Патриотическое воспитание в моём образовательном пространстве
картотека

РАХМАТУЛЛИНА АЙГУЛЬ РАФИСОВНА

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" я, как и все педагоги дошкольных организаций начала работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. (Пункт 14.1 ФОП ДО) 

Поэтому большое внимание я уделяю патриотическому воспитанию моих особенных воспитанников - воспитанию любви к своему Отечеству, своему народу, своей малой родине, своей семье, ее традициям, своей родословной, к природе своего родного края.

  1. Проект "Маленькие граждане большой страны"
  2. Анкета для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье"
  3. Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников"
  4. Обращение к родителям "Надо ли детям рассказывать о ВОВ?"
  5. Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
  6. Видеопрезентация "Инновационная технология "Говорящая ширма"
  7. "Бессмертный полк" в нашей группе
  8.  Семейный проект "Герой ВОВ в моей семье"
  9.  Семейные проекты "Родословное древо"
  10. Семейный проект "Защитники отечества в моей семье"
  11. Рисование героев Бессмертного полка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_grazhdane_bolbshoy_strany.docx65.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАСМК РБ

Педагогический проект на тему:

«Маленькие граждане большой страны»

Автор: воспитатель коррекционной группы № 5

                              Рахматуллина А.Р.

г. Нефтекамск

Содержание:

I. Введение.…………………………………………………………………………...3

II. Актуальность проекта.……………………………………………………………3

III. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.……………………………5

IV. Аннотация проекта.……………………………………………………………...7

V. Этапы реализации проекта программы.………………………………………...8

VI. План мероприятий.…………………………………………………………........9

VII. Ресурсы.………………………………………………………………………..12

VIII. Риски и пути преодоления проекта.…………………………………………12

IX. Критерии оценивания проекта.………………………………………………..13

X. Выводы.………………………………………………………………………….13

XI. Литература.……………………………………………………………………..14

I. Введение

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».                                                                                         

                                                                                                         В.А. Сухомлинский

В настоящее время в системе образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения. 

Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, соответственно представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны. 

По мнению многих психологов наиболее благоприятным возрастным периодом для начала нравственно-патриотического воспитания является дошкольный возраст. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Прав был В.А. Сухомлинский, который утверждал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». 

В этом процессе основной задачей педагогов является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной. Нравственно-патриотическое воспитание понятие многогранное. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. 

II. Актуальность проекта

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.   

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011 – 2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые, современные технологии. В силу возрастных особенностей детям 4 – 7 лет сложно воспринять рассказы о войне из уст ветеранов, а через игру они в прямом смысле слова проникаются гордостью за Отчизну, желанием защищать её от врага.

Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

III. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

Современная Россия, нуждаются в гражданах-патриотах. В связи с этим патриотическое воспитание, на наш взгляд, представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа, развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, их защите от различных посягательств.

Сегодня начинает возрождаться идея сильной, благополучной и процветающей России, народа глубокой духовности и тысячелетней культуры.

Эта идея – идея патриотизма – оформляется в цель жизни и деятельности российского общества, воплощается в процессе воспитания подрастающих поколений. В связи с этим цель патриотического воспитания дошкольников заключается в развитии патриотических чувств. Цель достигается путем решения задач: стратегических, тактических.

Стратегические задачи: создание в детском саду предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.

Тактические задачи:

1. Создать полную подборку различных видов пособий, макетов, игр и использовать их в своей работе по патриотическому воспитанию детей.

2. Сформировать у детей чувство любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине.

3. Организовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

– формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;

– формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

– формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; 

– воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Ожидаемые результаты:

1. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.

2. Имеют представление о значимости труда родителей, испытывают гордость и уважение к труду взрослых.

3. Имеют знания о месте проживания: город Нефтекамск, об истории и достопримечательностях своего города.

4. Сформированы представления о Москве – столице России.

5. Сформированы представления о государственных символах страны – флаге, гербе и гимне.

6. Имеют представления о других национальностях, населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции).

7. Имеют знания о природе родных мест, флоре и фауне (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней).

Продукты проектной деятельности:

1. Ширма «Маленькие граждане большой страны».

2. Макет «Флагшток».

3. Штандарты с фото.

4. Самодельная книга группы № 5 «Книга памяти» семейные проекты «Герой ВОВ в моей семье».

5. Самодельная книга группы № 5 Книга «Путеводитель по городу Нефтекамск».

6. Выставка «Родословное древо моей семьи».

7. Самодельные игры: «Собери башкирский ковер», «Собери флаг РФ, флаг РБ», «Военная техника», «Наряди куклу в национальный костюм», «Собери картинку от 1 до 10», «Военные профессии», «Собери родословное древо», «Лото, моя малая Родина», «Парные картинки», «Собери кубики», «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики») и т.д.

8. Картотека иллюстраций: «Мой город Нефтекамск», «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент».

IV. Аннотация проекта

Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

В основу данного проекта заложены следующие идеи:

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п. (самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке).

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, озарение и др.

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).

В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.

Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания Е.С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал», и Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация система воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.

V. Этапы реализации проекта программы.

Проекта рассчитана на 9 месяцев (сентябрь 2024 г. – май 2025 г.).

  №                                                                                   п/п

Этапы

Цель

Срока

    1.

Подготовительно-проектировочный этап

1. Изучение методико-педагогической литературы по теме.

2. Диагностика развития по нравственно-патриотическому воспитанию.

3. Подбор материала и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, тематические картины, иллюстрации, настольно-печатные, дидактические пособия для детей.

4. Обогащение предметно-развивающей среды по возрасту детей.

5. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребенка».

сентябрь – октябрь

    2.

Практический этап

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Консультация для родителей «Ознакомление детей с историей российской армии».

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине».

Работа с педагогами:

Консультации для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания».

Консультации для педагогов «Люблю тебя мой край родной!»

Работа с детьми:

1. ООД.

2. Организация режимных моментов в течение дня.

3. Дидактические игры.

4. Настольные игры.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Оформление ширмы:

1. Ширма «Маленькие граждане большой страны».

2. Макет «Флагшток».

3. Штандарты с фото.

4. Самодельная книга группы № 5 «Книга памяти» семейные проекты «Герой ВОВ в моей семье.

5. Самодельная книга группы № 5 Книга «Путеводитель по городу Нефтекамск».

6. Выставка «Родословное древо моей семьи».

7. Самодельные игры: «Собери башкирский ковер», «Собери флаг РФ, флаг РБ», «Военная техника», «Наряди куклу в национальный костюм», «Собери картинку от 1 до 10», «Военные профессии», «Собери родословное древо», «Лото, моя малая Родина», «Парные картинки», «Собери кубики», «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики») и т.д.

8. Картотека иллюстраций: «Мой город Нефтекамск», «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент».

октябрь – март

    3.

Обобщающе-результативный этап

1. Наблюдения за детьми в процессе игры и в режимных моментах.

2. Анкетирование родителей.

3. Выявление уровня развития детей.

апрель – май

    4.

Презентация проекта

Презентации по итогам реализации проекта.

май

VI. План мероприятий

п/п

Образовательные области

В процессе организации образовательной деятельности

Работа с родителями

Сентябрь. Темы: «Семья»

   1.

Познавательное развитие

Беседы «Моя семья», «Имена членов семьи» (семейные проекты «Родословное древо моей семьи»).

Анкетирование родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».

Оформление семейных проектов

«Родословное древо моей семьи».

Дидактические игры «Как зовут членов семьи», «Наша дружная семья», «Собери родословное древо».

   2.

Художественно- эстетическое развитие

Чтение художественной литературы о семье «Три медведя», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» – ввести понятие «семья».

      3.

Физическое развитие

Подвижная игра «Лови – не лови» (с названием членов семьи).

Игры в песочнице «Испечем куличики для мамы» (папы и т.д.).

Октябрь. Тема: «Форма, цвет и величина предметов».

      1.

Познавательное развитие

Беседы «Знакомство с профессиями» (по сюжетным картинкам), «Что бы сделал хорошего для своей Родины»?

Раздать задание для подготовки информации к проекту «Маленькие граждане большой страны».

Дидактические игры «Собери флаг», «Парные картинки» (с изображением символики), «Разложи правильно».

   2.

Художественно- эстетическое развитие

Чтение В. Маяковский «Кем быть?».

Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о Родине.

Рисование «Моя будущая профессия».

      3.              

Физическое развитие

Подвижные игры «Снайперы», «Найди домик», «Кто больше принесет».

Ноябрь. Тема: «Времена года».

   1.

Познавательное развитие

Беседы «Мой любимый город», (по сюжетным картинкам), «С чего начинается Родина?».

Попросить родителей принести трубу для изготовления флагштока.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Дидактические игры «Парные картинки», «Доскажи словечко», «Кто знает – отвечай», «Назови свой город и его достопримечательности»

      2.

Художественно- эстетическое развитие

Чтение произведения К. Ушинского «Наше Отечество».

Рассматривание иллюстраций в тематических альбомах «Мой город Нефтекамск», «Моя Родина Россия».

   3.

Физическое развитие

Подвижные игры «Найди себе пару», «У нас сегодня гости».

Декабрь. Тема: Дикие и домашние животные.

   

      1.

Познавательное развитие

Беседы «Животные родного края», «Умеешь ли ты дружить?», «Моя Родина».

Консультация для родителей «Ознакомление детей с историей российской армии».

Экскурсия в краеведческий музей детского сада «История на века».

Дидактические игры «Назови ласково», «Найди пару», «Кто позвал», «В нашем городе гости».

     2.

Художественно- эстетическое развитие

Чтение рассказов Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок», «К морю», «Почему олень быстро бегает».

Рассматривание иллюстраций «Кто, где живет? (воспитание гуманного отношения к природе).

 Рисование по трафаретам с изображением зверей.

     3.

Физическое развитие

Подвижные игры «Белки, зайцы», «Вороны и собачка», «Птички и кошка».

Малоподвижные игра «Покажи повадки диких животных».

Январь. Тема: Одежда. Обувь.

      1.

Познавательное развитие

Беседы «Части одежды и их назначения», «Национальный костюм» (по сюжетным картинкам).

Консультации для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

Привлечь родителей в создании новой дидактической игры «Одень куклу в национальный костюм».

Дидактические игры «Собери народный костюм»,

«Наряди куклу в национальный костюм», «Собери ковер», «Орнамент».

  2.

Художественно- эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций по теме недели «Одежда. Обувь».

Рисование «Нарядное платье» (для куклы Айгуль).

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

      3.

Физическое развитие

Малоподвижные игры «Покажи части одежды».

Игра-подражание «Мы не скажем, а покажем» (лесные животные).

Февраль. Тема: День Защитника Отечества.

      1.

Познавательное развитие

Беседы «Каким должен быть военный», «Для чего нужна Армия», «С чего начинается Родина?», «День Защитника Отечества», «Наша армия», «Беседа о мужестве и храбрости».

Консультации для родителей «Воспитание любви к малой Родине».

Оформления выставки детских рисунков «Символика России».

Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья».

Дидактические игры «Узнай наш флаг (герб)», «Собери флаг», «Военная техника», «Военные профессии», «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики»).

   

      2.

Художественно- эстетическое развитие

Слушание патриотических мелодий, песен.

Чтение художественной литературы Е. Александрова «Будущим защитникам Отечества», Н. Мигунова «Защитники Отечества», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Е. Трушина «Посвящается героям».

      3.

Физическое развитие

Подвижные игры «Меткий стрелок», «Чей отряд быстрее построится», «Станем, как богатыри», «Ловишки с приседанием».

Март. Тема: Международный женский день 8 марта.

      1.

Познавательное развитие

Беседы «Международный женский день», «Моя любимая мамочка», «Как я помогаю маме».

Попросить родителей принести фотографии для книги «Путеводитель по городу Нефтекамск».

Организация выставки детских рисунков «Моя мама».

Дидактические игры «Мамины помощники», «Кому что нужно для работы?».

      2.

Художественно- эстетическое развитие

Чтение художественной литературы Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Л. Воронковой «Что сказала бы мама».

Просмотр мультфильма «Умка».

      3.

Физическое развитие

Подвижные игры «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт», «Гуси-гуси» «Ворона и воробей», «Одень куклу Машу», «Тише едешь- дальше будешь», «Мы весёлые ребята».

Апрель. Тема: Транспорт.

     1.

Познавательное развитие

Беседы «Транспорт», «Можно ли играть на дороге?».

Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о нравственно-патриотическом воспитании.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Дидактические игры «Угадай вид транспорта», «Военная техника», «Лото, транспорт», «Парные картинки», «Будь внимателен».

     2.

Художественно- эстетическое развитие

Чтение художественной литературы Л. Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике».

Рассматривание альбома «Улицы нашего города» (уточнять названия улиц, их расположение)

     3.

Физическое развитие

 Подвижные игры «Тише едешь, дальше будешь», «Мы едем, едем, едем…».

Рассматривание машин на проезжей части.

Май. Тема: День Победы.

     1.

Познавательное развитие

Беседа «День Победы 9 мая», «Что такое героизм», «Великая Отечественная война».

Клуб выходного дня «Семейные прогулки по тропе здоровья».

Организация выставки детских рисунков «Мой прадед».

Дидактические игры «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики»), «Военная техника», «Военные профессии», «Парные картинки».

     2.

Художественно- эстетическое развитие

Рисование «Пограничник с собакой», «Мой прадед».

Чтение А.И. Семенцова «Героические поступки».

Разучивание физкультминутки «Как солдаты на параде».

     3.

Физическое развитие

Подвижные игры «Ракета», «Солдаты».

Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!»

VII. Ресурсы

Информационные ресурсы – созданы картотеки иллюстраций «Мой город Нефтекамск», «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент», консультации для педагогов, родителей, бесед для детей.

Учебно-методическая литература – использованы различные источники по данной теме, материально-техническое оборудование (ноутбук, проектор, монитор, ламинатор, принтер и т.п.).

VIII. Риски и пути преодоления рисков

Временные риски. Чтобы избежать этого риска все мероприятия распланированы в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования.

Бюджетные риски. Не предусмотрено так как ширма, флагшток, игры и т.д. создавались из бросового материала. Бумага для оформления проекта подарена заинтересованным родителем.

Риски изменения объёмов работы. Чтобы не произошло этого риска, создана методическая копилка с консультациями для родителей и педагогов, с беседами для детей и т.д.

Единая точка отказа. Создана резервная копия документации на электронном носителе, вся проектная документация распечатана и находится в свободном доступе в помещении группы. Для этого оформлена ширма с ящичками, конвертами, файлами, где храниться вся информация по проекту.

Зависимости. Для решения этой задачи вся методическая документация, игры были оформлены на подготовительном этапе.

IX. Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворенность родителей результатом работы оценивается в ходе бесед, наблюдений активности в социальных сетях, выполнении домашних заданий.

2. Для оценивания удовлетворенности родителей результатом работы создана анкета для родителей (проводиться анкетирование 2 раза в начале и конце года).

3. Успешность воспитанника в ходе проекта, совершенствование его знаний и умений (проводиться диагностика 2 раза в начале и конце года).

4. Количественный показатель пополнения или улучшения РППС на основе сравнения на начало и конец проекта.

5. Наличие педагогов, желающих провести данный проект в своём детско-родительском коллективе.

X. Выводы

Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Более глубоко изучили историю родного города Нефтекамск, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Ребята расширили знания о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории РФ. Закрепили знания о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

В настоящее время этот проект актуален, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данного проекта.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

XI. Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». [Электронный ресурс]//режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655.

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 г. – 256 с.

4. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие/ Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 с.

5. Бабунова Е.С, Градусова Л.В. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Магнитогорск: МаГу, 2003 г.

6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213с.

7. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс]//режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

8. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая Память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников/Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. – 96 с.

9. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий/А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – Москва: Книголюб, 2008 г. – 112 с.

10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.

11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Мозаика-синтез, 2010 г. – 304с.

12. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007 г. – 128 с.

13. Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников/Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва: ТЦ «Сфера», 2019 г. – 112 с.

14. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – Майкоп, 2004 г. – 340с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""

О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....

Гражданско-патриотическое воспитание в непосредственно- образовательной деятельности

Основные задачи:1.Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.2.Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.3.Воспитывать гуманное, экологически целесооб...

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве

Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...

Повестка педагогического совета. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в социокультурном пространстве в условиях реализации ФГОС ДО».

В повестке педагогического совета рассматриваются следующие вопросы:Видео «Современная притча о добре»Выполнение решений педагогического совета №2 от 02.12.2020 г. (докладчик: старший восп...