Патриотическое воспитание в моём образовательном пространстве
картотека
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" я, как и все педагоги дошкольных организаций начала работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. (Пункт 14.1 ФОП ДО)
Поэтому большое внимание я уделяю патриотическому воспитанию моих особенных воспитанников - воспитанию любви к своему Отечеству, своему народу, своей малой родине, своей семье, ее традициям, своей родословной, к природе своего родного края.
Проект "Маленькие граждане большой страны"
Анкета для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье"
Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников"
Обращение к родителям "Надо ли детям рассказывать о ВОВ?"
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Видеопрезентация "Инновационная технология "Говорящая ширма"
"Бессмертный полк" в нашей группе
Семейный проект "Герой ВОВ в моей семье"
Семейные проекты "Родословное древо"
Семейный проект "Защитники отечества в моей семье"
Рисование героев Бессмертного полка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkie_grazhdane_bolbshoy_strany.docx | 65.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. НЕФТЕКАСМК РБ
Педагогический проект на тему:
«Маленькие граждане большой страны»
Автор: воспитатель коррекционной группы № 5
Рахматуллина А.Р.
г. Нефтекамск
Содержание:
I. Введение.…………………………………………………………………………...3
II. Актуальность проекта.……………………………………………………………3
III. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.……………………………5
IV. Аннотация проекта.……………………………………………………………...7
V. Этапы реализации проекта программы.………………………………………...8
VI. План мероприятий.…………………………………………………………........9
VII. Ресурсы.………………………………………………………………………..12
VIII. Риски и пути преодоления проекта.…………………………………………12
IX. Критерии оценивания проекта.………………………………………………..13
X. Выводы.………………………………………………………………………….13
XI. Литература.……………………………………………………………………..14
I. Введение
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
В настоящее время в системе образования все больше внимание уделяется нравственным аспектом воспитания подрастающего поколения.
Обращение в образовании к нравственно-патриотическому воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, соответственно представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны.
По мнению многих психологов наиболее благоприятным возрастным периодом для начала нравственно-патриотического воспитания является дошкольный возраст. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Прав был В.А. Сухомлинский, который утверждал: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В этом процессе основной задачей педагогов является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу систематической, интересной и содержательной. Нравственно-патриотическое воспитание понятие многогранное. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
II. Актуальность проекта
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011 – 2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.
От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Отечественные и зарубежные психологи отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые, современные технологии. В силу возрастных особенностей детям 4 – 7 лет сложно воспринять рассказы о войне из уст ветеранов, а через игру они в прямом смысле слова проникаются гордостью за Отчизну, желанием защищать её от врага.
Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания – это шаг к возрождению России.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в это время возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
III. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Современная Россия, нуждаются в гражданах-патриотах. В связи с этим патриотическое воспитание, на наш взгляд, представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на формирование и развитие патриотических качеств личности каждого гражданина России, приобщение его к деятельности на благо Отечества и народа, развитие стремления к гражданскому, духовному, нравственному и физическому совершенствованию, потребности в достойном служении стране и народу, их защите от различных посягательств.
Сегодня начинает возрождаться идея сильной, благополучной и процветающей России, народа глубокой духовности и тысячелетней культуры.
Эта идея – идея патриотизма – оформляется в цель жизни и деятельности российского общества, воплощается в процессе воспитания подрастающих поколений. В связи с этим цель патриотического воспитания дошкольников заключается в развитии патриотических чувств. Цель достигается путем решения задач: стратегических, тактических.
Стратегические задачи: создание в детском саду предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.
Тактические задачи:
1. Создать полную подборку различных видов пособий, макетов, игр и использовать их в своей работе по патриотическому воспитанию детей.
2. Сформировать у детей чувство любви к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине.
3. Организовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
– формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
– формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
– формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
– воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Ожидаемые результаты:
1. Испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду.
2. Имеют представление о значимости труда родителей, испытывают гордость и уважение к труду взрослых.
3. Имеют знания о месте проживания: город Нефтекамск, об истории и достопримечательностях своего города.
4. Сформированы представления о Москве – столице России.
5. Сформированы представления о государственных символах страны – флаге, гербе и гимне.
6. Имеют представления о других национальностях, населяющих нашу Родину (уважают их культуру и традиции).
7. Имеют знания о природе родных мест, флоре и фауне (умеют любоваться природой, бережно относиться к ней).
Продукты проектной деятельности:
1. Ширма «Маленькие граждане большой страны».
2. Макет «Флагшток».
3. Штандарты с фото.
4. Самодельная книга группы № 5 «Книга памяти» семейные проекты «Герой ВОВ в моей семье».
5. Самодельная книга группы № 5 Книга «Путеводитель по городу Нефтекамск».
6. Выставка «Родословное древо моей семьи».
7. Самодельные игры: «Собери башкирский ковер», «Собери флаг РФ, флаг РБ», «Военная техника», «Наряди куклу в национальный костюм», «Собери картинку от 1 до 10», «Военные профессии», «Собери родословное древо», «Лото, моя малая Родина», «Парные картинки», «Собери кубики», «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики») и т.д.
8. Картотека иллюстраций: «Мой город Нефтекамск», «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент».
IV. Аннотация проекта
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
В основу данного проекта заложены следующие идеи:
Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п. (самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке).
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, озарение и др.
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
В воспитательном процессе нашего ДОУ патриотического воспитание осуществляется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, эстетическое, краеведческое, трудовое, интеллектуальное, работа с семьей, взаимосвязь с социумом города и др.
Для реализации этих направлений была проведена системная работа в рамках программы патриотического воспитания Е.С. Бабунова «Наш дом – Южный Урал», и Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». Данная работа включает целый комплекс задач, чтобы решить все задачи работа велась поэтапно: организация система воспитательной работы, создания условий и обеспечения пособиями, методическими разработками, дидактическими играми, игрушками по патриотическому воспитанию в детском саду.
V. Этапы реализации проекта программы.
Проекта рассчитана на 9 месяцев (сентябрь 2024 г. – май 2025 г.).
№ п/п | Этапы | Цель | Срока |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | 1. Изучение методико-педагогической литературы по теме. 2. Диагностика развития по нравственно-патриотическому воспитанию. 3. Подбор материала и оборудования, необходимые для работы с детьми: детская художественная литература, тематические картины, иллюстрации, настольно-печатные, дидактические пособия для детей. 4. Обогащение предметно-развивающей среды по возрасту детей. 5. Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание ребенка». | сентябрь – октябрь |
2. | Практический этап | Работа с родителями: Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Консультация для родителей «Ознакомление детей с историей российской армии». Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников». Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине». Работа с педагогами: Консультации для педагогов «Патриотические чувства, как компонент нравственного воспитания». Консультации для педагогов «Люблю тебя мой край родной!» Работа с детьми: 1. ООД. 2. Организация режимных моментов в течение дня. 3. Дидактические игры. 4. Настольные игры. 5. Самостоятельная игровая деятельность. Оформление ширмы: 1. Ширма «Маленькие граждане большой страны». 2. Макет «Флагшток». 3. Штандарты с фото. 4. Самодельная книга группы № 5 «Книга памяти» семейные проекты «Герой ВОВ в моей семье. 5. Самодельная книга группы № 5 Книга «Путеводитель по городу Нефтекамск». 6. Выставка «Родословное древо моей семьи». 7. Самодельные игры: «Собери башкирский ковер», «Собери флаг РФ, флаг РБ», «Военная техника», «Наряди куклу в национальный костюм», «Собери картинку от 1 до 10», «Военные профессии», «Собери родословное древо», «Лото, моя малая Родина», «Парные картинки», «Собери кубики», «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики») и т.д. 8. Картотека иллюстраций: «Мой город Нефтекамск», «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент». | октябрь – март |
3. | Обобщающе-результативный этап | 1. Наблюдения за детьми в процессе игры и в режимных моментах. 2. Анкетирование родителей. 3. Выявление уровня развития детей. | апрель – май |
4. | Презентация проекта | Презентации по итогам реализации проекта. | май |
VI. План мероприятий
№ п/п | Образовательные области | В процессе организации образовательной деятельности | Работа с родителями |
Сентябрь. Темы: «Семья» | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Моя семья», «Имена членов семьи» (семейные проекты «Родословное древо моей семьи»). | Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье». Оформление семейных проектов «Родословное древо моей семьи». |
Дидактические игры «Как зовут членов семьи», «Наша дружная семья», «Собери родословное древо». | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Чтение художественной литературы о семье «Три медведя», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» – ввести понятие «семья». | |
3. | Физическое развитие | Подвижная игра «Лови – не лови» (с названием членов семьи). | |
Игры в песочнице «Испечем куличики для мамы» (папы и т.д.). | |||
Октябрь. Тема: «Форма, цвет и величина предметов». | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Знакомство с профессиями» (по сюжетным картинкам), «Что бы сделал хорошего для своей Родины»? | Раздать задание для подготовки информации к проекту «Маленькие граждане большой страны». |
Дидактические игры «Собери флаг», «Парные картинки» (с изображением символики), «Разложи правильно». | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Чтение В. Маяковский «Кем быть?». Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о Родине. | |
Рисование «Моя будущая профессия». | |||
3. | Физическое развитие | Подвижные игры «Снайперы», «Найди домик», «Кто больше принесет». | |
Ноябрь. Тема: «Времена года». | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Мой любимый город», (по сюжетным картинкам), «С чего начинается Родина?». | Попросить родителей принести трубу для изготовления флагштока. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». |
Дидактические игры «Парные картинки», «Доскажи словечко», «Кто знает – отвечай», «Назови свой город и его достопримечательности» | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Чтение произведения К. Ушинского «Наше Отечество». | |
Рассматривание иллюстраций в тематических альбомах «Мой город Нефтекамск», «Моя Родина Россия». | |||
3. | Физическое развитие | Подвижные игры «Найди себе пару», «У нас сегодня гости». | |
Декабрь. Тема: Дикие и домашние животные. | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Животные родного края», «Умеешь ли ты дружить?», «Моя Родина». | Консультация для родителей «Ознакомление детей с историей российской армии». Экскурсия в краеведческий музей детского сада «История на века». |
Дидактические игры «Назови ласково», «Найди пару», «Кто позвал», «В нашем городе гости». | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Чтение рассказов Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок», «К морю», «Почему олень быстро бегает». | |
Рассматривание иллюстраций «Кто, где живет? (воспитание гуманного отношения к природе). | |||
Рисование по трафаретам с изображением зверей. | |||
3. | Физическое развитие | Подвижные игры «Белки, зайцы», «Вороны и собачка», «Птички и кошка». | |
Малоподвижные игра «Покажи повадки диких животных». | |||
Январь. Тема: Одежда. Обувь. | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Части одежды и их назначения», «Национальный костюм» (по сюжетным картинкам). | Консультации для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников». Привлечь родителей в создании новой дидактической игры «Одень куклу в национальный костюм». |
Дидактические игры «Собери народный костюм», «Наряди куклу в национальный костюм», «Собери ковер», «Орнамент». | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Рассматривание иллюстраций по теме недели «Одежда. Обувь». | |
Рисование «Нарядное платье» (для куклы Айгуль). | |||
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | |||
3. | Физическое развитие | Малоподвижные игры «Покажи части одежды». | |
Игра-подражание «Мы не скажем, а покажем» (лесные животные). | |||
Февраль. Тема: День Защитника Отечества. | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Каким должен быть военный», «Для чего нужна Армия», «С чего начинается Родина?», «День Защитника Отечества», «Наша армия», «Беседа о мужестве и храбрости». | Консультации для родителей «Воспитание любви к малой Родине». Оформления выставки детских рисунков «Символика России». Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья». |
Дидактические игры «Узнай наш флаг (герб)», «Собери флаг», «Военная техника», «Военные профессии», «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики»). | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Слушание патриотических мелодий, песен. | |
Чтение художественной литературы Е. Александрова «Будущим защитникам Отечества», Н. Мигунова «Защитники Отечества», В. Косовицкий «Будущий мужчина», Е. Трушина «Посвящается героям». | |||
3. | Физическое развитие | Подвижные игры «Меткий стрелок», «Чей отряд быстрее построится», «Станем, как богатыри», «Ловишки с приседанием». | |
Март. Тема: Международный женский день 8 марта. | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Международный женский день», «Моя любимая мамочка», «Как я помогаю маме». | Попросить родителей принести фотографии для книги «Путеводитель по городу Нефтекамск». Организация выставки детских рисунков «Моя мама». |
Дидактические игры «Мамины помощники», «Кому что нужно для работы?». | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Чтение художественной литературы Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Л. Воронковой «Что сказала бы мама». | |
Просмотр мультфильма «Умка». | |||
3. | Физическое развитие | Подвижные игры «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт», «Гуси-гуси» «Ворона и воробей», «Одень куклу Машу», «Тише едешь- дальше будешь», «Мы весёлые ребята». | |
Апрель. Тема: Транспорт. | |||
1. | Познавательное развитие | Беседы «Транспорт», «Можно ли играть на дороге?». | Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о нравственно-патриотическом воспитании. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». |
Дидактические игры «Угадай вид транспорта», «Военная техника», «Лото, транспорт», «Парные картинки», «Будь внимателен». | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Чтение художественной литературы Л. Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике». | |
Рассматривание альбома «Улицы нашего города» (уточнять названия улиц, их расположение) | |||
3. | Физическое развитие | Подвижные игры «Тише едешь, дальше будешь», «Мы едем, едем, едем…». | |
Рассматривание машин на проезжей части. | |||
Май. Тема: День Победы. | |||
1. | Познавательное развитие | Беседа «День Победы 9 мая», «Что такое героизм», «Великая Отечественная война». | Клуб выходного дня «Семейные прогулки по тропе здоровья». Организация выставки детских рисунков «Мой прадед». |
Дидактические игры «Танки&Ракеты» (по аналогии игры «Крестики&Нолики»), «Военная техника», «Военные профессии», «Парные картинки». | |||
2. | Художественно- эстетическое развитие | Рисование «Пограничник с собакой», «Мой прадед». | |
Чтение А.И. Семенцова «Героические поступки». | |||
Разучивание физкультминутки «Как солдаты на параде». | |||
3. | Физическое развитие | Подвижные игры «Ракета», «Солдаты». | |
Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир!» |
VII. Ресурсы
Информационные ресурсы – созданы картотеки иллюстраций «Мой город Нефтекамск», «Национальный костюм», «Башкирский национальный орнамент», консультации для педагогов, родителей, бесед для детей.
Учебно-методическая литература – использованы различные источники по данной теме, материально-техническое оборудование (ноутбук, проектор, монитор, ламинатор, принтер и т.п.).
VIII. Риски и пути преодоления рисков
Временные риски. Чтобы избежать этого риска все мероприятия распланированы в соответствии с лексическими темами календарно-тематического планирования.
Бюджетные риски. Не предусмотрено так как ширма, флагшток, игры и т.д. создавались из бросового материала. Бумага для оформления проекта подарена заинтересованным родителем.
Риски изменения объёмов работы. Чтобы не произошло этого риска, создана методическая копилка с консультациями для родителей и педагогов, с беседами для детей и т.д.
Единая точка отказа. Создана резервная копия документации на электронном носителе, вся проектная документация распечатана и находится в свободном доступе в помещении группы. Для этого оформлена ширма с ящичками, конвертами, файлами, где храниться вся информация по проекту.
Зависимости. Для решения этой задачи вся методическая документация, игры были оформлены на подготовительном этапе.
IX. Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворенность родителей результатом работы оценивается в ходе бесед, наблюдений активности в социальных сетях, выполнении домашних заданий.
2. Для оценивания удовлетворенности родителей результатом работы создана анкета для родителей (проводиться анкетирование 2 раза в начале и конце года).
3. Успешность воспитанника в ходе проекта, совершенствование его знаний и умений (проводиться диагностика 2 раза в начале и конце года).
4. Количественный показатель пополнения или улучшения РППС на основе сравнения на начало и конец проекта.
5. Наличие педагогов, желающих провести данный проект в своём детско-родительском коллективе.
X. Выводы
Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Более глубоко изучили историю родного города Нефтекамск, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Ребята расширили знания о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории РФ. Закрепили знания о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
В настоящее время этот проект актуален, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данного проекта.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. Патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
XI. Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». [Электронный ресурс]//режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005 г. – 256 с.
4. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие/ Е.А. Алябьева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009 г. – 128 с.
5. Бабунова Е.С, Градусова Л.В. «Наш дом – Южный Урал» под ред. Магнитогорск: МаГу, 2003 г.
6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213с.
7. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс]//режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
8. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Проект «Живая Память России». Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников/Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева – Москва: Детство-Пресс, 2013 г. – 96 с.
9. Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий/А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. – Москва: Книголюб, 2008 г. – 112 с.
10. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/М.Д. Маханева – Москва: «Сфера», 2010 г. – 96 с.
11. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Мозаика-синтез, 2010 г. – 304с.
12. Писарева А.Е., Уткина В.В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007 г. – 128 с.
13. Федулова Ю., Рогожина О., Депутатова О. Люблю мое отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников/Ю. Федулова, О. Рогожина, О. Депутатова – Москва: ТЦ «Сфера», 2019 г. – 112 с.
14. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – Майкоп, 2004 г. – 340с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система гражданско-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении""
О системе патриотического воспитания в дошкольном учреждении, формировании и развитии социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма....
Гражданско-патриотическое воспитание в непосредственно- образовательной деятельности
Основные задачи:1.Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.2.Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.3.Воспитывать гуманное, экологически целесооб...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...
Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве
Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...
Педагогические модели духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве
Духовно-нравственный кризис общества всегда порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чр...
Повестка педагогического совета. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей в социокультурном пространстве в условиях реализации ФГОС ДО».
В повестке педагогического совета рассматриваются следующие вопросы:Видео «Современная притча о добре»Выполнение решений педагогического совета №2 от 02.12.2020 г. (докладчик: старший восп...