнка в детском саду. А сейчас  я предлагаю Вам поучаствовать в «Блиц-опросе».

Блиц-опрос:

Что такое режим дня в детском саду? (Это четкий распорядок жизни ребенка в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.)

Вносятся ли сезонные изменения в режим дня в холодное или теплое время года? (Да)

Сколько раз в день рекомендуется проводить прогулки с детьми в детском саду? (2 раза в день, в первую половину дня – перед обедом, во вторую половину дня – перед уходом домой)

Каковы структурные части прогулки? (Наблюдение, двигательная активность (подвижные игры, спортивные игры), индивидуальная работа с детьми по разным направлениям, трудовая деятельность, самостоятельная деятельность)

Назовите алгоритм одевания на прогулку в холодное время года?

(Штаны, обувь, свитер (кофта, головной убор, куртка, варежки)

В каких случаях к столу подаётся чайная ложка? (Чайная ложка подаётся к компоту.)

Каких детей рекомендуется раньше других сажать за стол для приёма пищи? (Дежурных, а также детей, которые едят медленно)

Какое оборудование должно быть в уголке дежурных для организации дежурства по столовой? (Фартуки, шапочки, щетки, совки)

Какова продолжительность дневного сна детей дошкольного возраста? (От 1,5 до 3 лет – не менее 3 часов, старше 3 лет – 2-2,5 часа)

Спасибо всем за активное участие в семинаре-практикуме! А закончить я предлагаю на хорошей позитивной ноте (Предлагаю  участникам семинара взять по карточке с числами, выстроиться в соответствии от 1 до 10,  и прочитать стихотворение «Режим дня».)

Стихотворение  «Режим дня»:

Утром в детский сад пришли,

Играть с друзьями будем мы!

Упражнения и зарядка

Нам нужны как подзарядка.

Нас ждут накрытые столы,

К завтраку готовы мы!

Заниматься интересно,

Многому научимся.

Любознательны мы очень,

С нами не соскучишься!

Чтобы были все здоровы,

Выйдем  погулять!

Только дождь и сильный ветер

Смогут помешать!

Возвращаемся с прогулки,

Моем руки, есть хотим!

И охотно, с аппетитом

Что дадут – то и  съедим.

Вкусный на столе обед,

Не болтает мой сосед.

Вот тарелки опустели,

Весь обед мы дружно съели!

Сон подкрался незаметно,

Одеялом всех укрыл,

Сны волшебные, как сказки,

Всем ребятам  подарил.

Мы проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,

Умываемся водой,

Одеваемся с тобой.

Вновь играют ребятишки,

И рисуют,  и поют, и читают книжки!

Ужин! Вкусный ужин!

Очень всем нам нужен!

Опять на прогулке гуляем,

В подвижные игры играем,

И за погодой наблюдаем.

10 Родители  пришли за нами,

Поспешим скорее  к маме!

День прошел, мы не устали,

Ночью будем крепко спать-

Завтра в сад придём опять!

Дорогие педагоги, я  благодарю Вас  за  активное участие в нашем сегодняшнем мастер-классе!  Желаю Вам удачи и творческих идей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Рекомендации для педагогов на тему «Формы и методы организации режимных моментов в ДОО»

данный материал поможет педагогам ДОО при организации режимных моментов...

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...

Консультация для педагогов « Виды и организация режимных моментов в детском саду»

Режим - научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Распорядком дня предусмотрены р...

Проект «Чистые ручки» Тема: «Оптимизация процесса организации режимного момента – «мытье рук»» в среднем возрасте общеразвивающей направленности

Бережливые технологии активно внедряются в дошкольные учреждения.  Бережливое использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Для ра...