«Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
консультация
Консультация для педагогов на тему: «Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 1161 корпус 6
Консультация для педагогов на тему:
«Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Архипова Ольга Витальевна
Москва 2019г.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразия факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма – двигательная активность (ДА).
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
В наши дни каждый человек знает, что занятия физической культурой полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей всё чаще можно встретить среди воспитанников детских садов.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются, как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в ДОУ. Это обусловлено тем, что дети дошкольного возраста, имея высокую потребность в ДА, не всегда могут её реализовать на должном уровне. При этом нужно учитывать, что у детей самостоятельная двигательная активность к 6-7 годам всё больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательной деятельности с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.).
Очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети, как можно больше находились в движении. Придавая особую значимость роли двигательной активности в развитии дошкольника, необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:
-утренняя гимнастика;
-подвижные игры;
-физические упражнения во время прогулок;
-физкультминутка;
-оздоровительный бег на воздухе;
-ходьба по дорожкам здоровья;
-гимнастика после сна;
-индивидуальная работа с детьми.
Разберём каждую в отдельности.
Утренняя гимнастика играет большую роль в закаливании организма, повышении работоспособности детей, и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы. Формы утренней гимнастики различны: традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов, ритмическая гимнастика.
С целью повышения двигательной активности детей дошкольного возраста необходимо в режимные моменты включать игры малой или средней активности. Но, в то же время, при планировании подвижных игр нужно обязательно учитывать, какая непосредственно образовательная деятельность запланирована. Если НОД связана с длительной статической позой (например: ФЭМП, развитие речи, ИЗО, то необходимо планировать игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурная НОД, то педагог должен планировать более спокойную игру.
Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности необходимо проводить динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительных статических поз. Также могут быть физкультминутки, пальчиковые игры, психологические этюды, оздоровительные моменты с целью профилактики заболеваний органов зрения, осанки и плоскостопия.
В течение дня в ДОУ необходимо планировать прогулки: утром, днём и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Нужно тщательно подбирать игры для прогулок с учётом возраста детей. Игры должны включать различные виды движений (бег, метание, прыжки и т. д.) и содержать интересные двигательные игровые задания. Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры - эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.
Гимнастика пробуждения (гимнастика после сна) играет немаловажную роль в повышении ДА. Упражнения выполняются из положения лёжа, и постепенно дети встают. Заканчивается гимнастика пробуждения ходьбой по «дорожкам здоровья», что тоже является способом повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре. Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Во вторую половину дня необходимо больше времени отводить самостоятельной двигательной деятельности детей. С этой целью в группах целесообразно оформить центры физического развития.
Наряду с перечисленными способами повышения ДА детей немаловажное значение отводится активному отдыху. Спортивные и оздоровительные досуги, физкультурные праздники, экскурсии и походы решают задачи комплексного развития.
В двигательный режим дошкольников входят и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
-физкультурные занятия детей совместно с родителями;
-участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДОУ.
Таким образом, выше перечисленные способы, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей." Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на занятиях по физической культуре".
Способы повышения моторной плотности на занятиях по физической культуре....
"Необходимость осуществления целенаправленной работы по повышению двигательной активности детей дошкольного возраста"
Статья предназначена для педагогов ДОУ....
Обобщение опыта работы с родителями по проблеме повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста
Данная инофрмация предназначена для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях и для родителей детей дошкольного возраста. Материал содержит в себе игры, направленные на создание эмоционального ко...
ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, некачественне питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это вл...
Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста в процессе ООД.
Движение - врождённая потребность человека. С момента рождения малыш тянется к заинтересовавшим его предметам, стремится ползать, ходить, бежать. Как часто мы слышим от взрослых: «Не бегай, а то вспот...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО
В статье говорится о важности нахождения таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием всех сенсорны...
Семинар-практикум "Способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста".
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них это, прежде всего, двиг...