Статья "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
статья на тему
Статья "Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста" (опыт работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_burenkova_g._v.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Буренкова Галина Викторовна
заместитель заведующего
МБДОУ «Детский сад № 368», г. Нижний Новгород
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье делается акцент на духовно-нравственное развитие ребенка – дошкольника, которое осуществляется через нравственные ценности народной педагогики – это сказки.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно – нравственных ценностей.
Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Детей отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой проблемы в современной России отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является «…приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [3]
В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком, литературой. Знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом начинается со сказки. Сказка представляет богатый материал для духовно- нравственного воспитания детей, которая входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.
В то же время сказка - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы определили ряд задач, требующих решения:
- Развивать устойчивый интерес к сказке
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро-
зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
- Воспитывать любовь к художественному слову.
Работу со сказкой старались проводить в различных формах: чтение, пересказ, обсуждение театрализация, рисование сказок и др. Все эти формы работы базировались на духовно-нравственном потенциале сказок и здесь мы выделили следующие этапы работы со сказкой:
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,
беседы по содержанию, проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания
сказки, настольный театр, пальчиковый театр, подвижные игры с персонажами сказок.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,
рисование, аппликации, конструировании. Целью этого этапа является выражение своего отношения к героям сказки через творчество, формирование навыков сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Самостоятельная деятельность – разыгрывание сюжетов из сказок,
театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок. Цель этого этапа - развитие симпатии к героям сказки и понимание нравственных уроков сказки, умение оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Сказка не только обогащает язык ребенка, но и дает гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.
С помощью сказок у детей формируются умения быть дружными, трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными («У страха газа велики»), трудолюбивыми («Хаврошечка», «Царевна - Лягушка»). Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать.
Работая с детьми по данному направлению, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями, используя различные формы: беседы, консультации, фотовыставки, совместные проекты, круглый стол, развлечения.
Ведь сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.
Таким образом, сказка помогает приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, помогает возродить традиции нашего народа, духовный опыт нашей культуры.
Список литературы
- Князева О. Л., Маханева М. Д.Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.-СПб.,1999
- Короткова Л. Д. Духовно – нравственное воспитание средствами авторских сказок. /Л. Д. Короткова – М., 2011
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Консультация для родителей Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
консультация для воспитателей ""Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".
В духовно нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего...
статья "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста" Хазова Н.Д. Власова Д.А..
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, ...