Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте
методическая разработка (средняя группа)

Лидия Юрьевна Орлова

Игра- ведущий вид деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_igrovoy_deyatelnosti_.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Виды игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.

 В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.  

Классификация игр

Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

 В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

(слайд 2): В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы

 I. Творческие игры: режиссерские,  сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом

 II. Игры с правилами:

 1. Подвижные игры: по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности);  по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.); по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)

 2. Дидактические игры:

 - по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)

 - по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

 В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна.

(слайд 3) Новая классификация детских игр, разработанная Светланой Леонидовной Новосёловой советский психолог. В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.

 Выделяют три класса игр:

 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка  - самостоятельные игры:

 • Игра-экспериментирование

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

 • Игры обучающие: Дидактические Сюжетно-дидактические Подвижные

 • Досуговые игры: Игры-забавы Игры-развлечения Интеллектуальные Празднично-карнавальные Театрально-постановочные

 3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей.

(слайд 4) Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

(слайд5) Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники), а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

(слайд6) В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.

(слайд7) Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых игры с правилами (подвижные и настольные).(слайд8, слайд9)

Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

(  слайд 10) Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности

 • младший возраст – ролевая игра (игра-диалог);

 • средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;

 • старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация).

(слайд11) Интеграция образовательных областей и игровой деятельности/

(слайд12)  Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

 (сайд 13)   Список литературы

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
  4.    Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология.-М, 2003.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М., 1999.

          Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //     Вопросы психологии. 1996. №6.

       6.  Новоселова С.Л. Игра дошкольника. М.,1989.

       7.    Шмаков А. Её величество игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей.- М.: 1992.

       8.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1975.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в   учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных пр...

«Музыкально-игровая деятельность детей дошкольного возраста, как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности»

Мастер-класс для начинающих педагогов. В материале предоставлены Музыкальные игры для дошкольников в ходе самостоятельной деятельности...

Статья :«Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занят...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...

"Современные подходы к использованию различных видов игровой деятельности в дошкольном возрасте"

Необходимость развития игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте было подтверждено исследованиями еще в начале XX века о роли игры в развитии детей дошкольного возраста. В настоящее время под...