"Баба Яга в русской музыке, живописи и сказках"
проект (подготовительная группа)
Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, который не знал бы о Бабе Яге. Но так ли хорошо современные дети знают о ней? Пришлось искать ответ на этот вопрос в рамках проекта "Баба Яга в русской музыке, живописи и сказках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_baba_yaga_v_muzyke_zhivopisi_i_.docx | 31.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 216 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
664005 г.Иркутск, ул. Боткина,6 тел.(3952)63-27-34
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«БАБА-ЯГА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ И СКАЗКАХ»
Автор проекта:
Жорова Н.О., музыкальный руководитель
Иркутск 2023 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно - игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: Музыкальный руководитель, воспитатель, дети подготовительной группы (6-7 лет), родители.
Цель: Создание условий для формирования у дошкольников интереса к образу Бабы Яги как героя русского фольклора через знакомство с произведениями русских классиков музыки и живописи.
Задачи проекта:
- Образовательные:
- Познакомить с музыкальными и художественными произведениями:
- П.И. Чайковский Детский альбом « Баба-Яга».
- М.П. Мусоргский музыкальный цикл «Картинки с выставки» «Избушка на курьих ножках»
- А.К. Лядов Симфоническая картина «Баба Яга»
- В. Васнецов «Баба Яга»
- Н. Каразин «Баба Яга»
- Формировать представления о музыкальных и художественных образах.
- Расширять знания о средствах музыкальной выразительности: музыкальный лад, тембр, темп, музыкальный жанр, динамика, регистр, характер звучания и т.д.
- Расширять знание репертуара русской народной музыки, о русских народных инструментах.
- Развивающие:
- Развивать интерес к образу Бабы Яги как персонажу русских народных сказок.
- Развивать интерес к русскому народному творчеству – музыке, танцам, народным инструментам, играм.
III. Воспитательные:
1.Воспитывать чувство патриотизма через интерес к русскому народному творчеству в музыке и сказках.
2. Воспитывать культуру прослушивания музыкальных произведений.
Предполагаемые результаты:
- Дополнены представления об образе Бабы Яги в классической музыке и живописи, и как о персонаже русских народных сказок.
- Сформирован интерес к русскому фольклору – музыке, танцам, народным инструментам, играм.
- Расширены знания о средствах музыкальной выразительности.
- Сформирована культура прослушивания музыкальных произведений.
- Активизировалась познавательная активность детей.
Продукт проекта: музыкально-дидактическая игра «Научи Бабу Ягу»
Актуальность темы
Ни для кого не секрет что за последние несколько десятилетий наша жизнь существенно изменилась. Резко возрос темп жизни, изменились жизненные приоритеты, появились новые гаджеты, с которыми маленькие дети, в некоторых случаях, управляются лучше взрослых. Вместе с гаджетами к детям пришли новые герои сказок, мультфильмов, не всегда связанные с русской культурой. И все это не оставляет нам выбора – мы вынуждены приспосабливаться к новым условиям, а значит меняться. В этом беге очень легко забыть свою сущность, идентификацию и национальную принадлежность. Именно поэтому, в последнее время, так возросла необходимость возврата к нашим истокам, к усилению патриотического воспитания в образовательном пространстве. Перед педагогами стоит задача обращать внимание детей на национальную культуру, исконно русские ценности, одной из которых является русский фольклор – музыка, сказки, потешки, былины, игры, хороводы и много другого, благо русские народные традиции имеют глубочайшие корни, уходящие в далекие века. И, через привитие любви к народному творчеству, через развитие патриотических чувств у маленьких детей, мы сможем воспитывать поколения за поколениями нравственно высоких, по – настоящему любящих свою страну граждан, готовых любить, защищать свою Родину.
Описание этапов проектной деятельности
Этапы | Деятельность |
I. Постановка проблемы | В период слушания на музыкальных занятиях в старшей группе произведений из Детского альбома П.И. Чайковского, очередь дошла до Бабы Яги. Из разговора с детьми стало понятно, что ребята знают этого персонажа, но недостаточно глубоко, так как чтение русских народных сказок для современных детей не является приоритетным направлением. Пришли новые герои мультфильмов, которые, к сожалению, отодвинули народных персонажей на второй план. В то время как дети судят о Бабе Яге как о злой старухе, воительнице и похитительнице, есть сказки, в которых она выступает помощницей главным героям - целительницей, врачевательницей и дарительницей. Так же стало понятно, что современные дети далеки от понятия «фольклор» и всем, что связано с традициями русского народного творчества. Таким образом, выявилась основная проблема: недостаточный интерес детей к русскому фольклору. |
II. Основной этап | Применяя модель 3х вопросов - Что мы знаем? Что хотим узнать? Как это мы можем узнать? - сначала было проведено закрепление актуальных знаний о Бабе Яге как о злой силе. На музыкальных занятиях были прослушаны и разобраны музыкальные образы с точки зрения музыкального анализа (использование средств музыкальной выразительности) произведения:
которые были проиллюстрированы репродукциями:
На этом этапе в группе воспитателем были прочитаны сказки, в которых Баба Яга так же выступает как отрицательный персонаж:
Просмотрены мультфильмы :
Изучение Бабы Яги продолжилось беседой с детьми на тему – «А такая ли уж плохая Баба Яга?». И этот разговор полностью отвечал вопросу «Что мы хотим узнать?», так положительная сторона образа Бабы Яги для детей неизвестна. Следующий вопрос «Как мы это можем узнать?» логично вытек из предыдущего и дети, отвечая на него, помогли сформировать план действий:
Последнее предложение помогло окончательно сформировать идею создания продукта проекта. Им стала музыкально-дидактическая игра «Научи Бабу Ягу». Для игры необходимо создание дидактической куклы «Баба Яга» и на этом этапе активную роль на себя взяли воспитатель, дети и родители. Игра предполагает взаимодействие детей с дидактической куклой на основе использования русской народной музыки и народных инструментов. Результат игры предполагает закрепление навыков игры на детских музыкальных инструментах, расширение знания репертуара русской народной музыки и народных игр, воспитание любви к Родине и патриотических чувств на основе практического использования элементов русского фольклора. Параллельно с изготовлением дидактической куклы в группе дети познакомились со сказками «Царевна – лягушка», «Царь-медведь». Родителям была дана рекомендация для домашнего просмотра - фильмы «Финист – ясный сокол», «Морозко», мультфильм «Василиса Прекрасная», в которых Баба Яга помогает главным героям найти выход из трудного положения. Так же для более углубленного знакомства с Бабой Ягой и ее бытом, родителям было предложено провести выходные с детьми в загородном парке «Лес чудес» или в экоферме «Курма», на территориях которых построены избушки на курьих ножках и рядом расположены фигуры Бабы Яги. В процессе реализации намеченных этапов работы было осуществлено достаточно глубокое погружение в изучение образа Бабы Яги дошкольниками через знакомство с произведениями русских композиторов, художников и с русскими народными сказками. Таким образом, можно говорить о том, что Баба Яга стала для детей связующим звеном между современным миром и миром народного творчества, то есть русским фольклором. |
III. Презентация продукта | Продукт проекта: Музыкально – дидактическая игра «Научи Бабу Ягу» Цель: закрепление интереса дошкольников к народному творчеству – музыке, песням, потешкам, музыкальным инструментам, хороводам, музыкальным играм. Атрибуты для игры: дидактическая кукла Баба Яга, картинки с изображением доброго и злого выражения лица Бабы Яги, детские музыкальные инструменты, устройство для воспроизведения музыки, фонотека русской народной музыки. Ход игры: Игра начинается с хорового или сольного исполнения песни: В нашей группе первый год бабушка Яга живет – 2 раза Чтоб с Ягою подружиться С нею вместе веселиться Мы ее всему научим, воспитаем и обучим. Будь нам бабушка Яга Добрым другом на века. Ребенок: Я хочу научить бабушку Ягу играть на музыкальных инструментах (трещетках, бубнах, колокольчиках, и т.д.), петь, танцевать, играть (действие по выбору ребенка). Под выбранный музыкальный материал ребенок проводит «обучающий показ», который может быть оценен другими детьми с помощью картинок лица Бабы Яги. Оценка может проводиться или не проводиться на усмотрение педагога. Игра проводится с группой детей и подразумевает не только совершенствование навыка игры на музыкальных инструментах, певческого, игрового, но так же развитие навыка импровизации, экспериментирования, сольного и ансамблевого, коллективного исполнения. Появляется дополнительная возможность выступления перед аудиторией. Так же детям дается возможность участия в оценивании результата, что может повлечь за собой рефлексию ребенка – «А как я смогу сделать?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Бабы-яги в русских и в чувашских сказках (проект).
Образ Бабы-Яги в русских и в чувашских сказках....
Детский информационный проект "Образ Бабы - Яги в русских народных сказках"
Цель: узнать, кто такая Баба – Яга и всегда ли она злая.Задачи:· провести опрос ребят группы;· прочитать русские народные сказки...
Проект " Образ бабы Яги в русских народных сказках"
Проект по познавательному развитию для детей старшего возраста...
Презентация к мультимедийному проекту для старших дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья "В мир музыки и живописи со сказкой".
Презентация основана на русской народной сказке "Маша и медведь". К повествованию подобраны художественные иллюстрации и музыкальное сопровождение (русские народные песни, звуки леса,голоса птиц, музы...
Мультимедийный проект для старших дошкольников 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья «В мир музыки и живописи со сказкой»
Я решила остановиться на возможности воспитания и становлении духовного мира ребенка и его мира нравственного именно посредством сказки. Язык сказок, насыщенный афоризмами, мелодичными повт...
«Образ Бабы-Яги в русских народных сказках».
Конспект занятия Театрального кружка для детей старшей группы...
конспект совместной деятельности "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
Конспект совместной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)по художественно-эстетическому развитиюна тему:«Образ Бабы Яги в русских народных сказках»...