«Использование песочного стола при решении педагогических задач»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
«Использование песочного стола при решении педагогических задач»
воспитателя высшей кв. категории Бизиной О. В.
Песок является одной из самых неопределенных и доступных развивающих сред детства. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности
Эта среда способна заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
В нашей группе есть световой песочный стол. Песочная терапия охватывает все области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Для реализации образовательного содержания программы в совместной и индивидуальной деятельности с детьми я использую рисование песком и песочные игры для решения педагогических задач.
ОО Художественно-эстетическое развитие — стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством: рисования на песке;
Рисунок можно всегда подкорректировать – не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо. Организация деятельности по рисованию песком, прежде всего, способствует снятию детских страхов. В том числе страха неудачи в продуктивной деятельности.
Дети уже освоили несколько приемов рисования песком:
- Рисования кулаком
- Рисование ладонью
- Рисование мизинцами
- Одновременное использование нескольких пальцев
- Симметрично двумя руками.
- Насыпание из кулачка
Примерные задания: «Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы», начинаем с простых линий, затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости, рисование предметов круглой и овальной формы.
Работа с контурами и шаблонами, обведение пальцем контура или шаблона.
Создание на песке сюжета (например, картинку времени года с использованием подсветки)
Новое инновационное оборудование позволяет детям приобретать положительный опыт в художественно-эстетическом развитии детей
ОО Познавательное развитие
ФЭМП:
- формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, величине, объёме, пространственных и временных понятиях;
- овладение первичными навыками счёта и измерения.
Цветные заборчики.
Цель: развитие сенсорного восприятия, счета, понятий высоки- низкий, длинный- короткий, толстый- тонкий. Оборудование: песочница, счетные палочки, или карандашики разноцветные по 10 штук разных цветов.
Ход игры: на столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов, педагог просит участника выбрать из них синие и построить заборчик синего цвета и т.д. Можно предложить участнику построить забор от самой высокой до самой низкой полоски, от самой толстой до самой тонкой и наоборот.
Изучение геометрических фигур.
самостоятельно их нарисовать разного размера, назвать
Соседи чисел.
Цель: порядковый
Ход игры: педагог выкладывает цифры, в ряд, пропуская некоторые, оставляя пустое место. Участники смотрят, находят пропущенную цифру и вписывают пальцем ее.
Игры с песком служат для развития всех психических процессов, хорошо их использовать для развития речи детей.
ОО Речевое развитие:
- обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
- формирование диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
- совершенствование речевой активности: умение вступать в разговор, поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями, переживаниями
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок
Примеры используемых игр:
«Жужжалки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки
«Шипелки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки
Расширение и активизация словарного запаса
«Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя уменьшительно ласкательное значение
«Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю, глажу и т. д.)
«Составь предложение» составление предложений по собственным
рисункам
Моделирование игр-сказок на песке, ведение диалога в соответствии с сюжетом, разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов. Описание своих ощущений при соприкосновении с песком, проговаривание своих действий во время игры
Мы стали осваивать постановки сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Рассказывая сказку, рукой ребенок передвигал фигурки в разных направлениях. У детей развивается мелкая моторика, мышление, воображение, проявляется интерес, любознательность.
ОО Социально – коммуникативное развитие
- обучение правилам взаимодействия с песком в пространстве педагогической песочницы, усвоение норм поведения в процессе игры в песочнице
- установление доверительных отношений между воспитателем и ребенком, использование игры с песком в качестве психопрофилактического средства психоэмоционального напряжения
- Психолого-педагогическая коррекция поведения ребенка и обучение его социально приемлемым способам нервной разрядки (сжимать и разжимать песок, поглаживания, постукивания по песочному пространству, пересыпание песка с руки на руку и т.д.)
В процессе использования дидактических игр и заданий в совместной деятельности взрослого и ребенка
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Использование песочницы дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование элементов песочной терапии для решения образовательных задач"
В статье описан метод песочной терапии предложенный Мариэллой Зейц. Песок используется не только с коррекционной и развивающей целью, но и с образовательной, помогая детям, воспитателям и родителям ле...
педагогическое мастерство в решение педагогических задач
педагогическое мастерство...
Алгоритм и оценка решения педагогической задачи
Педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике....
Психолого-педагогическое взаимодействие как составная часть решения педагогических задач
презентация для педагогов...
Решение педагогических задач (работа в подгруппах)
Решение педагогических ситуацтй для специалистов и педагогов ДОУ...
Эффективное решение педагогических задач при развитии мелкой маторики
Воспитание и обучение представляет собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить наиболее эффективную пер...
Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...