"Необходимость осуществления целенаправленной работы по повышению двигательной активности детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Необходимость осуществления целенаправленной работы
по повышению двигательной активности детей
дошкольного возраста
«Движение как таковое может по
своему действию заменить любое
средство, но все лечебные средства
мира не могут заменить движения»
Ж.Тиссо
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей, повышение двигательной активности- это целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Поэтому перед нами встала необходимость активизации работы по данному направлению, комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении.
Основой деятельности нашего детского сада на основании положений «Программы обучения и воспитания в детском саду» является создание благоприятных условий для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в дошкольном возрасте, формирование основ базовой культуры личности, развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование разнообразных способностей, подготовка ребенка к жизни в школе и современном обществе.
Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координации деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом его здоровья, учетом индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.
Основным в организации работы является:
- Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей.
- Исследование состояния здоровья детей.
- Диагностика физической подготовленности дошкольников.
- Разработка системы физкультурно-оздоровительной работы.
- Анализ созданных условий в детском саду для повышения двигательной активности детей.
- Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровьесбережению.
- Взаимодействие с педагогическим коллективом.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Взаимодействие с начальной школой.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие детского организма, нередко способствует возникновению значительных нарушений со стороны различных органов и систем ( отклонения в состоянии центральной нервной системы, нарушения осанки, зрения и т. п.) В результате может задерживаться общее развитие ребенка, снижаться функциональные и адаптационные возможности еще недостаточно окрепшего организма, повышаться заболеваемость.
Повышение объема двигательной активности в детских дошкольных учреждениях достигается различными путями:
- Увеличением количества организованных форм работы по физическому воспитанию.
- Включением двигательных компонентов в занятия по различным видам деятельности.
- Введением в программу по дошкольному воспитанию новых видов активного отдыха и т. д.
Двигательная активность- это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так при гиподинамии (режим малой подвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий:
- Происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии.
- Снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяется как условиями организации деятельности, так ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства в двигательной деятельности детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети имея высокую потребность в двигательной активности не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что двигательная активность детей все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье ( увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также возрастающими познавательными интересами детей( компьютерные игры, просмотр телепередач).Поэтому необходимо обеспечить рациональным уровнем детей, который может быть достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении. Именно соблюдение и грамотное использование всех режимных моментов в деятельности дошкольного учреждения может повлиять на повышение уровня двигательной активности детей.
Особую значимость приобретает четко организованный режим дня дошкольников с правильным чередованием занятий и активного отдыха.
Результаты исследований, а также опыт работы некоторых дошкольных учреждений показывают: разные формы активного отдыха способствуют восстановлению ряда функций организма и укреплению здоровья ребенка.
Известно, что активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, то есть включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребенка путем «догрузки» его организма необходимым по возрасту объемом мышечной деятельности, а также способствует предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
К формам активного отдыха относятся:
- Физкультурные досуги
- Дни здоровья
- Спортивные праздники
Правильная организация всех видов активного отдыха помогает установить целесообразный двигательный режим, который способствует улучшению функциональных возможностей детского организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств. Используемые двигательные действия, игры и развлечения доставляют детям большую радость, поднимают настроение, дают эмоциональную разрядку. Кроме того, проведение таких форм активного отдыха предоставляет большие возможности для самостоятельной игровой, художественной, трудовой деятельности, а также для развития индивидуальных творческих проявлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы с родителями по проблеме повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста
Данная инофрмация предназначена для педагогов, работающих в дошкольных учреждениях и для родителей детей дошкольного возраста. Материал содержит в себе игры, направленные на создание эмоционального ко...
ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, некачественне питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это вл...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО
В статье говорится о важности нахождения таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием всех сенсорны...
«Применение нестандартного спортивного оборудования для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки Приобретаются ба...
«Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»
Дошкольное образование играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического развития.Основная нагрузка в плане физического развития детей ...
Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»
Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...
Методическая разработка «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»
laquo;Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»...