Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста
материал

Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - это универсальное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи. Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность.

С нашими воспитанниками мы играем в разные дидактические игры с целью развитие речи

Дидактическая игра «Из чего мы сделаны?»

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.

Задачи:

- Дать представления о связях предметов окружающего мира;

- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;

- Развивать логическое мышление;

- Дать представление о символах России;

- Расширять кругозор, словарный запас детей;

- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи

Ход игры

1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).

Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.

Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;

2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.

Игроки узнают нужный предмет.

3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)

Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, на пример «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек

4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)

Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.

У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.

Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам"

Данное дидактическое пособие может быть использовано подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей, имеющих представления о звуковом анализе слова и знающие алфавит. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей к чтению.

Основной целью данной игры является активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.

Пособие помогает решать следующие задачи:

- Упражнять выделять первый звук в слове дифференциации гласных, согласных звуков.

- Учить подбирать звук к букве на игровом поле.

- Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.

- Развивать пространственные представления.

- Воспитывать самостоятельность, смекалку.

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Ему необходимы знания, которые помогут ознакомится с окружающей действительностью. Используя игру как средство расширения круга представлений, развиваем у детей любознательность, содействуем умственному и общему их развитию. Чтобы выполнить такие задания, ребенок в данной игре должен преодолевать активную мыслительную работу, правильно выделить звук в начале слова и после прочитать слово по первым буквам. Находя выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, он делает шаг в умственном развитии, так как проблемная ситуация требует от него активного использования уже усвоенных им знаний, самостоятельного действия.

Игра-занятие «Истории в картинках»

Описание

Перед вами игра-занятие «Истории в картинках». Дети по разрезанным картинкам смогут составить забавные рассказы. Количество историй может быть любым и ограничено лишь фантазией детей. Раздав картинки детям, мы  предлагаем  им выложить их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Игра превратится в увлекательное и поучительное занятие, где дети смогут проявить всю свою фантазию, одновременно развивая наблюдательность, логическое мышление, связную речь и внимание. Дети очень любят фантазировать, а данный материал как нельзя лучше поможет им в этом.

Познавательная игра-лото "Свойства предметов"

Цель данного пособия: закрепить понятие свойства, развить речь детей, расширить словарный запас дошкольников лексикой признаков, развить память, внимание, умение воспринимать слова на слух, соотносить предметы и слова – признаки.

Эта дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она поможет детям различать, подбирать и называть свойства предметов, пополнять словарь слов-признаков (прилагательных), находить предмет по описанию.

Варианты игр:

Вариант 1.

Карточки раздаются поровну среди участников. Затем каждый, по очереди, называет любую из своих картинок (сначала, ту назвние которой точно знает) и подбирает слово-признак к названному предмету. Игра поводится до тех пор, пока кто-то не сможет правильно назвать свои картинки или подобрать признак. Рекомендую на начальном этапе ограничиваться определённым количеством картинок (каждому 5-10). Взрослый может поддаваться, тем самым мотивируя ребёнка помогать ему, а значит с двойным усилием тренироваться в подборе слов "за себя и за маму".

Усложнение:

карточки переворачиваются вних картинками и выбирают их по очереди уже наугад, что попадёться, к тому предмету и подбираем признак.

подбираем по 2 признака (называя предмет по цвету и по форме (помидор красный, круглый), добавляем размер (помидор красный, круглый, большой) и т.д.

Вариант 2.

Карточки раздаются поровну среди участников. Затем ведущий (взрослый) читает карточки со словами), тот ребёнок у кого есть картинка, подходящая под описание, берёт карточку со словами себе и кладёт её на карточку с картинкой. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карточки с картинками.

Упрощение:

в начале берутся для розыгрыша не все карточки.

в начале ищем предмет по одному признаку все красные, в этом случае у нескольких игроков будут правильные ответы и "выигрышные"карточки можно просто переворачивать, выиграет окончательно тот, кто быстрее перевернёт в процессе игр все свои карточки.

Вариант 3.

Подбор слов-признаков (прилагательных) подготавливает ребёнка к развитию самостоятельной связной речи. Поэтому можно просто по очереди выбирать картинки и пробовать описать нарисованный на ней предмет: "Это помидор, это овощ, он красный, круглый, большой, мягкий, его можно есть свежим, солить в банках на зиму, добавлять в салаты, лечо и т.д."

 

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры как средства развития речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра - это универсальное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Задачами дидактической игры выступают обучение новым словам, правильному произношению, умению их склонять и формированию связной речи. Формирование связной речи выступает как результат взаимосвязи речевого и умственного развития, для которой характерны содержательность, логичность, последовательность.

С нашими воспитанниками мы играем в разные дидактические игры с целью развитие речи

Дидактическая игра «Из чего мы сделаны?»

Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста

Цель игры: Совершенствовать знания детей о предметах окружающей действительности, и о материалах из которых они сделаны.

Задачи:

- Дать представления о связях предметов окружающего мира;

- Познакомить с продуктами человеческого труда, и с русскими народными промыслами;

- Развивать логическое мышление;

- Дать представление о символах России;

- Расширять кругозор, словарный запас детей;

- Учить детей сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи

Ход игры

1.«Кто быстрее» (участвуют 2-8 детей).

Всем предметные карточки перемешать картинками вверх. Большие карточки дать каждому игроку по одной.

Задача игроков – как модно быстрее выложить на свои большие карты. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет большие карты;

2. «Выбери и назови» (участвуют 2-8 детей). Все играющие берут по одной большой карте. Ведущий берёт предметную карточку и показывает что на ней изображено, и спрашивает у игроков, из чего она сделана. Кто быстрее собрал все карточки – тот победил.

Игроки узнают нужный предмет.

3. «Верю-не-верю» (участвуют 2-8 детей)

Все карточки перевернуть картинками вниз. Игроки по очереди открывают по 1 карточке, показывают её остальным и спрашивают, на пример «Верите ли, мне, что бусы сделаны из ткани?» Игроки отвечают, кто ответил неверно – тот получает штрафную фишку. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных фишек

4. «Угадай» (участвуют 2-8 детей)

Все предметные карточки перевёрнуты картинками вниз. Игроки по очереди берут по одной, придумывают загадку о предмете (форма, цвет, для чего нужен), остальные отгадывают и размещают на большой карточке.

У кого большая карточка будет заполнена раньше – тот победил.

Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам"

Данное дидактическое пособие может быть использовано подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей, имеющих представления о звуковом анализе слова и знающие алфавит. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей к чтению.

Основной целью данной игры является активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.

Пособие помогает решать следующие задачи:

- Упражнять выделять первый звук в слове дифференциации гласных, согласных звуков.

- Учить подбирать звук к букве на игровом поле.

- Развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.

- Развивать пространственные представления.

- Воспитывать самостоятельность, смекалку.

Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Ему необходимы знания, которые помогут ознакомится с окружающей действительностью. Используя игру как средство расширения круга представлений, развиваем у детей любознательность, содействуем умственному и общему их развитию. Чтобы выполнить такие задания, ребенок в данной игре должен преодолевать активную мыслительную работу, правильно выделить звук в начале слова и после прочитать слово по первым буквам. Находя выход из усложненной ситуации без прямой подсказки, он делает шаг в умственном развитии, так как проблемная ситуация требует от него активного использования уже усвоенных им знаний, самостоятельного действия.

Игра-занятие «Истории в картинках»

Описание

Перед вами игра-занятие «Истории в картинках». Дети по разрезанным картинкам смогут составить забавные рассказы. Количество историй может быть любым и ограничено лишь фантазией детей. Раздав картинки детям, мы  предлагаем  им выложить их на стол в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Игра превратится в увлекательное и поучительное занятие, где дети смогут проявить всю свою фантазию, одновременно развивая наблюдательность, логическое мышление, связную речь и внимание. Дети очень любят фантазировать, а данный материал как нельзя лучше поможет им в этом.

Познавательная игра-лото "Свойства предметов"

Цель данного пособия: закрепить понятие свойства, развить речь детей, расширить словарный запас дошкольников лексикой признаков, развить память, внимание, умение воспринимать слова на слух, соотносить предметы и слова – признаки.

Эта дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она поможет детям различать, подбирать и называть свойства предметов, пополнять словарь слов-признаков (прилагательных), находить предмет по описанию.

Варианты игр:

Вариант 1.

Карточки раздаются поровну среди участников. Затем каждый, по очереди, называет любую из своих картинок (сначала, ту назвние которой точно знает) и подбирает слово-признак к названному предмету. Игра поводится до тех пор, пока кто-то не сможет правильно назвать свои картинки или подобрать признак. Рекомендую на начальном этапе ограничиваться определённым количеством картинок (каждому 5-10). Взрослый может поддаваться, тем самым мотивируя ребёнка помогать ему, а значит с двойным усилием тренироваться в подборе слов "за себя и за маму".

Усложнение:

карточки переворачиваются вних картинками и выбирают их по очереди уже наугад, что попадёться, к тому предмету и подбираем признак.

подбираем по 2 признака (называя предмет по цвету и по форме (помидор красный, круглый), добавляем размер (помидор красный, круглый, большой) и т.д.

Вариант 2.

Карточки раздаются поровну среди участников. Затем ведущий (взрослый) читает карточки со словами), тот ребёнок у кого есть картинка, подходящая под описание, берёт карточку со словами себе и кладёт её на карточку с картинкой. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карточки с картинками.

Упрощение:

в начале берутся для розыгрыша не все карточки.

в начале ищем предмет по одному признаку все красные, в этом случае у нескольких игроков будут правильные ответы и "выигрышные"карточки можно просто переворачивать, выиграет окончательно тот, кто быстрее перевернёт в процессе игр все свои карточки.

Вариант 3.

Подбор слов-признаков (прилагательных) подготавливает ребёнка к развитию самостоятельной связной речи. Поэтому можно просто по очереди выбирать картинки и пробовать описать нарисованный на ней предмет: "Это помидор, это овощ, он красный, круглый, большой, мягкий, его можно есть свежим, солить в банках на зиму, добавлять в салаты, лечо и т.д."

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...

Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...

Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....