"Современные подходы к использованию различных видов игровой деятельности в дошкольном возрасте"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Необходимость развития игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте было подтверждено исследованиями еще в начале XX века о роли игры в развитии детей дошкольного возраста. В настоящее время подкрепляется текстом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где игра определяется средством для организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом и физическом направлении развития и образования детей.
Впервые задачу создания теории детской игры поставил Л.С. Выготский, который рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем умственным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Необходимость развития игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте было подтверждено исследованиями еще в начале XX века о роли игры в развитии детей дошкольного возраста. В настоящее время подкрепляется текстом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где игра определяется средством для организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом и физическом направлении развития и образования детей.
Впервые задачу создания теории детской игры поставил Л.С. Выготский, который рассматривал игру как естественную, стихийно сложившуюся практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем умственным.
Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения со сверстниками и взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, развитие игровой деятельности является особенно важным в этот возрастной период.
Как отмечает Е.О. Смирнова, несмотря на общепризнанные аргументы о ценности игры для развития детей, она подменяется игровыми формами обучения. В режиме дня дошкольных образовательных организаций не остается времени на свободную игру, формирование игры не представляет собой самостоятельную задачу дошкольного образования, более того, игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. Следовательно, у современных дошкольников отмечается тенденция снижения показателей развития игровой деятельности. Низкий уровень игры, по данным автора, отмечен у 60% дошкольников.
Считаем важным отметить проблемы игры на современном этапе:
- отсутствие единой методики;
- при руководстве игрой неправильно расставляются приоритеты взаимодействия взрослого и ребенка;
- ведущая роль отводится обучению, а не игре.
Поэтому актуальным вопросом является рассмотрение современных подходов к использованию различных видов игровой деятельности в дошкольном возрасте.
Прежде всего, обратимся к понятию «игровая деятельность». Существуют различные подходы к пониманию содержания данного феномена. Рассмотрим некоторые из них.
Например, О.С. Газман под игровой деятельностью понимает особую сферу человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность – это основа социальных взаимоотношений, способствующая разрешению имеющихся противоречий и готовящая ребенка к реализации иных видов деятельности. Как отмечает автор, в игровой деятельности формируются важнейшие личностные стороны участников социума: у дошкольников формируются новые мотивы, устанавливается соподчиненность данных мотивов, происходит формирование механизмов управления собственными поведенческими реакциями, понимание норм этики и моральных устоев окружающих взрослых.
Считаем целесообразным рассмотреть структуру игры. В структуре игры Л.С. Выготский выделяет психологические компоненты: мотив, цель, способы.
Мотив представляет собой побуждение к действию. Обеспечение мотиву игровой деятельности дает добровольность, возможность выбора и элемент соревновательности, удовлетворение потребности ребенка в активности, одобрение, самоутверждение, самореализация.
Целью является объект, на который направленно действие, представление результата действия. Наличие цели характерно для каждой игры, она отличается конкретностью, осмысленностью ребенком. Происходит эволюция цели: она изменяется от подражательной, к обдуманной и мотивированной.
Под способами понимаются достижения детьми в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.
Раскрыв содержание понятия «игровая деятельность», ее структуру, уделим внимание классификации игр.
П.Ф. Лесгафт разделяет игры на две группы: имитационные, т.е. подражательные, и подвижные, т.е. игры с правилами.
К. Гросс делит игры на два вида: игры развивающие волю и представляющие собой упражнения с целью совершенствования инстинктов. Ко второму виду относятся подвижные, умственные сенсорные, развивающие волю.
Н.К. Крупской выделяются игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами. Творческие сюжетно-ролевые игры: по содержанию (отражение быта, труд взрослых, события общественной жизни), по виду (игры, придуманные детьми, игры, придуманные взрослыми), по организации (индивидуальные, групповые, коллективные). Игры с правилами: подвижные (на воздухе и в помещении, с использованием спортивно-технических принадлежностей), дидактические (разрезные игры, складные геометрические фигуры, настольно-печатные, народные).
С.Л. Новоселова выделяла в качестве основания для классификации игр инициативу ребенка. Таким образом, игры могут быть по инициативе детей, по инициативе взрослого, традиционные или народные;
- по инициативе детей: самодеятельные игры- экспериментирования; самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные);
- по инициативе взрослого: обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные);
- традиционные или народные игры: обрядовые (культовые, семейные, сезонные); тренинговые (сенсомоторные, интеллектуальные, т. д.), досуговые (игрища, развлекающие, тихие, забавляющие).
С.А. Козлова, Т.А. Куликова рассматривают следующие виды игр:
- творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные;
- дидактические игры: игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
- подвижные игры: по степени подвижности, по обучающей задаче.
Творческие игры отражают стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразное взаимодействие в детском коллективе.
Дидактические игры обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера.
Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, которые направлены на достижение условной цели.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова):
- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения).
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение «игра – учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.
Рассмотрим особенности методики руководства играми в дошкольном возрасте в соответствии с классификацией – творческие, дидактические, подвижные игры.
Общий алгоритм организации творческих игр включает следующие элементы:
- тематика сюжетно-ролевой игры, обоснование выбора;
- задачи сюжетно-ролевой игры;
- предварительная работа;
- атрибутика (имеющаяся и создание нового оборудования);
- линии развития сюжета игры;
- развитие содержания игры;
- сетка ролей;
- игровые действия (к каждой роли);
- руководство игрой.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение, анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Методика проведения подвижной игры:
- название игры;
- программные задачи (закреплять, совершенствовать, управлять);
- цель игры (воспитание общей выносливости, силы воли; ловкости, дружелюбия, ориентировка в пространстве и т.д.);
- оборудование (например, скамьи, канаты, обручи и т.д.)
- сюжет игры (младший и средний возраст), содержание игры (старший дошкольный возраст);
- правила игры (знание правил игры, начинаем игру после сигнала);
- ход игры (выбор водящего, считалка, речевка, сигнал);
- руководство игрой (отслеживаем развитие сюжета, успокаиваем гиперактивных детей, стимулируем к действиям медлительных детей);
- варианты игры (усложнения);
- анализ проведенной игры (подводить итоги игры нужно только на положительных эмоциях, похвалить лучших, успокоить проигравших, обнадежить, что в следующий раз все получится).
Для поддержания интереса дошкольников к игровой деятельности в целом необходимо соблюдать ряд условий:
- Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее. Исключение составляют азартные игры: на деньги и вещи, а также игры, содержащие в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали.
- Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
- Игра должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка. Так же игровая деятельность способствует накоплению социального опыта детей.
- Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
- При создании игровой среды следует учитывать:
- половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков);
- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
- подбирать игры в соответствии с интересами и настроением детей;
- организовывать непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью).
Таким образом, игра занимает важное место в жизни ребенка, является ведущим видом деятельности в дошкольный период детства. От педагогов требуется методически грамотный подход к организации игровой деятельности дошкольников, что обеспечит как усвоение общественного опыта, так и всестороннее развитие личности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных пр...
Статья :«Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»
Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занят...
Организация и проведение различных видов игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста
игровая деятельность...
Статья « Использование речевых игр в различных видах детской деятельности в дошкольном возрасте».
Статья о развитии речи в разных видах деятельности дошкольников...
Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте
Игра- ведущий вид деятельности ребенка....
Доклад из опыта работы: «Интеграция музыки в различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной кар...
Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"...